в целях профилактики социального сиротства».




Заведующая службой сопровождения

замещающих семей ГУСО «Еравнинский СРЦН»

Республики Бурятия

Буткина Бэлла Васильевна

 

О бедах современного детства в России сказано и написано немало. Катастрофическое падение жизненного уровня большинства семей, психоэмоциональные и физические перегрузки родителей, порожденные безработицей, резким снижением качества жизни, неуверенностью в завтрашнем дне, беспомощностью в обеспечении условий для развития детей, организации их досуга и отдыха – все это усугубляет семейное неблагополучие, болезненно отражается на детях. Нельзя не отметить низкий воспитательный потенциал семьи, усиление жестокости в отношениях между супругами, родителями и детьми, возрастание числа семей, которые ведут асоциальный образ жизни. Утрата родительского попечения возникает по разным причинам: смерть, длительное отсутствие или тяжелая болезнь родителей, признание их недееспособными, лишенными или ограниченными в родительских правах вследствие уклонения от содержания, воспитания детей, защиты их законных интересов. По данным Министерства образования и науки Республики Бурятия за последние пять лет число детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возросло на 70%, на 20% увеличилось число социальных сирот. Всего в Республике Бурятия сирот 4931 чел.

Государственная политика в интересах детей должна исходить из признания права каждого ребенка России жить и воспитываться в семье. Несомненно, приоритет имеет воспитание детей в биологической семье, но если это невозможно, то ребенок должен воспитываться в замещающей семье. Директор ГОУ «Учебно-методический центр по переподготовке и повышению квалификации» Хижаева Т.М. г.Иркутск говорила: «Лишение родительских прав- это крайняя мера, надо стараться сохранить для ребенка его биологическую семью». Становится очевидной необходимость внедрения альтернативных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без родительского попечения. Одной из таких форм является приемная семья. Приоритетным направлением работы нашего реабилитационного центра является устройство воспитанников в замещающие семьи.

Несмотря на увеличение количества детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время отсутствует специальная профессиональная подготовка педагогов для работы с ними. В этой связи особую актуальность приобретает подготовка специалистов, способных оптимизировать процесс социализации детей-сирот, их адаптацию к жизни в обществе. Где и кто этому учит? Мы начали с проекта Службы сопровождения замещающих семей.

В ГУСО «Еравнинский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» Служба начала свою деятельность с декабря 2010г и в декабре 2015года отметим 5-летие.

Основными целями деятельности Службы являются:
· создание и развитие семейной формы жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· создание условий для нормального развития детей-сирот, детей без определенного социального статуса и детей, оставшихся без попечения родителей;

. профилактика социального сиротства.
Для достижения поставленных целей специалистами Службы выбраны следующие основные направления деятельности:
· оказание практической помощи лицам, желающим и имеющим возможность принять в семью осиротевшего ребенка;
· оказание информационно-методической помощи приемной семье;
·консультирование приемных, социально-неблагополучных семей и семей группы риска;
· проведение всесторонней реабилитации и адаптации детей в приемных семьях;
· проведение тренингов по социальной реабилитации биологических родителей из социально-неблагополучных семей и семей группы риска
· социальный патронаж приемных семей и семей группы риска
· формирование положительного общественного мнения об опыте семейного жизнеустройства детей-сирот.
В штате Службы предусмотрены следующие должности:

- руководителя Службы сопровождения замещающих семей

- специалиста по социальной работе

- педагога- психолога.

Служба организует работу по устройству детей на воспитание в замещающие семьи, а также сопровождение замещающих семей.На сегодня мы сопровождаем 33 семей, в них 52 ребенка. Протяженность населенных пунктов, где проживают замещающие семьи - составляет 340 км.

Решением Совета депутатов муниципального образования «Еравнинский район» от 06.03.2012г. за № 47/7 переданы полномочия следующие органа опеки и попечительства в ГУСО «Еравнинский СРЦН»:

- выявление несовершеннолетних граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки и попечительства, включая обследование условий жизни таких несовершеннолетних граждан и их семей;

- подбор и подготовка граждан,выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей.

После подписания договора о передаче ребенка в приёмную семью начинается совместная работа с семьей и ребенком как с системой, которую осуществляет вся Служба. Все специалисты совместно обеспечивают профессиональное сопровождение семьи.

