Глава 2.Судейство в подвижных играх




Содержание

 

Введение.................................................... Глава1. Руководство подвижных игр............................. Глава2.Судейство подвижных игр............................... Заключение.................................................. Список используемой литературы...............................  

 

 

Введение

Игра - относительно самостоятельная деятельность детей и взрослых. Она удовлетворяет потребность людей в отдыхе, развлечении, познании, в развитии духовных и физических сил. Подвижная игра относится к тем проявлениям игровой деятельности, в которых ярко выражена роль движений. Для подвижной игры характерны активные творческие двигательные действия, мотивированные ее сюжетом. Эти действия частично ограничиваются правилами (общепринятыми, установленными руководителем или играющими), направленными на преодоление различных трудностей на пути к достижению поставленной цели. Подвижные игры являются одним из вспомогательных средств в занятиях спортом.

Такую несколько общую характеристику вспомогательного значения подвижных игр в занятиях спортом необходимо дополнить замечаниями. Они касаются своеобразия задач, особенностей подбора и проведения подвижных игр применительно к специфике занятий гимнастикой, легкой атлетикой, лыжной подготовкой и спортивными играми. Содержание подвижной игры составляют ее сюжет (тема, идея), правила и двигательные действия. Содержание исходит из опыта человечества, передающегося от поколения к поколению.

Сюжет игры определяет цель действий играющих, характер развития игрового конфликта. Он заимствуется из окружающей действительности и образно отражает ее действия (например, охотничьи, трудовые, военные, бытовые) или создается специально, исходя из задач физического воспитания, в виде схемы противоборства при различных взаимодействиях играющих (например, в современных спортивных играх). Сюжет игры не только оживляет целостные действия играющих, но и придает отдельным приемам техники и элементам тактики целеустремленность, делает игру увлекательной.

Правила - обязательные требования для участников игры. Они обуславливают расположение и перемещение игроков, уточняют характер поведения, права и обязанности играющих, определяют способы ведения игры, приемы и условия учета ее результатов. При этом не исключаются проявление творческой активности и инициативы играющих в рамках правил игры.

 

 

Глава 1. Руководствов подвижных игр

- игру необходимо начинать организованно, не задерживая её начало. Задержка снижает предыгровое состояние занимающихся и уменьшает их готовность к игре. Задержать начало можно лишь тогда, когда участникам необходимо обсудить план действий в команде. Игра начинается по сигналу, свистку, хлопку и т.д. Рекомендуется употреблять различные команды и сигналы, чтобы развивать у детей точность и быстроту реакций на различные приказания. О способе начала игры обязательно сообщается.

- после начала необходимо внимательно следить за ходом игры, поведением игроков и направлением их действий. При проведении игр нужно приучать детей сознательно соблюдать правила игры. По ходу игры можно делать поправки и замечания. Но если несколько детей делают одну ошибку, игру необходимо остановить, но не криком или резким сигналом, а приучать детей останавливаться по команде «Внимание!» или по свистку. В процессе игры следует содействовать творческой инициативе играющих. Игрой нужно руководить так, чтобы её процесс доставлял удовольствие. Это возможно, если играющие смогут проявить в игре свою творческую активность, самостоятельность, инициативность. Нужно заинтересовать детей игрой. Для этого необходимо правильно подобрать игру соответственно интересам и возможностям детей; учитывать их желание и настроение; педагогически правильно руководить игрой, а иногда и самим участвовать в игре; поддерживать команды. В процессе игры нужно добиваться от играющих сознательной дисциплины, честного выполнения правил и обязанностей, возложенных на игроков.

Руководство игрой имеет исключительно важное значение для решения поставленных руководителем оздоровительных, образова­тельных и воспитательных задач. Усвоение детьми игры и поведе­ние играющих также зависит от правильного руководства. Значение умелого управления процессом игры подчеркивал П.Ф.Лесгафт. По его словам, руководитель «должен сам хорошо понимать смысл и значение приведенных правил и не допускать со своей стороны ни малейшего произвола в своих размышлениях и действиях, а также уметь всегда... оставаться по отношению к ученикам вполне объективным... Чтобы занимающиеся при посредстве игры при­учились к самостоятельной деятельности... необходимо, чтобы они сами направляли игру и следили за точным исполнением приня­тых правил».

