Беседы о театре «Четвертого измерения».
Первый вариант.
Книга для «Умников».
Г.
Вечер первый.
Театральность.
Уже прошло три года с момента твоего ухода из театра?
Точнее будет сказать, из «профессионального» театра. Хотя, решение оставить «подмостки» созрело еще раньше, за два года до этого. Я тогда работал в Одессе. Пришло время кардинальных изменений и я принял решение оставить театр и уехать в Индию.
Эзотерическая романтика?
Точно. (смеется) Но свою Индию я обрел в Москве.
В каком смысле?
Я проработал в Одессе двадцать три года. За это время много чего произошло и когда ты меняешься, то груз прошлого мешает начать все сначала. А в прошлом накопилось так много, что в какой-то момент я стал задыхаться и нужна была полная перезагрузка. Индия мне казалась хорошим вариантом.
Но в то время в Одессу приехал московский режиссер на постановку и уговорил меня переехать в Москву. Мне показалось это интересным и, вместо Индии, я оказался в Москве. (смеется)
У нас бытует миф, в который мы искренне верим, что в столице собраны все «сливки». Все самое лучшее стекается в Москву и мы, естественно, стремимся туда. Как в чеховских «Трех сестрах»: «В Москву. В Москву. В Москву». Но… Все совершенно не так. (расплывается в улыбке)
Я был разочарован столичной театральной жизнью и через два года, воспользовавшись моментом реорганизации, начавшейся в театре, в котором я работал, тихонько, так сказать, «слился» и переехал в Питер.
Но то, что я хотел найти в Индии, нашел в Москве. Там меня воспринимали таким, каким я был на тот момент. Это великолепно. Человек меняется. Постоянно. Просто мы не видим этого. Не замечаем. Смотрим на него через призму его прошлых ошибок. Но прошлое должно оставаться в прошлом. Даже не «оставаться», а «исчезать». Ошибся, осознал и забыл. Этого уже не исправить. Одно из самых больших заблуждений то, что прошлое как-то влияет на настоящее. Это нам еще предстоит осознать.
Значит театр для тебя «исчез» в прошлом?
Нет. Театр в моей крови.
В 90-х в Одессе со мной работал один актер. Он был маленького роста, но огромного таланта. Это произошло как раз после моей первой постановки с его участием. В театр пришли журналисты, взять у него интервью.
Мы сидели в театральном баре. Они расположились чуть поодаль от нас. Мы с коллегами что-то бурно обсуждали за чашечкой кофе. И вдруг, он подходит к нам и громко, с подачей, обращаясь к журналистам, произносит: «Вы спрашиваете меня, что такое Театр? Театр – это он». Произнеся это, он низко мне поклонился и вернулся за свой столик. (смеется)
Тогда я не понял, что он имел ввиду, но сейчас знаю. Театр никогда для меня не был просто профессией. Это нечто большее. Образ жизни. Миропонимание. Мироощущение. Воздух. Кислород, без которого нет жизни. Который и есть сама жизнь.
Я ушел из того театра, который кислородом не был. Современному театру не хватает воздуха, и я стал в нем задыхаться. Но все это временно. Театр изменится. Когда? Ответить трудно. Но каким он станет, я вижу.
Я наткнулась на один текст, написанный тобой для соц. сетей, после переезда из Москвы в Питер:
***************************
Театральная Мастерская Игоря Коршунова.
Эта группа открыта для создания теоретической платформы новому «театральному движению» и ее непосредственной реализации.
Мы пока еще больше доверяем словам, вернее формулировкам, а не опыту. А опыта накопилось предостаточно. Поэтому появилась необходимость в создании некоего печатного материала, объясняющего цели, методы и т.д. и т.п.
Сделать это не просто. Необходимо создать практически новый театральный язык или переосмыслить некоторые понятия старого. Работа неблагодарная, но уже необходимая. Так что все, кому интересен ТЕАТР, присоединяйтесь. Ваша помощь и содействие будут бесценны.
«Театральная мастерская» - это возможность реализации актера как личности. Или, можно сказать и так: реализации личности через актерское мастерство.
Принято считать, что театральное искусство – это, в основном, искусство коллективное, где актер является частью целого. Но мир меняется. Все больше интерес у нас вызывает не «коллективное бессознательное», а индивид, личность.
Жизнь и театр. Актер и личность. Где проходит грань между этими понятиями? И существует ли она вообще? Возможно театр – это всего лишь форма жизни, ее проявление, а личность реализуется в актерстве, в игре? И если это так, то должны существовать какие-то законы, благодаря которым мир реализуется сквозь театр.
Вопросов много и «Театральная мастерская» поможет Вам найти ответ на них самостоятельно. Через личный опыт. Не ждать, что кто-то придёт и все объяснит, это уже не работает. Мы знаем много, но все так же одиноки и несчастливы. А самое главное, не реализованы. Пришло время это изменить.