Рабочая ПРОГРАММа
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 Электротехника и электроника
Программы подготовки специалистов среднего звена
Базовой подготовки
специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)
\
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования (по отраслям)».
Организация-разработчик: КОГПОБУ «Кировский авиационный техникум»
Разработчик: О.Л. Краева, преподаватель
РАССМОТРЕНО на заседании цикловой комиссии электротехнических специальностей Протокол № 1 от 31.08. 2018 г. Председатель ________Т.Н.Любчак | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УР ______Н.Ю. Мершина «____»_________2018 г. |
Рекомендована Методическим советом КОГПОБУ «Кировский авиационный техникум».
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
2. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | |
3. условия реализации программы учебной дисциплины | |
4. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины |
Паспорт ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП. 02 ЭЛЕКТРОТЕХНИКА И ЭЛЕКТРОНИКА
Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 13.02.11 «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электротехнического оборудования» (по отраслям)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина является общепрофессиональной и относится к профессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
- подбирать устройства электронной техники, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
- правильно эксплуатировать электрооборудование и механизмы передачи движения технологических машин и аппаратов;
- рассчитывать параметры электрических магнитных цепей;
- снимать показания электроизмерительных приборов и приспособлений и пользоваться ими;
- собирать электрические схемы;
- читать принципиальные, электрические и монтажные схемы.
знать:
- классификацию электронных приборов, их устройство и область применения;
- методы расчета и измерения основных параметров электрических и магнитных цепей;
- основные законы электроники;
- основные правила эксплуатации электрооборудования и методы измерения электрических величин;
- основы теории электрических машин, принцип работы типовых электрических устройств;
- основы физических процессов в проводниках, полупроводниках и диэлектриках;
- параметры электрических схем и единицы их измерения;
- принципы выбора электрических и электронных устройств и приборов;
- свойства проводников, полупроводников, изоляционных и магнитных материалов;
- способы получения, передачи и использования электрической энергии;
- принципы действия, устройство, основные характеристики электрических и электронных устройств и приборов;
- устройство, принципы действия и основные характеристики электрических приборов;
- характеристики и параметры электрических и магнитных цепей.
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, формируемыми на дисциплине:
ПК 1.1. Выполнять наладку, регулировку и проверку электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.2. Организовывать и выполнять техническое обслуживание и ремонт электрического и электромеханического оборудования.
ПК 1.3. Осуществлять диагностику и технический контроль при эксплуатации электрического и электромеханического оборудования.
ПК 2.1. Организовывать и выполнять работы по эксплуатации, обслуживанию и ремонту бытовой техники.
ПК 2.2. Осуществлять диагностику и контроль технического состояния бытовой техники.
ПК 2.3. Прогнозировать отказы, определять ресурсы, обнаруживать дефекты электробытовой техники.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 244 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 222 часа;
консультирование 4 часа;
самостоятельной работы обучающегося 2 часа;
промежуточная аттестация 16 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные и практические занятия | |
Консультирование | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Промежуточная аттестация | |
Промежуточная аттестацияв форме экзамена в 3 и 4 семестрах |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.02 Электротехника и электроника
Наименование разделов и тем | Номер занятия | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
Раздел 1. | Электротехника | |||
Введение. Характеристика учебной дисциплины, ее место и роль в системе получаемых знаний. Краткий обзор и основные направления развития электроэнергетики и электроники. | ||||
Тема 1.1 | Электрические цепи постоянного тока. | 30/8 | ||
Цепи постоянного тока. | ||||
Сопротивление. Проводимость. | ||||
Последовательное и параллельное соединение резисторов. | ||||
Энергия, мощность и КПД приемника электрической энергии. | ||||
Законы Ома, Кирхгофа. | ||||
Разветвленная электрическая цепь. | ||||
Практическое занятие № 4: Правила пользования измерительными приборами. | ||||
Лабораторное занятие №1: Исследование источника ЭДС. | ||||
Лабораторное занятие №2: Измерение потенциалов электрической цепи. | ||||
Лабораторное занятие №3: Исследование последовательного и параллельного соединения резисторов. | ||||
Лабораторное занятие №4: Исследование Законов Кирхгофа. | ||||
Практическое занятие №5: Расчет электрических цепей методом наложения. | ||||
Практическое занятие №6: Расчет электрических цепей с двумя узлами методом узловых напряжений. | ||||
Практическое занятие №7: Расчет электрических цепей методом узловых и контурных уравнений. | ||||
Практическое занятие №8: Расчет электрических цепей методом контурных токов. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчету цепей постоянного тока различными методами. Расчет делителя напряжения. | ||||
Тема 1.2 | Магнитное поле. | 14/6 | ||
Магнитное поле и его характеристики. Магнитный поток. | ||||
Магнитные свойства вещества | ||||
Электромагнитная индукция. Самоиндукция и взаимоиндукция. | ||||
Взаимные преобразования механической и электрической энергии. Вихревые токи. | ||||
Лабораторное занятие №5: Измерение и исследование параметров индуктивно-связанных катушек. | ||||
Практическое занятие №9: Решение задач по расчету параметров магнитного поля. | ||||
Практическое занятие №10: Решение задач по расчету ЭДС электромагнитной индукции, самоиндукции и взаимоиндукции электромагнитных сил, действующих на проводник с током. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчету параметров магнитного поля. Изучить и законспектировать классификацию и конструкцию трансформаторов. | ||||
Тема 1.3 | Магнитные цепи. | 12/4 | ||
Классификация магнитных цепей. | ||||
Магнитное сопротивление. | ||||
Постоянные магниты. Характеристики размагничивания постоянных магнитов Определение магнитного потока в магнитной цепи с постоянным магнитом. | ||||
Лабораторное занятие №6: Построение петли магнитного гистерезиса. | ||||
Практическое занятие №11: Расчет неоднородной неразветвленной магнитной цепи. Прямая и обратная задачи. Решение задач по расчету магнитной цепи. | ||||
Практическое занятие №12: Расчет разветвленной магнитной цепи. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчету магнитных цепей. Изучить и законспектировать основные виды магнитотвердых материалов применяемых для изготовления постоянных магнитов. | ||||
Тема 1.4 | Электрические цепи переменного однофазного тока | 40/22 | ||
Переменный ток. | ||||
Уравнения и графики синусоидальных величин. Характеристики синусоидальных величин. | ||||
Элементы и параметры электрической цепи переменного тока. Цепи переменного тока с активным сопротивлением. | ||||
Цепи переменного тока с индуктивностью. | ||||
Цепи переменного тока с емкостью. | ||||
Цепи переменного тока с индуктивностью и активным сопротивлением, | ||||
Цепи переменного тока с емкостью и активным сопротивлением | ||||
Цепи переменного тока с емкостью, индуктивностью и активным сопротивлением. | ||||
Резонанс напряжений. | ||||
Параллельное соединение реактивных сопротивлений. Резонанс токов. | ||||
Лабораторное занятие №7: Исследование параллельного соединения активного и реактивного элементов при различных соотношениях реактивных сопротивлений | ||||
Лабораторное занятие №8: Исследование резонанса напряжений и резонанса токов. | ||||
Практическое занятие №13: Расчет неразветвленной цепи переменного тока с активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью при различных состояниях величин реактивных сопротивлений. | ||||
