Примерный перечень вопросов к экзамену по модулю 1: «Методологические основы научного исследования»
для направления подготовки «44.04.01 – Педагогическое образование»
по программе «Теория и методика преподавания права. Защита прав участников образовательного процесса»
Квалификация (степень) выпускника – магистр
Примерный перечень вопросов по дисциплине «Современные проблемы науки и образования»
1. Понятие науки. Наука как социальный институт.
2. Основные признаки научного знания. Стандарты научности.
3. Истина в научном познании: основные подходы.
4. Теоретический и эмпирический уровни научного познания.
5. Место и роль науки (инноваций) в современном мире.
6. Понятие «классическая наука», ее идеалы и методы (естественнонаучная культура исследования).
7. Понятие «постклассическая наука» и особенности науки второй половины ХХ - первой половины ХХI веков.
Развитие гуманитарной методологии в XX веке.
9. Антропологический "поворот" и его значение для развития современной науки.
10. Методология в контексте общей теории познания (гносеологии).
11. Знание и информация в современном мире
12. Методы и формы знания эмпирического уровня научного исследования (наблюдение, эксперимент, измерение).
13. Материализм и идеализм в науке.
14. Проблема взаимодействия науки и образования в условиях современности
15. Болонский процесс и его сущность
16. Современная система образования в России.
17. Проблемы реформирования системы образования в современной России.
18. Перспективы развития российской системы образования
19. Цифровизация образования: перспективы применения цифровых технологий в образовательном процессе.
20. Высшее юридическое образование: реальность и перспективы развития.
21.
Примерный перечень вопросов по дисциплине «Методология и методы научного исследования»
1. Методология как наука. Взаимодействие методологии с иными областями научного знания (история науки, философия, философия науки, логика и др.).
2. Предмет методологии науки, его структура и характеристика. Виды и уровни методологии.
3. Постмодернистский прообраз новой методологии.
4. Интернализм и экстернализм о движущих факторах развития науки.
5. Сциентизм и антисциентизм в оценке роли и места науки в обществе.
6. Парадигмальная модель развития научного знания Томаса Куна (Структура научных революций).
7. Соотношение методологии и логики. Язык науки.
8. Методы и формы знания теоретического уровня научного исследования (абстрагирование и идеализация, обобщение научных фактов, выдвижение, построение и проверка научных гипотез).
9. Проблема как начало научного исследования и форма наличествующего знания.
10. Понятие «научный факт», его место в структуре научного исследования.
11. Научная теория как форма научного знания: общая характеристика природы и структуры, виды, принципы построения и основные функции.
12. Признаки научной теории в контексте современной эпистемологии.
13. Гипотеза и ее роль в научном познании.
14. Наблюдение и эксперимент как методы научного исследования, их специфика в гуманитарной науке.
15. Понимание и объяснение в естественных и гуманитарных науках.
16. Системный метод и его значение в современных исследованиях.
17. Специфические методы социального исследования (эмпирические методы социологического исследования, гипотезы и теории, социологические концепции, доктрины и парадигмы).
18. Гуманитарные методы исследования.
19. Методы и функции понимания. Проблема понимания в герменевтике. Герменевнитка о правилах работы с текстами.
20. Педагогика в системе гуманитарного знания.
Примерный перечень вопросов по дисциплине
«История юридического образования и юридической науки в России»
1. Юридическая наука и юриспруденция: соотношение понятий. Система юридической науки.
2. Учреждение Императорской Академии Наук.
3. В.Н. Татищев и роль его трудов для развития юридической науки.
4. Учреждение Московского университета. Юридический факультет Московского университета в период становления.
5. Идеи М.М. Щербатова о юридическом образовании.
6. Программы преподавания юридических наук в университетах, лицеях и училищах Российской империи.
7. Научное творчество М.М. Сперанского.
8. Общий устав императорских российских университетов 1835г.
9. Утверждение исторического метода изучения права в России.
10. Императорское училище правоведения.
11. Университетский устав 1863г.
12. Университетский устав 1884г. и его влияние на развитие юридического образования.
13. С.А. Муромцев и зарождение в России социологического направления в юриспруденции.
14. Развитие юридического позитивизма (Г.Ф. Шершеневич и др.).
15. Естественно-правовая теория (Б.А. Кистяковский, Е.Н. Трубецкой и др.).
16. Психологическая школа права (Л.И. Петражицкий).
17. Создание и развитие советской системы юридического образования.
18. Становление марксистско-ленинской юридической науки. Научные школы советского периода.
19. Особенности развития юридического образования в 90-е годы ХХ века.
20. Проблемы и перспективы развития российской юридической науки.
4. Иностранный язык в профессиональной сфере