Международные экономические отношения




Министерство сельского хозяйства РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Южно-Уральский Государственный Аграрный Университет»

Кафедра экономики и

организации АПК

 

«Экономическая теория»

Методические указания по изучению дисциплины, выполнению контрольной работы для студентов факультета заочного обучения

Уровень высшего образования: бакалавриат

 

Направление подготовки: 35.03.07 Технология производства и переработки с.-х. продукции

 

Профиль подготовки: Технология производства, хранения и переработки продукции животноводства

 

Форма обучения: заочная, очно-заочная

 

 

Троицк 2016

УДК 330.8(07)

ББК 65.01я7

 

Утверждено на заседании кафедры

(протокол № ____от «____» ___________2016 г.) _________Зав. кафедрой

 

Утверждено на заседании Методической комиссии факультета заочного обучения (протокол № ____ от «____»_________1016 г.___________декан факультета

 

 

Рецензент: Л.В. Казанцева, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации АПК

 

Составитель: М.В. Сердюк, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и организации АПК

 

Сердюк, М.В. Экономическая теория: Методические указания по изучению дисциплины, выполнению контрольной работы для студентов факультета заочного обучения отделения технологии / М.В. Сердюк. – Троицк, 2016. – 21 с.

 

Методические указания и контрольные задания составлены в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Экономическая теория», по направлению подготовки 35.03.07 Технология производства и переработки с.-х. продукции (уровень высшего образования – бакалавриат) с учетом требований ФГОС ВО, утвержденного Приказом МОиН РФ от «12» ноября 2015 г. № 1330

 

 

УДК 330.8(07)

ББК 65.01я7

 

© Федеральное государственное бюджетное образовательное

учреждение высшего образования

«Южно-Уральский государственный аграрный университет»

ОГЛАВЛЕНИЕ

  Введение  
  Содержание дисциплины  
1.1 Разделы дисциплины  
1.2 Вопросы для зачета  
1.3 Рекомендуемая литература  
1.4 Вопросы и задания для контрольных работ  
  Требования к оформлению контрольной работы  
  Приложения  

 

ВВЕДЕНИЕ

Цель дисциплины: формирование экономического мышления, теоретических знаний и практических умений, обеспечивающих получение целостного представления об экономике

Задачи дисциплины:

- усвоение теоретических основ экономической теории: базовых экономических понятий и экономических законов;

- выработка умения и готовности использовать знания управленческой и экономической деятельности в практической деятельности;

- приобретение навыков саморазвития, самореализации, самообразования, использования творческого потенциала;

- осмысление и понимание основных методов экономического анализа;

- получение практических навыков при оценке эффективности результатов деятельности предприятий.

 

 

В результате освоения дисциплины у студентов должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции(ОК):

Компетенция Индекс компетенции
   
- способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности     ОК-3

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Разделы дисциплины

Таблица 1 – Разделы дисциплины

 

  Основные понятия экономической теории и типы экономических систем
  Микроэкономика
  Макроэкономика
  Международные экономические отношения
  Особенности переходной экономики России

 

Основные понятия экономической теории и типы экономических систем

Предмет экономической теории как науки. Ее задачи, функции и методы исследования. Основные этапы развития экономической теории. Понятие микроэкономики и макроэкономики. Кривая производственных возможностей. Типы экономических систем.

Студент должен знать: сущность экономических законов и факторы, влияющие на них; экономическое содержание факторов производства, производственной функции

уметь: устанавливать принадлежность конкретного вида хозяйственной деятельности к одному из типов строения рынка; оценивать, насколько эффективен выбранный способ использования имеющихся ресурсов в сравнении с другими альтернативами

владеть: основами экономического анализа

 

Вопросы для самоконтроля:

1.Как понимали слово «экономика» ученые Древней Греции? Как это слово понимают сейчас?

2.Как экономическая теория отражает развитие общества? На примере отдельных школ и направлений экономической науки покажите ее связь с жизнью общества

3.В чем различие между объектом и предметом экономической теории? В чем видят свой предмет экономикс и политическая экономия? Каков предмет современной экономической теории?

4.При перечислении методов экономической теории укажите методы, присущие всем наукам.

5.С какими функциями экономической теории связан ее позитивный и нормативный характер?

Микроэкономика

Рыночное равновесие в микроэкономике. Товар и его свойства. Величина спроса, цена спроса. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Эластичность спроса.

Величина предложения, цена предложения. Закон предложения. Факторы, влияющие на предложение товара. Эластичность предложения. Равновесие на рынке товаров.

Факторы производства и их рынок. Капитал и его виды. Рынок капитала: спрос, предложение и цена. Понятие труда. Особенности труда, как товара. Рынок труда. Земля и ее особенности. Рынок земли. Предпринимательство. Организационно-правовые формы предпринимательства. Равновесие рынка ресурсов.

Издержки производства и их виды. Эффект масштаба. Выручка и прибыль. Виды прибыли и их экономическое содержание. Принцип максимизации прибыли и минимизации убытков.

Экономическая конкуренция и типы строения рынков. Понятие экономической конкуренции, ее необходимые условия и виды. Совершенная (чистая) конкуренция. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Монополия и антимонопольное регулирование.

Общее равновесие и благосостояние. Государство, его роль и функции. Общественное благо и его особенности. Распределение доходов.

 

Студент должен знать: сущность экономических законов и факторы,влияющие на их проявление;экономическое содержание рыночного равновесия, затрат;особенности различных типов строения рынка;законодательные акты, регламентирующие экономические отношения.

уметь: определять факторы, влияющие на спрос и предложение продукции,выпускаемой предприятиями;устанавливать принадлежность конкретного вида хозяйственной деятельности к одному из типов строения рынка;оценивать, насколько эффективен выбранный способ использования имеющихся ресурсов в сравнении с другими альтернативами.

владеть: основами экономического анализа.

Вопросы для самоконтроля:

1. Чтотакоеспрос? Чемхарактеризуютсяособенностимикроэкономическогоподхода к спросу? Чемспросотличаетсяотпотребности?

2. Какиефакторыопределяютспрос? Накакиегруппыможноразделитьэтифакторы? Чемможнообъяснитьдействиезаконаспроса?

3. Чтотакоеценоваяэластичностьспроса? Какиефакторыееопределяют?

4. Какиевидынеценовойэластичностиспросамогутбыть? Следуетлиожидатьростаспросанавсетовары в случаеповышениядоходовнаселения?

5. Чтотакоепредложение? В чемособенностьмикроэкономическогоподхода к предложению? Чемобъясняетсядействиезаконапредложения?

6. Чемхарактеризуетсяэластичностьпредложения? Какойможетбытьэластичностьпредложения? Какнаэластичностьпредложениявлияетфакторвремени?

7. Объяснитемеханизмвзаимодействияспроса и предложения

8. Дайтеопределениепроизводству.

9. Чтовыпонимаетеподфакторомпроизводства?

10. Покакимпризнакамвыделяется в особой, главный - человеческийфактор.
11. Дайтеопределениекапиталу.

12. Почемуземлявыделяетсяизвещественногофакторапроизводствавособый, природныйфактор?

13. Дайтехарактеристикупредпринимательскойдеятельности.

14. Какобразуютсяпроизводственныефондыпредприятия? Чтовходит в ихсостав?

15. Каквозникаютфондыобращения? Чтоихотличаетотпроизводственныхфондов в целом и отоборотныхфондов в частности?

16. Какформируютсяиздержкипредприятия? Чтособойпредставляютиздержкипроизводства и издержкиобращения? Почемумикроэкономикавсеэтииздержкирассматриваеткакиздержкипроизводствапредприятия?

17. Чтотакоеполныеиздержки? Обоснуйтенеобходимостьихучета. Покакомупризнакуониделятсянавнешние и внутренние?

18. Какиеиздержкиотносятся к постоянным, какие к переменным? В чемсмыслвыделениядинамическиххарактеристикиздержек?

19. Чтотакоеприбыль? Всегдалиувеличениеобъемовпроизводстваведет к роступрибыли? Какимправиломдолжнопользоватьсяпредприятие, определяянаиболеевыгодныйобъемпроизводства?

20. Чтотакоеконкуренция? Охарактеризуйтеразличныевидыконкуренции.

21. Чемхарактеризуетсясовершеннаяконкуренция?

22. Чемотличаетсямонополияотсовершеннойконкуренции? Какиеосновныецелипреследуетмонополистическоерегулирование?

23. В чем отличия монополистической конкуренции от олигополии?

24. Раскройтесущностьпонятияобщееравновесие и благосостояние.

25. Объясните, почемураспределениюдоходов в рыночнойэкономикесвойственнонеравенство?

26. Какиеколичественныеизмерителииспользуютсядляизмерениястепенинеравенства?

27. С какимиосновнымипроблемамисталкиваетсярыночныймеханизм?

 

Макроэкономика

Национальная экономика. Система национальных счетов. Кругооборот доходов и продуктов. ВВП и ВНП. Национальный доход, личный доход, располагаемый личный доход.

Совокупный спрос и факторы, влияющие на него. Совокупное предложение и факторы, влияющие на него. Сущность макроэкономического равновесия.

Стабилизационная политика. Инфляция, причины и последствия, измерение. Антиинфляционная политика. Безработица, формы и измерение. Понятие экономического цикла. Виды экономических циклов и их характеристика. Экономический рост и развитие. Потребление и сбережение (накопление). Инвестиции и их источники формирования. Политика стабилизации экономических отношений в обществе.

Кредитно-денежная и налоговая системы. Сущность и виды денег, их функции. Равновесие на денежном рынке. Банковская система. Ссудный капитал и кредит. Финансы. Налоговая система, ее функции, принципы организации. Государственный бюджет.

 

Студент должен знать: экономическое содержание безработицы, инфляции, денежно-кредитной и налоговой систем; роль государства в стабилизации экономических отношений; законодательные акты, регламентирующие экономические отношения; показатели, характеризующие развитие национальной экономики.

уметь: анализировать в общих чертах экономическую ситуацию в стране и за рубежом;выбирать политику в зависимости от характера развития экономических отношений.

владеть: основами экономического анализа.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Раскройтесущность и структурунациональнойэкономики.

2. Каковарольгосударства в кругооборотедоходов и продуктов?

3. Какойвкладвнес С. Кузнецов в измерениеобъемов и темповростасовокупногопроизводства?

4. Какиеосновныепоказателивходят в системунациональныхсчетов?

5. Отражаетлипоказатель ВВП общественноеблагосостояние?

6. Какие экономические функции государство вынуждено брать на себя в связи с переходным характером экономики?

7. Какие меры необходимы для финансовой стабилизации в переходной экономике?

8. Какими проблемами в переходной экономике должно заниматься государство?

9. Какой вариант макроэкономической стабилизации применялся в России в 1992—1994 гг.: ортодоксальный или гетеродоксный?

10. Почему в начале переходного периода, как правило, необходима макроэкономическая стабилизация?

11. Какие меры относятся к институциональным преобразованиям?

12. Какие отрасли российской промышленности должны пользоваться в ходе структурной перестройки поддержкой государства?

13. Раскройте сущность структуры финансовой системы.

14. Какие основные функции выполняет финансовая система?

15. На каких принципах основывается построение государственного бюджета?

16. Что такое «налог»? Каковы основные принципы налогообложения?

17. Какие типы фискальной политики вы знаете?

18. Что такое «деньги»? Какие основные функции они выполняют?

19. Охарактеризуйте основные денежные агрегаты.

20. Как достигается равновесие на денежном рынке?

21. Какое место в денежной системе занимает банк? Какие операции он проводит?

22. Раскройте сущность денежного мультипликатора.

23. Какими основными инструментами располагает денежно-кредитная политика?

 

Международные экономические отношения

Международные экономические отношения. Международная экономическая интеграция. Международное движение капитала. Внешняя торговля и торговая политика. Платежный баланс.

 

Студент должен знать: сущность международных экономических отношений и формы международной интеграции.

уметь: анализировать в общих чертах экономическую ситуацию в стране и за рубежом.

владеть: основами экономического анализа

Вопросы для самоконтроля:

1. Чемхарактеризуетсясовременноемировоехозяйство? С какимиглобальнымипроблемамисталкиваетсямировоехозяйство?

2. В какихформахпредстаютмирохозяйственныесвязи?

3. Раскройтесущностьтеорийабсолютного и относительногопреимущества.

4. Перечислитеосновныевидывнешнеторговойполитики.

5. Чтотакоеплатежный и торговыйбаланс?

6. Перечислитеосновныеэлементывалютнойсистемы.

7. Раскройтепонятие «валютныйкурс» и механизмегоустановления.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: