Предложения к
Территориальной схеме обращения с отходами в Республике Коми, (проекту) предложенному на обсуждение в Республике Коми с 29.11.2021 по 14.12.2021
1. Территориальная схема обращения с отходами в Республике Коми (представленный проект) не соответствует действующему законодательству в части основополагающих принципов государственной политики в области обращения с отходами:
Преимущественные принципы нарушены (иерархия)
Статья 3. Основные принципы и приоритетные направления государственной политики в области обращения с отходами
Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" от 24.06.1998 N 89-ФЗ
2. Направления государственной политики в области обращения с отходами являются приоритетными в следующей последовательности:
максимальное использование исходных сырья и материалов;
предотвращение образования отходов;
сокращение образования отходов и снижение класса опасности отходов в источниках их образования;
обработка отходов;
утилизация отходов;
обезвреживание отходов.
«Сокращение образования отходов иснижение класса опасности отходов в местах их образования » - сделать это невозможно без внедрения раздельного сбора отходов на придомовых территориях!
Наименее приоритетный способ обращения с отходами - их обезвреживание. На сегодня, Территориальная схема Республики Коми предусмотрена именно под «обезвреживание», а также «обработку», «утилизацию» и «размещение».
Суть обращения с ТКО по нынешнему проекту Территориальной схемы РК характеризуется следующим:
Данный способ не решает задачу снижения объема образуемых отходов (ст.3 ФЗ Об отходах производства и потребления»)
Необходимо предварительное разделение «сухих» отходов и органических отходов друг от друга – как минимум двухкомпонентный раздельный сбор, без которого НЕВОЗМОЖНА сортировка в принципе из смешанного мусора. Строительство мусоросортировочных линий без внедрения повсеместно раздельного сбора отходов – как минимум двухкомпонентного – это нецелесообразная растрата средств.
Идея создания мусоросортировочных комплексов теряет смысл и приведет к нецелесообразным и неоправданным тратам средств населения и бюджетных, простаиванию мощностей таких комплексов и к росту тарифов – то есть к усугублению ситуации с отходами в Республике.
В предложенном проекте главный принцип не соблюден - не предусмотрена система РСО.
3. Все остальные планы предусматривают усугубление ситуации, а не решение задачи обращения с отходами в соответствии с приоритетными направлениями госполитики.
Так, предусмотрены противоречащие основополагающим принципам государственной политики* объекты - Термодеструкторы как неприоритетное направление госполитики
При таком подходе ни в настоящее время, ни в будущем внедрение системы раздельного сбора отходов невозможно.
При таком подходе не имеет смысла строить мусоросортировочные комплексы*
3.2. Опасные для экологии комплексы по «утилизации»
Термодеструкторы
Недостатки технологии мусоросжигания:
4. Еще в 2019году письмом РЭО от 23.10.2019 №РЭО -03-254/19 «Об актуализации территориальных схем обращения с отходами» (за подписью Ген.директора Д.П.Буцаева) было указано на 5 основных пунктов недостатков Территориальных схем, наблюдаемых в 70 регионах РФ в 2019 году, и в частности указано на отсутствие внедрения системы РСО. Все указанные недостатки сохраняют свое существование в течение двух и присутствуют в рассматриваемом проекте Террсхемы по обращению с отходами в Республике Коми
Относительно внедрения системы РСО, необходимо предусмотреть следующее:
- по внедрении двухкомпонентного и многокомпонентного раздельного сбора отходов необходимо наладить логистические связи с приемщиками /переработчиками сырья в ближайших (соседних) регионах России;
При этом РСО стремиться внедрить в многокомпонентном виде:
помимо стандартных 6 потоков (неперерабатываемый мусор; органика; бумага, пластик; железо; стекло), -так же – предусмотреть отдельных сбор под медикаменты, ГСМ, покрышки, лакокрасочные материалы, бытовая техника, аккумуляторы, ртутные лампы, строительный мусор, крупногабаритный; опасные отходы.
(детально для категорий отходов, рекомендации:
лампы и батарейки несем в магазины по продаже ламп и батареек;
старую бытовую технику сдаем в магазины по продаже бытовой техники; лекарства - в аптеки; ГСМ и Лакокрасочные материалы - в специальные контейнеры, стоящие у заправок и магазинов торгующих ГСМ и "Лакокраской"; строительный мусор - на заводы для дробления в отсыпочный материал и отделение из него дерева и железа;
бытовой мусор сортируем на площадках у дома подробно по каждому виду мусора).
- далее - по внедрении вышеназванного пункта - предусмотреть досортировку, прессование, (линии "досортировки", прессования), далее погрузку и отправку на предприятия по переработке /приемке вторсырья в ближайших регионах либо в Республике
- предусмотреть запрет /штрафы либо иные меры реагирования на применение в торговле, производстве видов упаковки которая НЕ перерабатывается
4. Правовая основа изменений в Террсхему:
Утверждены постановлением Правительства Российской Федерации
от 22 сентября 2018 г. N 1130
ПРАВИЛА
РАЗРАБОТКИ, ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ, УТВЕРЖДЕНИЯ,
КОРРЕКТИРОВКИ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ СХЕМ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ
С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, В ТОМ ЧИСЛЕ
С ТВЕРДЫМИ КОММУНАЛЬНЫМИ ОТХОДАМИ, А ТАКЖЕ ТРЕБОВАНИЯ
К СОСТАВУ И СОДЕРЖАНИЮ ТАКИХ СХЕМ
20. Общественное обсуждение территориальной схемы включает:
а) размещение уполномоченным органом уведомления о датах начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы и размещение проекта территориальной схемы на сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - официальный сайт);
в) рассмотрение проекта территориальной схемы заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов, региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, гражданами, организациями, иными заинтересованными лицами;
21. Уполномоченный орган размещает проект территориальной схемы на официальном сайте с указанием дат начала и окончания проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы.
Срок общественного обсуждения проекта территориальной схемы не может быть менее одного месяца и более 3 месяцев со дня его размещения на официальном сайте. Решение о сроке (датах начала и окончания) проведения общественного обсуждения проекта территориальной схемы на официальном сайте принимает уполномоченный орган
29. Корректировка территориальных схем осуществляется путем внесения в нее изменений по мере необходимости.
30. Основаниями для корректировки территориальной схемы являются:
а) изменение условий реализации территориальной схемы, в том числе соответствующие изменения законодательства Российской Федерации, выявление новых источников образования отходов, мест накопления отходов, объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
б) выявление способов оптимизации потоков с учетом действующих и вновь введенных объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов;
5.
Требования:
- Требуем отменить планы по строительству трмодеструкторов, прочих мусоросжигающих установок и иных комплексов, основанных на технологии термической обработки отходов и соответственно исключить из территориальной схемы обращения с отходами РК данные комплексы;
- Требуем внедрить реально работающую систему раздельного сбора отходов в сроки: 12 месяцев – для городов; 24 месяца – для районов и местностей;
- для указанных целей создать в Республике Коми Группу общественного контроля (иную организационную структуру общественного контроля) на основе принципов, указанных в ФЗ «Об основах общественного контроля», включив в нее представителей волонтерских организаций и иных сообществ - внедривших системы РСО в Республике Коми; и также представителей предприятий – крупных и мелких приемщиков вторсырья и также переработчиков («Комиковтор», «ГринтехКоми» и иных).
_________________