Практическое занятие №14: Расчет неразветвленной цепи переменного тока. | ||||
Практическое занятие №15: Расчет разветвленной цепи с активным сопротивлением, индуктивностью, емкостью при различных состояниях величин реактивных сопротивлений. | ||||
Практическое занятие №16: Расчет цепи переменного тока с двумя узлами с произвольным числом ветвей методом проводимостей и векторных диаграмм. | ||||
Практическое занятие №17: Расчет разветвленной цепи переменного тока с помощью векторных диаграмм символическим методом. | ||||
Зачетное занятие. | ||||
Трехфазные системы. Получение трехфазной ЭДС. | ||||
Виды соединения трехфазных генераторов и приемников | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчету цепей переменного тока. Построение векторных и топографических диаграмм. Оформление отчетов по лабораторным занятиям. | ||||
Тема 1.5 | Электрические цепи трехфазного тока. | 20/10 | ||
Симметрична нагрузка в трехфазной цепи. | ||||
Несимметричная нагрузка в трехфазной цепи при соединении ее звездой. | ||||
Четырехпроводная трехфазная система. | ||||
Мощность трехфазной цепи | ||||
Лабораторное занятие №9: Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «звездой». | ||||
Лабораторное занятие №10: Исследование трехфазной цепи при соединении приемников «треугольником» | ||||
Практическое занятие №18: Расчет трехфазной цепи при соединении приемников энергии «звездой» при симметричной и несимметричной нагрузке. | ||||
Практическое занятие №19: Расчет трехфазной цепи при соединении приемников энергии «треугольником» при симметричной и несимметричной нагрузке. | ||||
Практическое занятие №20: Расчет трехфазной цепи методом преобразования «звезды» и «треугольника». | ||||
Зачет | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач по расчету трехфазных цепей. Изучить и законспектировать устройство трехфазного генератора. | ||||
Тема 1.6 | Электроизмерительные приборы. | 6/2 | ||
Общие сведения и классификация приборов.. | ||||
Системы электроизмерительных приборов | ||||
Измерение силы тока, напряжения, сопротивления | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач. | ||||
Тема 1.7 | Трансформаторы | 10/4 | ||
Общие сведения о трансформаторах. Принцип действия трансформатора | ||||
Режимы работы трансформатора | ||||
Практическое занятие №21: Режим холостого хода. | ||||
Лабораторное занятие №11: Режим короткого замыкания. | ||||
Лабораторное занятие №12:Рабочий режим трансформатора | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Изучить и законспектировать принцип действия автотрансформатора. Решение задач | ||||
Тема 1.8 | Электрические машины | 20/10 | ||
Принцип действия и устройство асинхронного двигателя. | ||||
Практическое занятие №22: Работа асинхронного двигателя под нагрузкой. | ||||
Вращающий момент асинхронного электродвигателя | ||||
Рабочие характеристики асинхронного электродвигателя | ||||
Принцип действия и устройство синхронного генератора | ||||
Практическое занятие №23: Работа синхронного генератора под нагрузкой | ||||
Синхронный двигатель | ||||
Принцип действия и устройство генератора постоянного тока | ||||
Коммутация тока | ||||
Зачетное занятие | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Решение задач | ||||
Раздел 2 | Электронная техника | |||
Тема 2.1 | Электронные приборы | 22/12 | ||
Классификация электронных приборов. Собственная и примесная проводимость полупроводников. | ||||
Прямое и обратное включение р-n перехода. | ||||
Стабилитроны, туннельные диоды. | ||||
Фотодиоды, светодиоды. | ||||
Биполярные транзисторы. | ||||
Практическое занятие №24: Схемы включения биполярных транзисторов с общей базой, общим эмиттером, общим коллектором, характеристики. | ||||
Полевые транзисторы и их типы. | ||||
Полевые транзисторы с встроенным и индуцированным каналом. | ||||
Фототранзисторы. | ||||
Тиристоры. | ||||
Устройство и принцип действия триодных тиристоров. Симисторы. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к практическим занятиям. Оформление отчетов. | ||||
Тема 2.2 | Усилители и генераторы. | 16/10 | ||
