Рабочий лист.3
Предмет | Россия в мире |
Группа | |
Тема урока | 08.11.2021 Тема: «Становление абсолютизма в европейских странах» |
ФИО преподавателя | Фазылова Р.А. |
Где находится задание: | |
Учебник | В.В.Артемов История. П.38 стр.234-238 |
Ссылка | |
Материал для изучения | |
Задание | |
Сроки выполнения задания | 10.11.2021 до 18.00 |
Как выполнять задание | |
Домашняя работа | |
Обратная связь | Опорный конспект отправить личным сообщением ВК Фазыловой Розе Агляметдиновне |
Как узнать отметку о выполненном задании | Оценки будут выставлены в электронный журнал преподавателя и отправлены личным сообщением. |
Тема «Становление абсолютизма в европейских странах»
Написать опреднеления:
Абсолютизм – форма государственного управления, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
Вопрос | Англия | Франция |
Централизация | Присоединение окраинных территорий и подчинения их королевской власти | Присоединение отдалённых территорий и подчинение их королевской власти |
Отношения к сословно-представительным органам | Тюдоры проявили себя дипломатами по отношению к парламенту. Они предпочитали сотрудничать с ним, а не бороться. Тем не менее пытались его собирать как можно реже | Генеральные штаты не превратились в постоянно действующий орган. Созывались они только в случае большой необходимости. С 1614 по 1739 гг. они не собирались ни разу |
Органы управления | Тайный совет, членов которого назначал монарх. Тайный Совет совместно с королём определял направление внешней и внутренней политики | Главой государства был король, при котором имелся совет, считавшийся правительством, но монарх сам назначал его членов |
Образ короля | Монарх – наместник Иисуса Христа; образ короля-солнца, короля-героя. Королева вывела народ из тьмы | Монарх – наместник Иисуса Христа. Образ короля-солнца, короля-героя |
Практическая работа № 19
по теме «Становление абсолютизма в европейских странах»
Цель: изучить процесс становления абсолютизма в Западной Европе и его основные черты.
Рекомендуемые учебные материалы: учебник О.В. Волобуев, В.А. Клоков и др. «Россия и мир 10
кл.». М. «Дрофа» 2009, интернет ресурсы, информационные листы.
Прочитайте тему «Абсолютизм» и выполните задания.
1) Англия, Голландия и частично Франция первыми вступили на путь развития капитализма и
перехода к абсолютной монархии, потому что…
2) Социально-экономическая политика, проводимая абсолютными монархами Европы
3) В Англии абсолютизм утвердился при королях из династии…
4) Запишите слова Елизаветы I и Людовика XIV, характеризующие их как абсолютных монархов.
2 Прочитайте характеристику кардинала Ришелье и выполните задания.
Арман Жан дю Плесси де Ришелье (1585 – 1642). Родился в небогатой дворянской семье. Учился в
колледже, военной академии и университете в Париже. С юности отличался способностями к
наукам, настойчивостью, честолюбием. Избрал карьеру священнослужителя и уже в 22 года
получил сан епископа, в 37 – кардинала. В 1624-1642 гг. – главный министр при короле Людовике XIII.
Контролировал все сферы государственной политики, способствовал созданию централизованного
управления страной. Лично участвовал в военных действиях против гугенотов, осаде Ларошели.
Внёс заметный вклад в развитие образования и культуры – основал французскую академию,
осуществил реорганизацию и расширение парижского университета Сорбонны.
В Риме Ришелье называли кардиналом «от государства», а не «от церкви». Как вы объясните эту
характеристику? Дайте вашу оценку места Ришелье в истории Франции.
Информационный лист № 1
«Абсолютизм»
Кризис, охвативший в XVII в европейское общество, затронул большинство стран континента. Снижение цен
на зерно больно ударило по дворянам и крестьянам, основным занятием которых было в основном сельское
хозяйство. Нередко дворяне стали заниматься тем, что никогда не могло бы прийти в голову их гордым
предкам, - торговлей, предпринимательством, банковским делом.