Игра должна начинаться организованно и своевременно, по условному сигналу (команде, свистку, хлопку в ладоши, взмаху рукой или флажком). Условные сигналы и команды лучше чередо­вать в целях упражнения детей в точности и быстроте двигатель­ной реакции. Руководитель заранее предупреждает детей о вы­бранном им сигнале и дает его только после того, как убедится в том, что все игроки поняли содержание игры и заняли свои места. Начиная игру, руководитель не должен допускать задержек, по­скольку это снижает интерес участников, уменьшает готовность детей к игре. Приостановить начало игры можно лишь в том слу­чае, когда участникам нужно обсудить план действия в командах. После того как игра началась, руководитель внимательно следит за ее ходом, за поведением играющих, делает поправки и замеча­ния, не останавливая общего хода игры. Если большинство игра­ющих допускают одинаковую ошибку, он может приостановить игру и сделать указания, как правильно выполнять приемы игры, обращает внимание на тактику. Однако наряду с этим он предо­ставляет детям максимум инициативы и остается беспристраст­ным и объективным судьей.

Очень тактично руководитель должен обращаться с маленьки­ми, слабыми игроками и не требовать исполнения таких правил, которые могут привести к чувству подавленности или причинить вред; особенно много внимания надо уделять детям, не привык­шим играть в коллективе. От отдельных отстающих в играх, менее ловких учеников не следует требовать немедленных успешных дей­ствий. Надо терпеливо и настойчиво стремиться к тому, чтобы такие игроки постепенно приближались к общему уровню игро­вой подготовленности коллектива. Менее подготовленным полез­но предлагать дополнительные занятия играми-упражнениями или «маленькими играми». Цель таких занятий — подведение отстаю­щих учеников к общему среднему уровню подготовленности, они могут проводиться в одиночном порядке или в составе небольших групп. В ряде игр-упражнений типа «поединков» хуже подготов­ленным и менее успевающим игрокам можно предоставлять не­которые преимущества в состязаниях с более сильными против­никами.

Хорошо изучив игру, дети сами могут создавать новые прави­ла, дополняя уже существующие. Руководителю следует поддер­живать в этом детей.

Если подвижная игра отличается сложностью, руководитель сначала знакомит детей с основными правилами, а затем по ходу игры постепенно дополняет их.

Давать сигнал к окончанию игры лучше всего тогда, когда все участники получили от нее удовольствие, но не переутомились. Об окончании игры можно предупредить словами: «Осталась одна минута!», «Играем до одного очка!», «Последний водящий!» и т.д.

Игру нельзя останавливать криком, резкой командой, так как такое неожиданное для учеников окончание игры, непредвиденный ее конец могут вызвать отрицательную реакцию, неудовлетворение.

Зачастую в ходе игры детей приходится сдерживать. На пределе их возможностей возникает своего рода «самозаводящийся» меха­низм, основа которого строится на игровом удовольствии. Руко­водителю важно следить за психологическим климатом подвиж­ной игры, ее процесс должен быть приятен детям.

Это возможно только в том случае, когда участники проявля­ют активность, творческую инициативу и самостоятельность.

Очень важно умение руководителя заинтересовать, увлечь де­тей игрой. Чтобы игра стала интересной, она должна соответство­вать интересам и возможностям детей. Надо обращать внимание на желания играющих, их настроение.

Одна из наиболее важных задач руководителя — суметь войти в детский коллектив, включиться в сферу игровых действий. Иногда руководитель может непосредственно играть с ребятами (кроме игр с элементами соревнований). Это делается в тех случаях, когда надо показать отличный образец умения играть. Принимая участие в игре, он не только поднимает интерес у играющих, но и показы­вает им, как лучше использовать отдельные приемы, определен­ные тактические комбинации. Если руководитель замечает, что игра неинтересна участникам, он должен выяснить причину этого: возможно, она очень проста или, наоборот, сложна. В этих случаях надо менять правила (усложнять или упрощать), в крайнем случае — сокращать продолжительность игры.

Заранее, до проведения игры, руководитель учитывает наибо­лее опасные ее моменты (перепрыгивание через сложное препят­ствие, спрыгивание вниз с высоты, бег около снарядов, стены), во время игры он должен быть готов к страховке. Помогать руко­водителю могут дети, не участвующие в игре.

В играх не должны присутствовать отрицательные эмоции, надо, чтобы игры положительно влияли на нервную систему, самочув­ствие и поведение занимающихся. Для этого необходимо избегать проявления в играх обиды, озлобления или страха, способствую­щих воспитанию нежелательных качеств.

Играющих надо приучать к тому, чтобы они привыкали помо­гать друг другу лучше выполнять отдельные приемы, а при встре­чах с «противником» — не допускать грубостей даже в самые ост­рые моменты состязания. Если выбрана командная игра, надо побуждать каждую команду вести игру наступательно, постоянно согласовывая действия по выполнению поставленной тактической за­дачи. При непрерывности атакующих действий играющие должны уметь без промедления прибегать к новым маневрам в случаях не­удачи или ослабления наступления.

