Основой речевого этикета являются речевые формулы, пример характер, которые зависит от ситуации и от особенностей общения. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную часть. В связи с этим формулы речевого этикета можно разделить на 3 основные группы:
1. Речевые формулы для начала общения;
2. Речевые формулы, применяемые в процессе общения;
3. Речевые формулы для окончания общения.
Правила и нормы речевого этикета в начале общения: обращение, приветствие.
Итак, обращения могут быть экспрессивно и эмоционально окрашенными, содержать оценку: Ирочка, Ирка, растяпа, молодец, молодчина. Особенность подобных обращений заключается в том, что они характеризуют как адресата, так и самого адресанта, степень его воспитанности, его отношение к собеседнику, эмоциональное состояние. Приведенные слова-обращения используются в неофициальном общении; только некоторые из них, например собственные имена (в их основной форме), названия профессий, должностей, служат обращениями и в официальной речи.
Приветствие: Если собеседники незнакомы друг с другом, то общение они начинают со знакомства. При этом может происходить непосредственно и опосредованно. По правилам хорошего тона не принято вступать в разговор с незнакомым человеком и самому представляться. Однако бывают такие ситуации, когда представиться все-таки необходимо. Этикет предлагает некоторые формулы:
- Разреши(те) мне с тобой (с вами) познакомиться.
- Мне хотелось бы с тобой (с вами) познакомиться.
- Позволь(те) с тобой (с вами) познакомиться.
- Был бы рад(а) с тобой (с вами) познакомиться.
- Давай(те) познакомимся.
- Будем знакомы.
При посещении какого-либо учреждения, конторы, когда предстоит разговор с официальным лицом, необходимо ему представиться, используя одну из формул:
- Позвольте (разрешите) мне представиться.
- Мое имя (…)
Если же посетитель не называет себя, тогда тот, к кому пришли, сам спрашивает:
- Как ваша (твоя) фамилия?
- Как ваше (твое) имя, отчество?
- Как ваше (твое) имя?
- Как вас (тебя) зовут?
Официальные и неофициальные встречи знакомых, а иногда и незнакомых людей начинаются с приветствия.
Обращение является одним из важнейших и необходимых компонентов речевого этикета. Ведь обращение служит неотъемлемой частью общения, используется на всем протяжении общения.
В русском языке основное приветствие - здравствуйте. Оно приходит к нам от старославянского глагола здравствовать, что означает "быть здравым", т.е. здоровым. Так же, помимо этой формы приветствия, распространено приветствие, которое указывает на время встречи: доброе утро, добрый день, добрый вечер.
Речевой этикет приветствий предусматривает и характер поведения, т.е, очередность приветствия. Первыми приветствуют:
- мужчина - женщину;
- младший (младшая) по возрасту – старшего (старшую);
- младшая по возрасту женщина - мужчину, который значительно старше ее;
- младший по должности - старшего;
- член делегации - ее руководителя (независимо от того, сбоя легация или зарубежная).
Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения. Это формулы расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание:
- Всего вам доброго (хорошего):
- До свидания;
- Надеюсь на новую встречу: До вечера (завтра, пятницы). Надеюсь, мы расстаемся ненадолго. Надеюсь на скорую встречу.
Речевой этикет, так или иначе, связан с ситуацией речевого общения и ее параметрами: личностям собеседников, темой, местом, временем, мотивом и целей общения. Прежде всего, он представляет собой комплекс языковых явлений, которые ориентированы на адресата, хотя личность говорящего (или пишущего) также учитывается. Это можно наилучшим образом продемонстрировать на употреблении Ты - и Вы - форм в общении. Общий принцип состоит в том, что Вы - это форма, которая употребляется как знак уважения и большей формальности общения; Ты - это форма, наоборот, употребляется в неформальном общении между равными по возрасту и т.п. Однако реализация этого принципа может представать в различных вариантах в зависимости от того, как участники речевого общения соотносятся по возрастной или служебной иерархии, находятся ли они в родственных или дружеских отношениях; от возраста и социального положения каждого из них и т.д.
Речевой этикет предусматривает несколько зачинов, которые обусловлены ситуацией. Наиболее распространены 3 ситуации: торжественная, рабочая, скорбная. К торжественной относятся государственные праздники, юбилеи предприятия и сотрудников, получение наград, дни рождения, именины и знаменательные даты семьи или её членов, презентация, заключение договора, создание новой организации и т.д. По каждому торжественному событию, знаменательной дате следуют приглашения и поздравления. В зависимости от обстановки (официальной, полуофициальной, неофициальной) пригласительные и поздравительные клише меняются.
Приглашение:
- Позвольте (разрешите), я приглашу Вас;
- Приходите на праздник (юбилей, встречу).
Поздравление:
- Примите мои (самые) сердечные (тёплые, душевные) поздравления..;
- От имени (по поручению) поздравляем;
- Искренне (горячо) поздравляю.
Как и во множестве, других ситуациях межличностного общения поздравления должны быть предельно корректными, уместными и искренними. Поздравление - принятый обществом ритуал уважения и радости за близкого человека, но это никак не способ ведения беседы или переписки, в поздравлениях не должны звучать сугубо личные темы и вопросы адресата поздравления.
Содержательная часть поздравления - ритуальное выражение радости, но ничего более.
Скорбная ситуация связана со смертью, гибелью, убийством и другими событиями, которые приносят несчастье, горе. В таком случае выражается соболезнование. Оно не должно быть сухим, казённым.
Формулы соболезнования, как правило, стилистически приподняты, эмоционально окрашены:
- Хочу выразить (Вам) свои (мои) искренние соболезнования.
- Приношу (Вам) мои глубокие соболезнования.
- Разделяю (понимаю) вашу печаль (ваше горе, несчастье).
Перечисленные зачины (приглашение, поздравление, соболезнование, выражение сочувствия) не всегда переходят в деловое общение, иногда ими разговор и заканчивается.
В повседневной деловой обстановке (деловая, рабочая ситуация) также используются формулы речевого этикета. Например, при подведении итогов работы, при определении результатов распродажи товаров возникает необходимость кого-то поблагодарить или, наоборот, сделать замечание. На любой работе, в любой организации у кого-то может появиться необходимость дать совет, высказать предложение, обратиться с просьбой, выразить согласие, разрешить, запретить, отказать кому-то.
Приведём речевые клише, которые используются в данных ситуациях.
Благодарность:
- Позвольте (разрешите) поблагодарить вас;
- Фирма (дирекция, ректорат) выражает благодарность всем сотрудникам за…
Кроме официальных благодарностей существуют ещё и обыденные, неофициальные благодарности. Это обыкновенное «спасибо», «благодарю», «вы очень любезны», «не стоит благодарностей» и т.д.
Рассмотрим соотношение таких явлений, как этикет и вежливость. Поскольку вежливость это одно из понятий нравственности, обратимся к «Словарю по этике». Вежливость - это проявление уважения. Вежливость является и готовностью оказать услугу тому, кто в ней нуждается, и деликатностью, и тактом.
Если вежливость - это форма проявления уважения к другому, то само по себе уважение предполагает признание достоинства личности, а также чуткое и деликатное отношение к другому.
Конец общения: При окончании разговора, собеседники пользуются формулами расставания, прекращения общения. Они выражают пожелание:
- Всего Вам доброго (наилучшего)!;
- До свидания!;
- Надежду на новую встречу (До вечера (завтра, воскресенья);
- Надеюсь, на недолгую разлуку. Надеюсь на скорую встречу.
Кроме обыкновенных форм прощаний существует давно устоявшийся ритуал комплимента. Тактично и вовремя сказанный комплимент, он поднимает настроение у адресата, настраивает на положительное отношение к собеседнику.
При расставании и прощании, согласно обычаю, существуют словесные клише. Их называют напутствиями. Они берут свое начало из древности, когда являлись, чуть ли не заклинаниями, например, "буераком путь", "ни пуха, ни пера" и т.д. Считалось, что от напутственного слова зависит счастливая дорога или успех какого-нибудь дела. Сейчас напутствия упростились: «До свидания», «Всего хорошего», «Прощайте», «Будете здоровы».
Этикетные формы.
Разновидность этикета - совокупность правил, применяемых в той или иной ситуации, в которой оказывается человек. По разновидностям этикет разделяют на: деловой, семейный, свадебный, гостевой, столовый, подарочный, танцевальный, этикет дистантного общения, телефонного разговора, письма и др.
Совокупность правил, которые характерны для человека, занимающегося тем или иным видом деятельности, образует виды этикета. В современном обществе сформировалось множество видов этикета: дипломатический, педагогический, воинский, общегражданский и др.
Кроме видов существуют еще и формы этикета - это та совокупность средств, в которых выражается уважительное отношение к людям. По форме различают этикет речевой и неречевой. Речевой этикет представляет собой словесное (вербальное) выражение уважительного отношения к людям и проявляется в речи, манере обращения, умении вести беседу, высказывать критическое замечание, участвовать в споре, говорить комплименты. Неречевая форма этикета включает в себя поступки и действия, с помощью которых проявляется уважительное отношение к окружающим. Все поведенческие действия человека: то, как он сидит, стоит, ходит, ведет себя за столом, подносит цветы и тому подобное, характеризуют его как хорошо воспитанную личность, владеющую поведенческой культурой или, наоборот, недостаточно подготовленную к жизни в современном обществе.
Этикет выполняет некоторые специфические функции: регулятивную, опознавательную, идентификационную, коммуникативную, этическую, эстетическую, воспитательную.