Кл. рук. – Фадеева Т. Г.
Цель:
Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.
Задачи:
Познакомить ребят с понятием блокада;
Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;
Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Поверьте, он сегодня действительно добрый. Потому что мы живем под мирным небом над головой, в свободном и независимом государстве. Сегодня мы с вами собрались по поводу знаменательной даты – День снятия блокады Ленинграда.
Учитель: Наш урок посвящен полному освобождению советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками, объявляется открытой!
Учитель: 27 января одна тысяча девятьсот сорок четвёртого года по Ленинградскому радио прозвучало сообщение о снятии блокады.
Учитель: Опять война,
Опять блокада, —
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
- «Не надо,
Не надо раны бередить».
Но всё же подвиг беззаветный
Сегодня слышен сквозь года.
Учитель: Блокада Ленинграда – это одна из трагических и героических страниц в истории Великой Отечественной войны.
“Блокада” - это страшное слово стало настоящим приговором для ленинградцев.
900 дней и ночей они, изолированные от всего мира, жили в настоящем аду, между жизнью и смертью.
– Вместе со взрослыми жили, боролись,гибли дети - наши ровесники.
Учитель: – Город умирал от голода, холода и бесконечных обстрелов, но несмотря ни на что, Ленинград не сдавался и жизнь продолжалась. В блокадном городе работало тридцать девять школ. Как мы сейчас, ребята учились, получали оценки, переходили из класса в класс. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг.
В школах, бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой холод, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах…
Дети шатались от голода. Умирали не только дома, на улице, по дороге в школу. Но случалось – прямо в классе.
Учитель: С осени 1941 года начался голод. Была введена карточная система снабжения горожан продовольствием. Очень тяжелым было снабжение населения и войск продовольствием и водой. С 20 ноября 1941 года нормы на питание стали самые низкие: рабочие горячих цехов получали по 350 граммов хлеба, простые рабочие в день получали 250 граммов хлеба, а дети и служащие — по 125 граммов хлеба. сделанного из суррогата,
Учитель: Кусочек хлеба был так мал, что человек не ощущал его веса на руке, а это было все, что можно было съесть. Хлеб был практически единственным питанием ленинградцев. Мамы берегли драгоценный кусочек – дневную норму. Выдавали своим детям по маленькому кусочку, часто прятали.
Свыше 640 тысяч ленинградцев погибли от голода.
Учитель: В городе были и другие очень тяжелые испытания: не работал водопровод, канализация, не было электричества, топлива, стоял транспорт. Истощенные голодом, обессилевшие ленинградцы жили в холодных квартирах с выбитыми стеклами, а зимой был – 41 градус, за водой ходили к Неве.
Учитель: Каждый день был битвой за собственную жизнь с голодом, холодом и битвой за Ленинград - символ свободы, равенства, независимости для всех людей мира.
Учитель:: За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч тяжелых артиллерийских снарядов, сбросили 5 тысяч фугасных бомб и 10 тысяч зажигательных бомб.
Полностью было разрушено и сожжено снарядами и бомбами 3174 здания и сильно повреждено 7143 здания. Почти треть жилья стала непригодной для проживания.
Учитель: Каждый день блокадного Ленинграда был днем подвига. Низкий поклон, пережившим блокаду. Вечная память павшим.
В этот день мы Гордимся, Радуемся, Помним!
- Просим почтить память всех, кто погиб в те страшные девятьсот блокадных дней, минутой молчания.
Учитель: Тяжелые испытания выпали на долю города. Но он выстоял, жители, не сломились, не сдались врагу.
Просмотр видеоролика « Город, который выжил. Архивные кадры к 70-летию снятия блокады Ленинграда»
https://ria.ru/20140127/991056515.html
Учитель: Мы, жители героического государства, должны помнить и чтить подвиг ленинградцев. От понимания значимости этого события зависит наше будущее, будущее нашей страны.
Учитель: За мужество и героизм, проявленные жителями блокадного города, Ленинград получил звание, Город-Герой, награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».
Учитель: Чтоб снова,
На земной планете,
Не повторилось той зимы,
Нам нужно помнить вечно блокады страшные те дни!
Ине напрасно беспокойство,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память — наша совесть.
Она, как сила, нам нужна...
Учитель: Наш урок, посвященный Дню снятия Блокады Ленинграда, окончен.