Предыстория. Постановка проблемы.




ПРАВОСЛАВНЫЙ СВЯТО-ТИХОНОВСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ университет

БОГОСЛОВСкий факультет

Кафедра истории Русской Православной Церкви

Направление 031900.62 Теология

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА

Проблемы реформирования средних духовных учебных заведений в России в начале ХХ века по официальным документам 1905-1918гг.

Студент очной формы обучения

В.О. Денисюк _______________

Научный руководитель:

доктор церковной истории, д. и. н., профессор Н. Ю. Сухова _______________

Работа рассмотрена кафедрой и допущена к защите

Заведующий кафедрой:
канд. богословия, доцент, протоиерей П. В. Хондзинский _______________

Рецензент:

канд. богословия, доцент, протоиерей П. В. Хондзинский _______________

Москва, 2012

Оглавление

Введение. 4

Предыстория. Постановка проблемы. 4

Актуальность. 5

Цель. 5

Задачи: 5

Обзор источников. 6

Отзывы епархиальных архиереев. 6

Предсоборное Присутствие. 7

Деяния Собора. 8

Историографический обзор. 9

Новизна. 12

Обоснование структуры: 12

Глава 1. Отзывы епархиальных архиереев. 12

1.1.Проблемы духовной школы в начале ХХ века и перспективы её реформирования. 12

1.1.1. Недостатки Духовной Школы.. 13

1.2.Предложения по реформированию духовных школ. 16

1.2.1.Реформирование духовных училищ. 17

1.2.2.Семинарии и богословские курсы. 18

1.3.Предложения в изменении учебных программ и вообще учебной части. 21

1.3.1. Духовные училища. 21

1.3.2.Духовные семинарии. 23

1.3.3.Богословские курсы и духовные школы, в общем. 24

1.4.Замечания относительно воспитательной части. 26

1.5-6.Финансовые и административные проблемы. 28

1.5.Финансовые вопросы. 29

1.6.Административные и организационные вопросы. 30

1.7.Итоги. 32

Глава 2. Предсоборное Присутствие. 34

2.1 Недостатки духовной школы. 34

2.2.Предложения типов устройства реформированных школ. 36

Задачи: 37

Типы: 38

2.3.Предложения в изменении учебных программ и вообще учебной части. 39

2.4.Замечания относительно воспитательной части. 45

2.5.Финансовые вопросы. 54

2.6.Административные вопросы. 55

2.7.Итоги. 59

Глава 3. Собор. 61

3.1. Недостатки духовных школ. 61

3.2.Предложения типов устройства реформированных школ. 62

2.3.Финансовая часть. 66

2.4.Административная часть. 71

2.5.Итоги. 72

Заключение. 73

Список Источников: 76

Литература. 76

 

 

:

 

Введение

Предыстория. Постановка проблемы.

Начало XX века было ознаменовано волной неверия в Русском обществе. Сложная ситуация была и в политическом устроении. На этом фоне началась активная подготовка к Церковным реформам.

Хотя открывалось множество духовно учебных заведений, в это сложное время горяча была память о бунтах и забастовках семинаристов. Многие авторитетные лица своего времени считали реформы необходимыми в самое скорое время. Выделялось множество проблем духовно-учебных заведений, из которых выделялось падение нравственного уровня учащихся, несовершеность программ и многопредметность, несостоятельность прежнего устройства семинарий и пр. Начало общецерковной дискуссии с участием государства было положено Указом 12 декабря 1904 г. о предначертаниях к усовершенствованию государственного порядка. В феврале – марте 1905 года правительство под руководством графа С.Ю. Витте рассматривало вопросы, связанные с религиозной политикой государства. По этим вопросам, Комитет Министров выслушал выступление митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Антония (Вадковского), тогдашнего Первенствующего члена Священного Синода. Высокопреосвященнейший Антоний обратил внимание на многие актуальные проблемы, в т.ч. он утверждал опасность для Православной Церкви бюрократического контроля и вообще чрезмерной опеки государства.

К.П. Победоносцев инициировал опрос епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. 13 – 27 июля 1905 г. Св. Синодом был разослан всем правящим епископам циркуляр № 3542, обязывающий составить отзывы и предоставить их в Св. Синод не позднее 1 декабря 1905 г. «Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе» были опубликованы Синодом в 1906 году в 4-х томах. Одной из проблем рассматриваемых Архиереями было реформирование духовно-учебных заведений.

Далее 16 января 1906 года Императором Николаем IIбыло учреждено Предсоборное Присутствие, целью его было рассмотрение отзывов и заседаний специально сформированных отделов для предоставления их на намечавшийся Поместный Собор. Предсоборное Присутствие выполнило свою задачу, однако организация Собора затянулась. Только 17 августа 1917 года, после кардинальных перемен в государственной жизни России был открыт Поместный Собор, основной задачей которого было рассмотрение вопроса о восстановлении патриаршества. Помимо этого Собор рассматривал множество других насущных вопросов, таких как устройство новых поместных Церквей, разработка различных уставов, рассмотрение бракоразводных дел. Особое внимание было уделено и вопросам духовной школы, её финансовой части и типу устроения.

Актуальность

Актуальность данной работы определяется отсутствием научных исследований по данному источнику и по данной формулировке.

Цель

Цель данной работы – выявить проблемы, связанные с реформой духовно-учебных заведений и предполагаемые пути их решений, на основе представленного корпуса источников.

Задачи:

1. Изучить проблему преобразования духовно-учебных заведений по источникам и историографии.

2. Определить и проанализировать проблемные вопросы, связанные с духовно-учебными заведениями (по источникам), и предлагаемые пути их решения, провести систематизацию.

3. Определить отношение российского епископата по вопросам о реформировании духовно-учебных заведений.

Обзор источников.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: