Тема занятия: «Ажурная закладка для букваря»
Загадать ребятам загадку про закладку.
Я-подсказка и шпаргалка,
Но учитель только рад.
Если в книжке для порядка
Поселилась я-…(Закладка)
(Стихотворение про закладку)
Я-красивая закладка,
Я нужна вам для порядка.
Зря страницы не листай-
Где закладка, там читай! (В. Берестов)
Вопросы-парадоксы.
– Ребята, как вы думаете, что это? (ленточка, шнурок, закладка)
– В качестве чего можно использовать. (Можно использовать, как закладки)
– Для чего они нужны? (Для того чтобы заложить нужное место в книге.)
Беседа о истории возникновении закладок.
Давайте посмотрим, как об этом написано в словаре.
«Закладка – это ленточка, полоска, вкладываемая в книгу, чтобы заметить нужную страницу».
– Закладка — это такая вещь, которую вкладывают в книгу на той странице, где человек перестал читать. И чтобы ему быстрее найти то место, где он читал, существуют закладки. Обычно их изготовляют из картона, чтобы они не мялись. Вот посмотрите, такие закладки для учебников покупают школьники
— А я читала в одной газете о необычных закладках, которыми пользуются люди. В Англии в г. Лондоне в одной из библиотек работники библиотеки стали собирать то, что люди вкладывают в книги вместо закладок. Этими предметами оказались: салфетки, туалетная бумага, лезвия бритв, кусочки сыра, ломтики хлеба. Чего только не находили сотрудники библиотеки в книгах!
— А зачем, для чего закладываем страницу в книге? Загнём уголочек у странички, и всё. Закладка не нужна. (Так нельзя. Чтобы книги служили (жили) дольше, с ними нужно правильно обращаться.)
— Как надо обращаться с книгами? (Дети предлагают свои варианты ответов, а воспитатель делает обобщающий вывод.)
1. Нельзя загибать уголки, книга будет потрёпанной.
2. Нельзя перегибать её.
3. Листать нужно аккуратно, брать двумя пальцами за край страницы и её переворачивать.
4. Смотреть или читать книгу нужно сидя за столом, а не на коленях или на полу.
— Правильно ребята. А вы знаете, что закладки бывают разные: из бумаги, ткани, ленточки.
— Ребята, а ещё мне Мальвина сказала, что у её друга Буратино все книги помяты, уголки загнуты.
— Как вы думаете почему? (потому что у него нет закладок в книгах) Адавайтемы с вами сделаем закладки, и подарим их Буратино, а чтобы нам было веселей работалось, сделаем зарядку.
4. Физкультминутка.
Покажите мне ладошки
И похлопайте немножко
Хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп-хлоп.
На меня теперь смотрите
Точно так же повторите
Раз, два. Раз, два, три.
(показ любого движения).
А теперь покажем ножки
Раз, два. Раз, два, три.
Побежали по дорожке
Раз, два. Раз, два, три.
Практическая работа с пояснением.
— Беру полоску бумаги, складываю её пополам по длине и вырезаю на сгибе узор: сначала треугольник, потом полукруг, опять треугольник и опять полукруг - чередую эти элементы до конца закладки. Раскрываю и получаю ажурную закладку.
Посмотрите, во что превратились треугольники? (В ромбы.) А во что превратились полукруги? (В круги.) А вы знаете, что означают эти элементы узора? Круг - это солнце, а ромб - поле (земля). И придумали это люди в давние-давние времена. Им хотелось, чтобы все вещи были красивыми и о чём-то рассказывали. Вот они и придумали специальные знаки-картинки. И стали украшать этими знаками самые разные предметы и вещи - посуду, одежду, ковры, полотенца.
— Ребята, давайте вырежем закладки, которые о чём-то «рассказывают». (Напомнить, что нужно выбрать полоску понравившегося цвета сложить пополам и вырезать узор на сгибе. По желанию дети могут вырезать две- три закладки и наклеить их на полоски бумаги другого цвета, чтобы получилось двухцветное изображение.)