ПЕРВОБЫТНОЕ ИСКУССТВО
Древние цивилизации. Первые художники Земли.
Ц е л и:
· формирование представлений о понятии «первобытная культура»;
· расширение лексики учащихся в пределах темы урока: палеолит, мезолит, неолит, энеолит;
· развитие навыков элементарного анализа художественного образа с опорой на вопросы учителя;
· развитие навыка самостоятельной работы со справочной литературой.
Содержание. Роль мифа в культуре. Древние образы и символы. Первобытная магия. Живопись Альтамиры. Символика геометрического орнамента в произведениях изобразительного искусства. Зарождение архитектуры, ее связь с религиозными верованиями и предоставлениями человека (Стоунхендж)-Театр, музыка и танец
Тип урока: урок-лекция.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Введение темы урока.
Друзья, вам всем знакомы слова: «это красиво», «это некрасиво», «прекрасно», «безобразно». Откуда у человека чувство красоты? Как человек научился видеть и понимать, ценить красоту и создавать красивое? Кто его научил этому?
(Предполагаемые ответы учащихся:
- Красиво, это когда приятно смотреть.
- Когда видишь красивую бабочку, цветок.
- Красоте человек учится у природы.)
Действительно, чувство красоты в человеке, прежде всего, пробуждает природа. И во всем, что бы ни делал человек, проявляется его понимание красоты. Представления о красоте, о прекрасном ярче всего отражаются в искусстве.
Сегодня мы отправляемся в новое увлекательное путешествие по страницам истории искусства, шаг за шагом постигая идеалы красоты и совершенства.
Мы открываем первую страницу истории искусства и попадаем в загадочный и причудливый мир первобытной культуры.
II. Изучение нового материала.
История первобытности началась с появления первых людей на Земле. И хотя первобытные люди не знали ни городов, ни государств, ни письменности, они сделали много открытий: научились добывать огонь, обрабатывать камень, выращивать хлеб, строить жилище, шить одежду, лепить глиняную посуду, плести и ткать. Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов эпоха первобытности продолжается и до наших дней (коренные народы Австралии, Африки, Океании).
Естественно, открывая первую страницу истории искусства, задаться вопросом: как давно зародилось искусство? Когда человек научился рисовать, лепить, высекать из камня, украшать? Когда возникло у человека одно из самых замечательных чувств - чувство красоты, чувство прекрасного?
Ответить на этот вопрос нам помогают три науки: археология, этнография, лингвистика.
Науки изучающие историю культуры.
Археология – рисунок, живопись, скульптура, архитектура.
Этнография – обряды, ритуалы, верования.
Лингвистика – сказки, загадки, пословицы
Первая из них - археология - изучает историю и культуру человечества с помощью раскопок. Ничто в истории не исчезает бесследно. Следы прошлого хранит земля. И дело археологов - найти эти свидетельства жизни, извлечь их из глубины веков. Так, во время раскопок в различных местностях были обнаружены следы древнейшей жизни. На стенах и потолках пещер в местах обитания первобытных людей археологи обнаружили многочисленные изображения животных. Олени, бизоны, дикие кони, длинношерстные мамонты, саблезубые тигры - животные, которые ныне на Земле уже не существуют, - украшали пещеры первобытных людей.
Вы можете возразить: какое искусство могло быть у первобытных дикарей? Их жизнь была полна опасностей, и все их мысли и силы поглощала охота на сильного и коварного зверя. Как же можно было в таких условиях заниматься искусством?
Первобытным искусством считают искусство времени первобытно-общинного строя, то есть от появления Хомо сапиенс. и до возникновения классовых обществ, цивилизаций. Развитие искусства происходило на протяжении многих тысячелетий. Историю мировой культуры принято делить по эпохам, или периодам.