В данном параграфе предоставлено четыре примерных урока по теме «Прямоугольного треугольника», которые могут быть использованы при подготовки к урокам как студентами - практикантами, так и учителями. Даны именно эти уроки, потому что они являются самыми базовыми в данной теме. Эти свойства, признаки прямоугольных треугольников, а так же теорема Пифагора проходят через многие темы курса геометрии.
При разработке данных уроков использовался учебник Геометрия 7 - 9. Учебник для общеобразовательных учреждений. Л.С. Атанасян, Москва. «Просвещение», 2001 г.
Урок 1. Некоторые свойства прямоугольных треугольников
Цели: Рассмотреть некоторые свойства прямоугольных треугольников и показать, как они применяются при решении задач.
Ход урока
I. Изучение нового материала.
. Устно решит задачу №254 учебника. Найти углы равнобедренного прямоугольного треугольника (использовать демонстрационный равнобедренный прямоугольный треугольник).
. Решить задачу №255 на доске и в тетрадях. ЗАДАЧА. В равнобедренном треугольнике CDE с основанием CE проведена высота CF. Найдите < ECF, если < D = 54º.
РЕШЕНИЕ. По условию треугольник CDE - равнобедренный, тогда
< E = < DCE = (180º - 54º):2 = 63º (углы при основании равнобедренного треугольника).
Так как по условию CF┴DE, то треугольник CFE - прямоугольный, в нём <CFE = 90º, < E = 63º; тогда< ECF = 180º - (90º + 63º) = 27º.
Ответ: 27º.
. Рассмотреть свойство 1º и посоветовать учащимся запомнить его, поскольку оно часто используется при решении задач.
. Доказательство свойств 2º и 3º следует провести учителю самому с записью условия и заключения прямого и обратного утверждения на доске в виде таблицы. Эту таблицу учащиеся должны воспроизвести в своих тетрадях.
Теорема | Обратная теорема | |
Дано | Δ ABC, < A = 90º, < B = 30º | Δ ABC, < A = 90, AC= BC |
Доказать | AC= BC< B = 30º |
II. Закрепление нового материала.
. Устно решить задачи по готовым чертежам на доске:
) Дан треугольник ABC. Найти углы треугольника ABC.
) Даны две параллельные прямые a и b. Найти углы треугольника MON.
. Решить задачу №257 учебника на доске и в тетрадях.
ЗАДАЧА. В прямоугольном треугольнике ABC с прямым углом C внешний угол при вершине A равен 120º, AC + AB =18 см. Найдите AC и AB.
РЕШЕНИЕ. < CAB = 180º - 120º = 60º (смежные углы), тогда
< B = 90º - 60º = 30º (по свойству 1º); AC= AB (свойство 2º; катет, лежащий против угла в 30º). По условию AC + AB = 18 см; AB + AB = 18 см;
AB = 18, AB = 12 см; AC = 18 - 12 = 6 см.
Ответ: AB = 12 см, AC = 6 см.
. Решить задачу №260.
ЗАДАЧА. Высота, проведённая к основанию равнобедренного треугольника, равна 7,6 см, а боковая сторона треугольника равна 15,2 см. Найдите у4глы этого треугольника.
РЕШЕНИЕ. Дан треугольник DMC; DM = MC; MO┴DC; DM = 15,2 см; MO = 7,6 см. Найти углы треугольника DMC.
Так как MO = DM, то по свойству 3º < D = 30º, тогда < C = 30º,
< M = 180º - (30º + 30º) = 180º - 60º = 120º.
Ответ: < D = < C = 30º; < M = 120º.
III. Итоги урока.
Домашнее задание: изучить пункт 34 учебника о некоторых свойствах прямоугольного треугольника; повторить пункты 15 - 33, связанные с признаками равенства треугольников. Ответить на вопросы 10 и 11 на стр. 84; решить №256, 259.