Рабочая программа
внеурочной деятельности
"АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ"
…….-… класс
на 20…..-20…. учебный год.
Срок реализации программы:1 год
Составитель: Петров Семён Семёнович
учитель начальных классов
специалист
(первой квалификационной категории)
(высшей квалификационной категории)
20….. г.
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности по общекультурному оздоровительному направлению «Азбука здоровья и безопасности» предназначена для обучающихся 1-4 классов. Рабочая программа составлена на основе авторской программы Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. " Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1–4 классы). – М.: ВАКО, 2011. – 288 с. – (Мастерская учителя).
Согласно базисному учебному плану начального образования ГБОУ «………………..» в 4 классе программа рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 45 минут.
Планируемые результаты реализации курса
Результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — готовность и способность обучающихся к саморазвитию,
сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности.
Личностными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» является формирование следующих умений:
ü Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
ü В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные).
Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Азбука здоровья» - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
1. РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД:
ü Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
ü Проговаривать последовательность действий на уроке.
ü Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
ü Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
2. ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:
ü Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
ü Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
ü Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
ü Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);
ü Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков).
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, ориентированные на линии развития средствами предмета.
3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД:
ü Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
ü Слушать и понимать речь других.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
ü Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
ü Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ü Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах (в приложении представлены варианты проведения уроков).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫПРОГРАММЫВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
ü осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;
ü социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром.
Первостепенным результатом реализации программы внеурочной деятельности будет сознательное отношение обучающихся к собственному здоровью во всем его проявлениях.
К концу 4 класса учащиеся должны знать:
В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:
ü Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.
ü Составлять план выполнения задач.
ü Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
ü Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников
Учащиеся должны знать:
ü факторы, влияющие на здоровье человека;
ü причины некоторых заболеваний;
ü причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;
ü о пагубном влиянии табака, наркотиков, алкоголя на здоровья;
ü о пользе качественного питания;
ü основные формы физических занятий и виды физических упражнений.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ И БЕЗОПАСНОСТИ"
КЛАСС – 34 часа
Наше здоровье(4ч) Что такое здоровье. Что такое эмоции. Чувства и поступки. Стресс
Как помочь сохранить себе здоровье(3ч) Учимся думать и действовать. Учимся находить причину и последствия событий. Умей выбирать.
Что зависит от моего решения(2ч) Принимаю решение. Я отвечаю за своё решение.
Злой волшебник – табак(1ч) Что мы знаем о курении
Почему некоторые привычки называются вредными(5ч) Зависимость. Умей сказать НЕТ. Как сказать НЕТ. Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ. Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.
Помоги себе сам(1ч) Волевое поведение.
Злой волшебник – алкоголь(3ч) Алкоголь. Алкоголь – ошибка. Алкоголь – сделай выбор Злой волшебник – наркотик(2ч) Наркотик. Наркотик – тренинг безопасного поведения.
Мы – одна семья(2ч) Мальчишки и девчонки. Моя семья.
Повторение(11ч) Дружба. День здоровья. Умеем ли мы правильно питаться. Я выбираю кашу. Чистота и здоровье. Откуда берутся грязнули. Чистота и порядок. Будем делать хорошо и не будем плохо. КВН «Наше здоровье». Я здоровье берегу – сам себе я помогу. Будьте здоровы.
ФОРМЫРАБОТЫВ ЧЕТВЁРТОМ КЛАССЕ:
ü Экскурсии
ü Игры
ü Практические занятия
ü Воспитательное мероприятие
ü Викторины
ü Дискуссии
ü КВН
Тематическое планирование
курса «Азбука здоровья и безопасности»
4 класс (34 часа)
№ | Тема занятия | Количество часов |
1. | Наше здоровье. | |
2. | Как помочь сохранить здоровье. | |
3. | Что зависит от моего решения. | |
4. | Злой волшебник – табак. | |
5. | Почему некоторые привычки называются вредными. | |
6. | Помоги себе сам. | |
7. | Злой волшебник – алкоголь. | |
8. | Злой волшебник – наркотик. | |
9. | Мы – одна семья. | |
10. | Повторение. |
Календарно-тематическое планирование курса «Азбука здоровья и безопасности» 4 класс
№п/п | Тема | Кол-во часов | Содержание занятий | Дата по плану | Дата по факту |
Что такое здоровье? . | Слово учителя. Практическая работа. Встреча с медсестрой. Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Творческое задание «Здоровье – это…» | ||||
Что такое эмоции? | Практическая работа. Работа со словарём. Игры «Кто больше знает?», «Продолжи предложение». Оздоровительная минутка. Игра «Твоё имя». | ||||
Чувства и поступки | Работа со стихотворением Дж. Родари. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Творческая работа в тетради | ||||
Стресс | Рассказ учителя. Словарная работа. Практическая работа. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Заучивание слов. | ||||
Учимся думать и действовать | Повторение. Чтение и анализ стихотворений. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Что? Зачем? Как?» | ||||
Учимся находить причину и последствия событий | Игра «Почему это произошло?» Работа с пословицами. Оздоровительная минутка. Игры «Назови возможные последствия», «Что? Зачем? Как?» | ||||
Умей выбирать | Анализ сказки. Оздоровительная минутка. Беседа по теме. Игра «Комплимент». | ||||
Принимаю решения | Практическая работа по составлению правил. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Психологический тренинг. Работа со стихотворением Б. Заходера «Что красивей всего?» | ||||
9. | Я отвечаю за свои решения | Практическая работа. Анализ ситуации. Оздоровительная минутка. Игры «Что я знаю о себе», «Продолжите предложение». | |||
Что мы знаем о курении. | Игра «Волшебный стул». Встреча с медработником. Работа над пословицами. Беседа по сказке. Оздоровительная минутка. Это интересно! Творческая работа | ||||
Зависимость | Анализ ситуации в стихотворении Э. Мошковской «Странные вещи». Словарная работа. Оздоровительная минутка. Это полезно знать! Игра «Давай поговорим | ||||
Умей сказать НЕТ | Анализ ситуации. Беседа по теме. Оздоровительная минутка. Игры «Давай поговорим», «Что? Зачем? Как?». | ||||
Как сказать НЕТ | Игра «Зеркало и обезьяна». Рассказ учителя. Оздоровительная минутка. Игра «Продолжите предложение». Толкование пословиц. Психологический тренинг. | ||||
Почему вредной привычке ты скажешь НЕТ?. | Робота со стихотворением А. Костецкого «Я всё люблю, что есть на свете…» Игра «Комплимент». Оздоровительная минутка. Рассказ учителя. Работа с плакатом «Дерево решений». Практическая работа. | ||||
Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения. | Анализ ситуации. Игра «Выбери правильный ответ». Оздоровительная минутка. Работа с деревом решений. Творческая работа | ||||
16. | Волевое поведение. | Рассказ учителя. Игра «Давай поговорим». Оздоровительная минутка. Игра «Сокровища сердца». Психологический тренинг. | |||
Алкоголь | Встреча с медработником. Коллективное рисование. Это интересно! Оздоровительная минутка. Игра «Беседа по кругу». Это полезно помнить! . Анализ ситуации в потешных сказках (по мотивам русского фольклора). | ||||
Алкоголь-ошибка | Работа над стихотворением. Анализ ситуации в басне С.Михалкова «Непьющий воробей». Игра «Выбери ответ». Оздоровительная минутка. Это полезно помнить! Психологический тренинг. | ||||
Алкоголь-сделай выбор | Беседа по теме. Игра «Список проблем». Оздоровительная минутка. Творческая работа с деревом решений. Психологический тренинг. | ||||
Наркотик | Анализ ситуации. Рассказ учителя. Встреча с медработником. Оздоровительная минутка. Правила безопасности. Творческая работа. Игра «Давай поговорим». | ||||
Наркотик – тренинг безопасного поведения. | Игра «Пирамида». Повторение правил. Оздоровительная минутка. Практическая работа. Игра «Давай поговорим». Психологический тренинг. | ||||
Мальчишки и девчонки. | Беседа по теме. Игра «Противоположности». Оздоровительная минутка. Игра «Давай поговорим». Анализ ситуации в стихотворении Э. Успенского «Если был бы я девчонкой…» Творческая работа. | ||||
Моя Семья | Защита рисунков. Анализ ситуации в рассказе К.Д.Ушинского «Сила не право». Оздоровительная минутка. Чтение и анализ стихотворения. Игра «Продолжи предложение | ||||
Друзья | Игровое занятие с любимыми героями. Разыгрывание ситуаций. | ||||
День здоровья | Открытие праздника. Игры и соревнования. | ||||
Умеем ли мы правильно питаться | Сюжетно - ролевая игра «Мы идём в магазин». Это интересно! Отгадывание загадок. Оздоровительная минутка «Вершки и корешки». Инсценировка «Спор овощей». Игра «Какие овощи выросли в огороде?» Встреча с Доктором Айболитом. | ||||
Я выбираю кашу | Игра «Пословицы запутались». Это интересно! Игры «Отгадай - ка», «Затейники». Оздоровительная минутка «Зёрнышко». Конкурс «Самая вкусная и полезная каша» Игра «Угадай сказку». | ||||
Чистота и здоровье | Праздник чистоты с Мойдодыром. Инсценировка. Игра «Три движения». | ||||
Чистота и порядок | Работа с пословицами и поговорками. Игра «Угадай». Оздоровительная минутка. Работа со стихотворениями. | ||||
Будем делать хорошо и не будем плохо | Беседа по теме. Работа с пословицами. Высказывания о доброте. Оздоровительная минутка. Игра «Кто больше знает?» Это интересно! Чтении и анализ стихотворений. | ||||
КВН«Наше здоровье» | Урок- КВН | ||||
Я здоровье берегу – сам себе я помогу | Урок-праздник | ||||
Откуда берутся грязнули? (игра – путешествие) | Остановка на станции «Грязнулька». Анализ ситуаций в стихотворении Л.Яхнина «Жил на свете мальчик странный…», Э.Успенского «Очень страшная история». Это полезно помнить! Работа со стихотворением | ||||
Будем здоровы. | Игра «Письма». Практическая работа «Выпуск стенной газеты». | ||||
Итого: 34 ч |