Взаимодействие с приемными родителями с момента помещения ребенка в приемную семью носит постоянный характер. С одной стороны, – это образовательная работа: семинары и групповые встречи для приемных родителей, цель которых – предоставление информации, возможность обмена опытом и взаимная поддержка. С другой, – это практика, индивидуальная или семейная: обсуждение происходящего с ребенком, возникающих на каждом этапе адаптации трудностей, помощь в отделении проблем ребенка от проблем самих воспитателей и разрешение их совместно с психологической службой для взрослых.

Основная трудность в такой работе – недостаточная прочность связи между ребенком и приемными родителями. В обычных семьях мощный положительный ресурс при возникновении проблем – то, что родители хорошо знают своего ребенка, у них большой опыт совместной жизни, в том числе и опыт благополучного преодоления конфликтов. Кроме того, родного ребенка никуда не денешь. В кризисных ситуациях в замещающей (социальной) семье первое, о чем думает ребенок, – «Я им неродной». А первая мысль патронатных родителей – «Это наследственность». Специалисты знают, что наследственность детей из неблагополучных семей, в первую очередь, не генетическая, а социальная: поведенческие модели и жестокое обращение, последствия которых обычно преодолеваются благодаря жизни в нормальной среде и помощи специалистов. Большинство замещающих родителей любят воспитанников и болеют душой за своих приемных детей не меньше, чем за родных (кровных). Более того, проблемы детско-родительских отношений в патронатных семьях обычно точно такие же, что и в родных: возрастные кризисы у детей, нежелание учиться, воровство, ревность между детьми в семье и т. д. И, тем не менее, борьба со стереотипами – и у детей, и у взрослых – также часть психологической работы. В особо сложных ситуациях проводится совместные выезды для взрослых и ребенка с целью разрешения конфликтов. При этом одновременно психолог службы по устройству работает и с родителями, и с детьми.

За период работы с 2011г. нашей Службой сопровождения устроено 69 детей в замещающие семьи, в том числе 52 ребенка в приемные семьи, 12 детей в опекунские семьи и 5 детей вернулись в родную семью (мамы восстановилась в родительских правах).Положительной тенденцией является и тот факт, что приемные родители повторно берут в свои семьи детей, оставшихся без попечения. Так, в районе воспитывают 3 детей в4 приемных семей, 4 детей воспитывают 2 приемные семьи, и все они приняли детей в семью дополнительно.

В учреждении создан клуб «Причал надежды» для замещающих родителей и кандидатов в приемные родители. Приемные родители получают уникальную возможность, как для профессионального роста, так и для общения в кругу единомышленников. С другой стороны, во время проведения тренинга они по просьбе социальных работников делятся своим опытом с кандидатами. Членами Клуба являются все приёмные родители. Раз в квартал мы собираемся на заседания Клуба. Для приемных родителей очень важна возможность такого неформального общения. Для них это случай поделиться своими проблемами не с официальными представителями государственных служб, а с коллегами. Для многих неработающих женщин такие встречи – возможность социальной реализации или реабилитации. Задача специалистов Службы сопровождения замещающих семей – помочь в организации подобных встреч и обеспечить соответствующее помещение. Очень важный аспект психолого-педагогического сопровождения – индивидуальное психологическое консультирование действующих приемных родителей. Оно может преследовать очень разные цели:

 помочь приемному родителю справиться с тяжелыми или неожиданными переживаниями, связанными с поведением или особенностями ребенка;

 помочь приемному родителю преодолеть кризис в отношениях с ребенком, разобраться в своих чувствах, преодолеть стереотипы;

 помочь семье приемного родителя, переживающей кризис (рождение младенца, развод супругов, смерть кого-то из членов семьи, отделение старшего ребенка, острые материальные проблемы и т. д.);

 оказать поддержку приемному родителю при расставании с ребенком (возвращение в кровную семью, неудачное устройство, достижение совершеннолетия) и помочь ему подготовиться к разговору с ребёнком.

Инициатива проведения индивидуальной работы может исходить от самого приемного родителя (это лучший вариант), от социального педагога, от любого сотрудника службы по устройству, от психолога. В любом случае предложение прийти на консультацию должно носить характер дружелюбного приглашения, а не «вызова на ковер».