В согласованных совместных действиях необходимо поощрять ини­циативу каждого игрока. Надо научить играющих не теряться, если придется переходить от нападения к защите. Но и в случаях перехо­да к защите игроки должны стремиться «обороняясь — наступать». В подвижных играх с разделением на команды, в которых роли играющих могут быть различны (одни — в защите, другие — в на­падении), при повторных занятиях полезно менять обязанности игроков. Для слишком возбудимых подвижная игра, богатая эмо­циональным содержанием, может служить слишком сильным раз­дражителем: приводить к повышению возбудимости, затруднению дифференцировки и, следовательно, к понижению ясности, бы­строты мысли, четкости, правильности действий. Наоборот, ма­лоподвижные, инертные игроки в условиях игры, возбуждающей их эмоции, становятся способными к наиболее целесообразным, ловким, быстрым действиям. Вместе с тем из опыта известно, что играющие с различными типами высшей нервной деятельности могут одинаково хорошо овладевать игровыми приемами.

В занятиях подвижными играми могут быть достаточно верно подмечены свойственные отдельным занимающимся те или иные типы высшей нервной деятельности. Педагогическая практи­ка показывает, что дети школьного возраста с различными ти­пами высшей нервной деятельности могут проявлять себя в играх различно.

Руководитель должен приучать детей к дисциплинированному поведению во время игры. Однако по некоторым причинам дис­циплина может быть нарушена. Например, в случае, если руково­дитель непонятно объяснил игру. Тогда надо сразу же дополни­тельно разъяснить правила игры. Дисциплина нарушается также из-за неправильного выбора водящих или разделения на команды. Со слабым водящим играть неинтересно. Дети шумят, дразнят его. При неправильном разделении на команды (одна сильнее дру­гой) участники более слабой команды начинают протестовать во время игры. Еще хуже, когда по недосмотру руководителя в ко­мандах неравное количество игроков. Ошибки следует устранять немедленно по мере обнаружения.

Очень часто дисциплину нарушают несдержанные игроки. Что­бы избежать этого, можно поручить им ответственные роли водя­щего, судьи, а в некоторых случаях, наоборот, отстранить от игры.

Иногда в процессе игры дети пытаются прибегнуть к обману. Для них это скорее освещенная временем традиция, чем постыд­ные поступки в обществе взрослых. Серьезным преступлением во многих культурах, которые смиряются с обманом, считается быть пойманным во время проступка. Верх изощренности — выйти из этого положения незамеченным. Руководитель игры также может допускать подобную тактику в ходе ее, хотя и должен настаивать, чтобы дети вели себя по другим правилам. Игры являются хорошим средством по преподнесению такого урока. Стыд тех, кого застали за этим действием, служит лучшим средством борьбы с обманом, нежели просто запрет. Игроки должны осознавать, что они будут исключены из игры, если их поймают на обмане.

 

Глава 2.Судейство в подвижных играх

Объективное и беспристрастное судейство — обязательное ус­ловие каждой подвижной игры. Если участники не соблюдают ее правил, игра теряет свою педагогическую ценность. Объективное и точное судейство имеет особое значение в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревновательное начало и каж­дая команда заинтересована в выигрыше. Необъективный судья теряет доверие и уважение, его авторитет падает, с ним переста­ют считаться.

Во время игры судья должен расположиться так, чтобы ви­деть всех играющих и не мешать им. В некоторых играх ему прихо­дится передвигаться по площадке и наблюдать за перемещением игроков. Сигнал о нарушении правил должен подаваться свое­временно и четко. Судья делает замечания корректно, не вступая в споры с играющими. От судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

 

Заключение

Каждая игра требует объективного судейства. Игра теряет свою педагогическую ценность, если не будет внимательного и строгого наблюдения за выполнением правил. Объективное и точное судейство особенно важно в играх с разделением на команды, где ярко выражено соревнование, и каждая команда заинтересована в выигрыше. Судья следит, чтобы были равные команды по количеству играющих и по силам, чтобы были равные условия и инвентарь. Для объективного и точного судейства нужно найти удобное место. Судье следует не вступать в споры, замечания делать корректно, от судьи зависит правильное подведение итогов игры. Строгое судейство в подвижных играх способствует воспитанию у детей честности, уважения к судье и правилам. Замечания и разъяснения, касающиеся судейства, надо делать по окончании игры.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жуков М. Н.:Подвижные игры: Учеб.для студ. пед. вузов. — М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с.

2. Коротков И. М.: Подвижные игры детей. М., «Советская Россия»,1987— 154 с.

3.Лепёшкин В. А.: Подвижные игры для детей.— М., «Школьная пресса», 2004.— 80 с.

4. Ушакова Е. В.: Подвижные игры.— Белгород: БелГУ, 2011 — 48 с.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: