Поэзия символистов.
Ориентировка на символ, музыкальность поэтической речи. Обращение к истории. Идея синтеза культур. Стихотворения И.Анненского, К.Бальмонта, В.Брюсова, А.Белого.
Поэзия акмеистов.
Эстетические задачи: воспевание прекрасной ясности, любви и красоты. Поэтизация первозданных эмоций, стихийной силы. Внимание к природно-биологическому началу в человеке. Эстетизация фиксируемых явлений. Подчеркнутый прозаизм житейских реалий. Стихотворения Г.Городецкого, Н.Гумилева, А. Ахматовой, О. Мандельштама.
Поэзия футуристов.
Идея индивидуального словотворчества, «заумного языка», звуковой и графический эксперимент. Стихотворения В.Хлебникова, братьев Бурлюков, А. Крученого, В. Маяковского.
Студент должен
знать: общую характеристику основных направлений поэзии Серебряного века, главных их представителей;
уметь: прочитать стихотворение любимого поэта Серебряного века и прокомментировать его.
Раздел VI Литература первой половины XX века.
Основные потоки русской литературы XX века: литература, создававшаяся на родине, литература русского зарубежья, «запрещенная литература». Традиции русской классики и поиски обновления искусства. Художественные обретения литературы XX в. Человек на перепутье истории – сквозная тема русской литературы XX в.
М. Горький.
Философско-этический идеал личности в раннем творчестве Горького. Поэтизация гордых и сильных людей. Эволюция художественной трактовки индивидуализма («Старуха Изергиль»). Философское осмысление проблемы истинной и ложной свободы. Жанр легенды, сказки, песни. Композиция «рассказ в рассказе».
Философско-этическая проблематика пьесы «На дне»: спор о человеке. Полемика с философией непротивленчества Толстого. Лука – философ-утешитель. Споры о человеке, правде. Художественное мастерство Горького. Проблема бунтарства и смирения в романе «Фома Гордеев». Отношение к Октябрьской революции («Несвоевременные мысли»).
Студент должен
знать: периоды в творчестве Горького, соответствующие им произведения, этико-философскую позицию писателя;
уметь: охарактеризовать героев рассказа «Старуха Изергиль», пьесы «На дне», философские идеи Горького, нашедшие свое отражение в композиции рассказа и в споре о правде и человеке в пьесе.
А. А. Блок
Эволюция эстетического идеала.
Прекрасная дама – нечаянная радость, снежная маска – стихия России. Поиски сверхличного идеала, романтический максимализм Блока. Влияние В.Соловьева. Чистая вера в высшее единство и цельность мира. Конкретизация жизненных стихий – природа, город, любовь.
«Двенадцать». Две трактовки поэмы. Своеобразие композиции, ритм, интонация, символика. Философская проблематика поэмы.
Студент должен
знать: наизусть стихотворение Блока; отрывок из поэмы «Двенадцать», характеристику лирического героя Блока, этапы его развития;
уметь: охарактеризовать по стихотворению стиль поэта.
С. А. Есенин
Лиричность и исповедальность поэзии Есенина. Использование выразительных возможностей музыки и цвета для передачи лирического настроения. Мелодизм и метафоричность стиля. Пластика, ясность, скульптурная зримость поэзии Есенина. Диалектика творчества. Образ Родины: нищая и веселая. Фольклорные образы, мотивы и приемы. Очеловечивание природы, биографические мотивы, мистико-философские искания.
Студент должен
знать: особенности стиля Есенина, характерные черты лирического героя поэта, наизусть стихотворение;
уметь: проанализировать стихотворение Есенина (на выбор учащегося).
В. В. Маяковский
Новаторство поэзии Маяковского. Мотивы трагического одиночества и мечта о «вселенской любви» в ранней лирике. Тема поэта и поэзии. Сатира. Установка на произносительно-слуховую роль рифмы. Экспрессионизм.
Студент должен
знать: новаторство поэзии Маяковского, темы и приемы, основные произведения поэта;
уметь: проследить стиль Маяковского на примере одного стихотворения (на выбор учащегося)
А. А. Ахматова
Очерк жизни и творчества. Темы творчества. Сборник «Вечер» - тема любви. Патриотическая тема «Не с теми я, кто бросил землю…». История создания поэмы «Реквием». Военная тема в творчестве Ахматовой
Студент должен
знать: темы, мотивы, образы лирики Ахматовой, основные сборники;
уметь: прочитать наизусть стихотворение поэтессы, прокомментировать его.
Раздел VII. Сатирическая и юмористическая литература конца XIX- начала XX веков.
Поэзия Саши Черного. Альманах «Сатирикон» и его авторы: А.Аверченко, Тэффи.
А.Аверченко - «Дюжина ножей в спину революции», «Осколки разбитого вдребезги»
Тэффи – рассказы.
Саша Черный – стихотворения.
Студент должен
знать: основные темы и черты творчества Аверченко, Тэффи, Саши Черного;
уметь: назвать произведения Аверченко, Тэффи, Черного, определить тематику, позицию автора, назвать приемы авторского стиля.
Раздел VIII.
Русская литература после 1917 года. Общая характеристика развития русской литературы после 1917 года. Октябрьская революция и судьбы литературы.
М. А. Шолохов
Очерк жизни и творчества. Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман «Поднятая целина». Обзорное изучение романов. Изображение гражданской войны как трагедии народа. Проблемы коллективизации. Художественное своеобразие, яркость, неповторимость, глубина и сила воздействия на читателей.
Студент должен
знать: главные черты стиля Шолохова, проблематику его творчества, основные произведения;
уметь: изложить позиции автора, изложенные в романах «Тихий Дон», «Поднятая целина».
А. П. Платонов
Краткий очерк жизни и творчества. Особенность стилистики Платонова. Тема дороги, странничества.
Непростые «простые» герои. Дело жизни и служение ему. Самобытность языка писателя. Повесть «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».
Студент должен
знать: особенности стиля Платонова, темы его творчества, главные произведения;
уметь: охарактеризовать стиль Платонова.
М. А. Булгаков
Очерк жизни и творчества. Тема гражданской войны в романе «Белая гвардия». История создания, особенности композиции, философские идеи в романе «Мастер и Маргарита».
Студент должен
знать: темы, идеи, образы творчества Булгакова, как раскрывается тема гражданской войны в романе «Белая гвардия», история создания, композиция, философские идеи автора в романе «Мастер и Маргарита»;
уметь: определитьведущие чертыстиля Булгакова.
Раздел IX.