МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
для студентов по учебной дисциплине «Внутренние болезни»
на практическое занятие по теме «Диагностика и дифференцированая терапия нарушений проводимости (блокад) »
Составил: доц. Ахмедова Ф.Д.
Махачкала – 2013-14 уч. г.
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДГОУ ВПО «ДАГЕСТАНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА ГОСПИТАЛЬНОЙ ТЕРАПИИ № 3 С КУРСОМ КЛИНИЧЕСКОЙ ИММУНОЛОГИИ И АЛЛЕРГОЛОГИИ
ТЕМА № ДИАГНОСТИКА И ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ ТЕРАПИЯ БЛОКАД
Количество практических занятий - 1. Количество академических часов – 4.
ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: Закрепить теоретические знания студентов по диагностике нарушений проводимости. Обучить студентов правильно собирать анамнез и вести объективный осмотр больных с наличием различных блокад сердца, производить оценку лабораторно-инструментальных исследований, изменений ЭКГ, а также выставлять индивидуальный клинический диагноз и назначать лечение, оказывать неотложную помощь при ургентных ситуациях.
Учебная цель:
Студент должен знать:
1. Методы исследования при заболеваниях сердечно-сосудистой системы
2. Механизм образования импульса, схему проводящей системы сердца, классификацию блокад.
3. Клиника, диагностика (ЭКГ-признаки) синоатриальной и а-в блокады различной степени. При каких заболеваниях встречается а-в блокада?
4. Диагноз и дифференциальный диагноз приступов Морганьи-Эдемса-Стокса. Неотложная терапия.
5. Блокады ножек пучка Гиса (левой и правой)
6. Методы лечения. Показания к имплантации ИВР.
Студент должен уметь:
1. Провести физикальное обследование больного с различными видами блокад сердца.
2. Оценить результаты лабораторно-инструментального исследования, данные ЭКГ и эхо КГ, суточного холтеровского мониторирования ЭКГ.
3. Определить вид блокады и ее переносимость, обосновать адекватную терапию.
4. Провести дифференциальный диагноз.
5. Выставить полный клинический диагноз (указать нозологическую форму, стадию заболевания, наличие осложнений), назначить лечение
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ:
1. Утренняя конференция, доклад дежурных студентов и дежурного врача - 40 мин.
2. Перекличка и обсуждение докладов - 5 мин.
2.Програмированный или традиционный контроль готовности к занятию - 15 мин.
3.Самостоятельная работа под контролем ассистента, проверка рецептурных тетрадей, правильности заполнения историй болезни - 60 мин.
4. Клинический разбор по теме занятия - 60 мин.
4.Резюме преподавателя и задание к следующему занятию - 5 мин.
Оснащение занятия: 1. Больной, история болезни, ЭКГ, ЭХОКГ, суточное мониторирование ЭКГ. Ситуационные задачи. Папки с ЭКГ различных видов блокад сердца.
ВОПРОСЫК ЗАНЯТИЮ:
1.
УКАЗАНИЯ К РУКОВОДСТВУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ СТУДЕНТОВ.
Преподаватель назначает одного студента ответственным за сбор жалоб, анамнеза и объективное обследование одного больного по теме занятия, остальных студентов направляет в отделение к прикрепленным больным на курацию. Студенты в течение 60 мин. самостоятельно собирают анамнез, осматривают больного и знакомятся с данными лабораторного исследования больного и электрокардиограммы, заполняют истории болезни. После этого группа собирается вместе и начинается клинический разбор больного по теме занятия. Разбор проводится в палате, или, если это возможно, больной приглашается в учебную комнату. Один из студентов докладывает результаты опроса и объективного исследования больного, а остальные задают интересующие их опросы, как студенту-куратору, так и больному.
По окончании доклада (или по его ходу) больной осматривается студентами. При необходимости доклад студента и осмотр больного направляется преподавателем. На основе всех полученных данных устанавливается предварительный диагноз. После этого студенты знакомятся с данными лабораторных и функциональных методов исследования и на их основе устанавливают клинический диагноз, назначают необходимое лечение. В конце занятия преподаватель делает резюме с разбором ошибок.
МАТЕРИАЛЫК ЗАНЯТИЮ:
1. Материалы для безмашинного программированного контроля.
2. История болезни соответствующего больного.
3. Ситуационные задачи.
4. ЭКГ с различными блокадами.
5. Схема проводящей системы сердца (в папке)
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:
1. Основная литература:
· Внутренние болезни: в 2 т.: учебник с компакт-диском для студентов мед.вузов/УМО по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России; ред. Н.А.Мухин, В.С. Моисеев, А.И. Мартынов.- Издание 3-е, исправленное и дополненное - М: ГЭОТАР-Медиа.-2012-2013.
· Национальное руководство по кардиологии – М, 2008.
2. Дополнительная литература
1. Внутренние болезни: учебник / В.И. Маколкин, С.И. Овчаренко, В.А. Сулимов. – М.: ГЭОТАР – Медиа. - 2011 – 768с.
2. Алгоритмы оказания неотложной помощи при внутренних заболеваниях: учебное пособие для студ. мед вузов / И.А. Шамов, Д.Д. Абдулпатахов, А.А. Абдуллаев – Махачкала: ИПЦ ДГМА – 2007. – 152с.
3. Методы исследования и семиотика при заболеваниях внутренних органов: учебное пособие для студентов мед.вузов и врачей/ Д.А. Шихнебиев, Э.М. Эседов – Махачкала: ИПЦ ДГМА – 2005.- 385с.
4. Мурашко В.В., Струтынский А.В. Электрокардиография. - М.: Медицина, 2004 г.