Специалистов службы устройства в семью радует рост профессионализма наших приемных родителей, способность самостоятельно, профессионально и компетентно решать проблемы детей и всей семьи, желание повышать квалификацию и мастерство.
Я убеждена, что предусмотренные социальные услуги, внедрение новых технологий в работу замещающими семьями, подчас просто своевременно оказанная моральная поддержка и психолого-педагогическая помощь специалистов, сократит число детей-сирот и детей, возвращаемых из приемных и опекунских семей в учреждения социального обслуживания. За три года деятельности Службы из замещающих семей было возвращено всего 10 детей, здесь необходимо отметить, что с этими детьми проводилась кропотливая психолого-коррекционная работа. Результатом данной работы не только с детьми, но и с кандидатами явилось устройство детей в приёмные семьи, в том числе 3 детей возвращены прежним приёмным родителям, 2 детей по состоянию здоровья направлены в детские дома, остальные 5 детей переданы в опекунские семьи к родственникам.

Познавая мир, ребенок улыбается, радуется, открывает новое. И путеводной звездой в этом удивительном путешествии под названием жизнь является семья. Что может быть хуже для ребенка, чем остаться без семьи, которая должна заботиться о нем, защищать его, дать свою любовь, учить доверять себе самому и другим. Кто может научить детей, лишенных материнской ласки, жизнелюбию и целеустремленности? Эти и многие другие вопросы стараются специалисты реабилитационного центра ежедневно общаясь с детьми, чьи жизни волею судьбы вверены в их руки. Люди, пришедшие работать в социальную сферу, попали сюда не случайно. Все они несут в себе добро, свет, милосердие. Внимание и неравнодушие к детям – основа профессии социального работника. Пример из 23 работников нашего РЦ 9 специалистов воспитали и воспитывают 21 приемных детей.

Приемных родителей специалисты Службы отбирали из обратившихся граждан, готовила к приему конкретного ребенка, и одним из условий приема на работу была готовность к сотрудничеству приемного родителя со специалистами. С опекунскими семьями все далеко не так… Мы их не подбирали, не готовили. 62% опекунов – люди в возрасте старше 50 лет, не просто с устоявшимся взглядом на жизнь и воспитание, а в какой-то мере и с «закостеневшим» взглядом на мир. Это, как правило, бабушки и дедушки, принявшие на воспитание внуков – «плод» не такого уж и благополучного опыта воспитания собственных детей, люди с определенным чувством собственной вины в произошедшем. На заседаниях Семейного клуба познакомили приемных родителей и опекунов друг с другом и со специалистами. Непринужденная обстановка, заинтересованность специалистов в решении возникающих проблем, наше желание помочь семье позволили более открыто обсуждать собственные проблемы, обращаться за помощью в их решении.

Все специалисты Службы прошли курсы и тренинги, организованные Национальным фондом защиты детей от жесткого обращения.

Для эффективной деятельности Службы сопровождения замещающих семей в учреждении выделено отдельное помещение для занятий с родителями и детьми.
Специалисты Службы проводят большую информационную работу с населением района: выпускаются буклеты, листовки по пропаганде института приемной семьи, газета

«Глобальное потепление», в которой рассказывается о детях сиротах и детях, оставшихся без попечения, находящихся в реабилитационном центре, в районной газете открыта наша рубрика «Хочу в семью», где печатаются фотографии с производными данными наших детей, создан официальный сайт учреждения, где также освещаются наши достижения,новости учреждения.

Участие в Научно-практическом международном Симпозиуме позволит мне как заведующей ССЗС учреждения социального обслуживания, прежде всего, поделиться своими достижениями в развитии института приемной семьи у нас в районе, что в далеком Еравнинском районе Республике Бурятия успешно развиваются различные формы жизнеустройства детей, оставшихся без попечения, решаются проблемы социального сиротства.

Отечественный и мировой опыт со всей очевидностью показал, что эффективность социализации и гарантии достойного будущего ребенка-сироты, воспитывающегося в семье, неизмеримо выше, чем в государственном учреждении. Нашей Службой устроены 69 ребятишек, а это значит, что не будет еще одного детского дома.

А нам специалистам Службы сопровождения замещающих семей еще важнее оценка полезности профессиональной работы с замещающими семьями и положительная оценка ее в обществе, как признание важности такой работы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: