Создание картографической модели мирового экспорта и импорта топливно-энергетических ресурсов.
Цель работы. Сформировать представление о топливно-энергетическом комплексе мира; Рассмотреть рост производства различных видов топлива; дать характеристику газовой, нефтяной и угольной промышленности мира
показать влияние электроэнергетики на окружающую среду.
Задачи работы. Развитие умений комплексного использования материала учебника, справочных и статистических материалов с целью определения мирового экспорта и импорта топливно-энергетических ресурсов.
.
Оборудование. Учебник Максаковский В.П. География, 10 -11кл), интернет ресурсы.
Ход работы
ТЭК – совокупность отраслей по добыче, переработки топлива, получения энергии и доставка до потребителя. Включает в себя топливную промышленность и электроэнергетику.
Что входит в состав ТЭК?
Назовите основные виды энергетических ресурсов.
Что называют топливно-энергетическим балансом?
Что влияет на себестоимость сырья (например угля)?
Почему говорят:
«Топливно- энергетическая промышленность – «управляет миром»?
Задание 1. Определите по таблице 5 учебника с. 136 «Региональная структура производства основных видов топлива и энергии в 2010 году» регион, являющийся лидером в производстве всех видов топлива и энергоресурсов, Расставьте регионы по мере убывания данного показателя.
Регионы - лидеры
Регионы | по производству электроэнергии | по добыче нефти | по добыче природного газа | по добыче угля |
1. | ||||
2. | ||||
3. | ||||
4. | ||||
5. | ||||
6. | ||||
7. |
Задание 2. Проанализировать рисунок 20 с.136 учебника «Сдвиги в структуре мирового потребления первичных энергоресурсов».
Разделите весь период XX века на 3 основных топливных этапа
Первичные энергоносители | Потребление 1938 год (%) | Потребление 1970 год (%) | Потребление 2000 год (%) |
уголь | |||
нефть | |||
природный газ | |||
гидроэнергия | |||
атомная |
3 основных топливных этапа:
1.________________________________________________
2.________________________________________________
3.________________________________________________
Задание 3. Определите по таблице 24 учебника с. 138 «Мировая добыча и основные грузопотоки угля» страны – лидеры:
1.______________
2._______________
3._______________
4._______________
5._______________
Установите основные грузопотоки угля:
Австралия -________________
США -____________________
Китай - ____________________
Россия -__________________
ЮАР - ___________________
Нанесите основные грузопотоки угля на контурную карту мира.
Задание 4. Определите по таблице 23 учебника с. 138 «Мировая добыча и основные грузопотоки природного газа» страны – лидеры:
1.______________
2._______________
3._______________
4._______________
5._______________
Установите основные грузопотоки природного газа:
1.Россия - ______________
2.Северная Африка - ____________________
3.Юго-Восточная Азия - ___________________
4.Канада, Мексика - _____________________
Нанесите основные грузопотоки природного газа на контурную карту мира.
Задание 5. Определите по таблице 23 учебника с. 138 «Мировая добыча и основные грузопотоки нефти» страны – лидеры:
1.______________
2._______________
3._______________
4._______________
5._______________
Установите основные грузопотоки нефти:
Персидский залив -______________________
Персидский залив -______________________
Персидский залив - _______________________
Карибский бассейн - _______________________
Юго-Восточная Азия - ____________________
Северная Африка - ______________________
Россия страны Европы - __________________
Нанесите основные грузопотоки нефти на контурную карту мира.
Задание 6. Проанализируйте данные таблицы по структуре топливно-энергетического баланса мира. Объясните, почему некоторые страны входят в оба списка, а другие только в один.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Задание 7. Заполните таблицу «Страны -лидеры» по производству электроэнергии на различных электростанциях, используя текст учебника с. 139-140
ТЭС | ГЭС | АЭС |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. |
Нетрадиционные (альтернативные) источники энергии -1% мировой выработки электроэнергии:
Геотермальные электростанции (ГеоТЭС) | Приливные электростанции (ПЭС) | Солнечные электростанции (СЭС) | Ветроэнергетические установки (ВЭУ) |
Страны Центральной Америки, Филиппины, Исландия | Франция, Великобритания, Канада, Россия, Индия, Китай | Работают в 30 странах мира | Западная Европа: Дания, ФРГ, Великобритания, Нидерланды; в США- Калифорния,; Индия; Китай |
Задание 8. Нанесите на контурную карту мира страны, которые являются лидерами по производству электроэнергии на различных типах электростанций.
Домашнее задание: выполнить практическую работу