Изменения в социально-экономических отношениях, позволили Европе резко вырваться вперёд и, в конце
концов, подчинить своему влиянию почти весь мир. Это стало возможно благодаря переходу к капитализму.
Наиболее быстро он развивался в Голландии, Англии, частично во Франции. Эти страны, имевшие удобный
выход к Атлантике, активно участвовали в мировой торговле, всё прочнее утверждались на новых морских
путях, и раньше других стран совершили переход к капитализму.
Предпосылками развития капитализма являлись также усиление товарности сельского хозяйства, накопление
капиталов, наличие единых национальных рынков, свободных рабочих рук, политическая централизация стран.
Европейские монархи перестали безраздельно доверять аристократии и дворянству в управлении
государством. Главной фигурой становился чиновник, стимулом службы для которого являлись деньги, а не
верность долгу и вассальной клятве. Возникает бюрократия, формировавшаяся из обедневшего дворянства и
городских низов. Армии стали набираться в основном из наёмников, с готовностью выполнявших все приказы
правителей государств. Новой ситуацией и воспользовались европейские монархи, сумевшие укрепить свою
власть и превратить её в абсолютную.
Абсолютный монарх обладал никем и ничем неограниченной властью, опирался на бюрократию, армию и суд.
Знать теперь перестала быть единственной опорой государства. Правосудие и налогообложение перешли теперь
в руки центральной власти. Собирая налоги со всей страны, абсолютный монарх получал возможность
содержать многочисленную армию – опору своего могущества. Единая твёрдая валюта, отмена произвольных
поборов и общая для всей страны система мер и весов, установленные абсолютным монархом, способствовали
расцвету торговли и развитию промышленности.
В Англии абсолютизм утвердился при королях из династии Тюдоров, пришедшей к власти после затяжной
войны Алой и
Белой розы. Начало укрепления королевской власти положил Генрих VII (1485-1509), его дело продолжил
Генрих VIII (1509-1547) и дочь последнего Елизавета I (1558-1603). Во Франции абсолютизм начал
складываться с конца XV в., значительно укрепился после периода гражданских войн, в правление основателя
династии Бурбонов Генриха IV (1589-1610) и достиг вершины при его внуке Людовике XIV (1643-1715).
Считая себя носителями абсолютной власти (вспомним высказывание так и не связавшей себя узами брака
Елизаветы I о том, что она «замужем за Англией», и известный постулат Людовика XIV «Государство – это
я!»), некоторые правители стали отдавать дань и новым идеям. Стремясь к упрочению внутреннего единства и
международного могущества своих стран, они говорили не только о собственной воле, но и о таких категориях,
как государственные интересы, благо нации. Под этим лозунгом английские Тюдоры осуществляли завоевание
и колонизацию Ирландии. Елизавета I использовала также аргументы и в противоборстве с шотландской
королевой католичкой Марией Стюарт, являвшейся претенденткой на английский престол (попавшую в
заточение в Англии Марию Стюарт казнили в 1587 г.)
Во Франции по мере укрепления абсолютизма особую остроту приобрела борьба с гугенотской оппозицией. В
середине 1620-х годов кардинал Ришелье писал: «До тех пор, пока гугеноты разделяют власть во Франции,
король не будет хозяином в своей стране». Отдельные стычки между отрядами гугенотов и королевскими
войсками переросли в начале 1626 г. В масштабные военные действия в районе Ларошели. Ни беспримерный
героизм защитников крепости, ни помощь со стороны Англии не предотвратили поражения гугенотов. В знак
уважения к мужеству защитников, город не был подвергнут разорению. По предложению кардинала Ришелье
гугенотам оставили право исповедовать протестантизм, офицеры-гугеноты могли поступать на королевскую
службу, не меняя веры. Руководители Ларошели не были преданы суду, но лишь изгонялись из города.
Политика абсолютизма в экономической сфере, как правило, выражалась в протекционизме – поддержке
ремесленного, а затем мануфактурного производства, внутренней и внешней торговли. Способствуя развитию
национальной экономики, правители вводили элементы её регулирования, в том числе с помощью королевских
или дарованных королём частным лицам (нередко за большие деньги) монополий, таможенных пошлин и др.