Практическое занятие №25: Интегральные микросхемы. | ||||
Оптроны и составляющие их элементы. | ||||
Приборы для отображения информации.усилители, их свойства и применение. Интегральные операционные 2усилители. | ||||
Лабораторное занятие №13: Исследование полупроводникового диода. | ||||
Лабораторное занятие №14: Снятие характеристик и определение основных параметров транзистора по схеме с общей базой. | ||||
Лабораторное занятие №15: Снятие характеристик и определение основных параметров полевого транзистора. | ||||
Лабораторное занятие №16: Исследование фотоэлементов с внешним фотоэффектом и фоторезисторов. | ||||
Лабораторное занятие №17: Исследование фотодиода и фотореле. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач. Подготовка к лабораторным занятиям. Оформление отчетов. | ||||
Тема 2.3 | Источники питания и преобразователи. | 18/12 | ||
Лабораторное занятие №18: Изучение работы электронного осциллографа. | ||||
Практическое занятие №26: Расчет n-параметров биполярных транзисторов по статическим характеристикам. | ||||
Назначение и классификация усилителей, их параметры и характеристики. | ||||
Практическое занятие №27: Температурная стабилизация. | ||||
Практическое занятие №28: Усилители постоянного тока. | ||||
Усилители мощности. | ||||
Лабораторное занятие №19: Исследование усилителя низкой частоты. | ||||
Лабораторное занятие №20: Исследование схем с использованием операционного усилителя. | ||||
Практическое занятие №29: Графический анализ усилительного каскада. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка к лабораторным и практическим занятиям, оформление отчетов | ||||
Тема 2.4 | Импульсные устройства. | 7/6 | ||
Назначение и типы генераторов гармонических колебаний. | ||||
Назначение и классификация выпрямителей. | ||||
Принцип действия тиристорного выпрямителя. | ||||
Назначение и классификация инверторов, стабилизаторов. | ||||
Самостоятельная работа обучающихся: решение задач. | ||||
Всего: | 227/109 |
Тема 3.3 Несинусоидальные периодические токи | Содержание учебного материала | ||
Несинусоидальный ток, напряжение, ЭДС. Причины их возникновения. Гармоники. | |||
Линейные электрические цепи при несинусоидальном воздействии. Электрические фильтры. | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Законспектировать из учебника свойства периодических кривых и примеры их разложения на гармоники. | |||
Раздел 4 Переходные процессы в электрических цепях | |||
Содержание учебного материала | 1 | ||
Понятие о переходных процессах. Переходные процессы заряда и разряда конденсатора. | |||
Переходные процессы при подключении и отключении катушки. | 1 | ||
Лабораторные работы | |||
Исследование переходных процессов зарядки и разрядки конденсатора | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Рассчитать постоянную времени заряда и разряда конденсатора по заданным параметрам цепи. | |||
Раздел 5 Электроника | |||
Содержание учебного материала | |||
Основы физических процессов в полупроводниках Классификация электронных приборов, их устройство и область применения | 1 | ||
Полупроводниковые диоды. Основные определения и классификация Принцип действия, устройство, схемы включения, основные характеристики полупроводниковых диодов | 2 | ||
Транзисторы. Классификация. Принцип действия, устройство, основные характеристики. | 1 | ||
Условные обозначения, схемы включения, область применения биполярных, полевых и фототранзисторов. | 1,2 | ||
Тиристоры. Классификация тиристоров, их условные обозначения, устройство. Принцип действия, основные характеристики и параметры тиристоров. | 1 | ||
Оптоэлектронные приборы для отображения информации | 1 | ||
Интегральные микросхемы (ИМС) | 1 | ||
Лабораторные работы | |||
Исследование полупроводниковых диодов | |||
Исследование стабилитрона | |||
Исследование биполярного транзистора | |||
Исследование полевого транзистора | |||
Исследование тиристора | |||
Самостоятельная работа обучающихся | |||
Подобрать по справочнику устройства электронной техники с заданными параметрами и характеристиками. Составить таблицу обозначений и параметров электронных приборов согласно справочной литературы |