Карта анализа развивающей предметно-пространственной среды по реализации задач социально-коммуникативного развития
Процедура проведения наблюдения с использованием карт: проявления показателя фиксируются в столбце «Индикаторы проявления показателя» где:
«0» - Показатель не выражен (показатель не проявляется, в ходе наблюдения не замечено)
«1» - Показатель выражен недостаточно (показатель проявляется редко, в ходе наблюдения замечено однократное применение)
«2» - Показатель выражен достаточно (показатель проявляется, в ходе наблюдения замечено неоднократное применение)
Задача:Оценка компетентности воспитателя по решению задач, направленных на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
ФИО воспитателя
Дата проведения
Стаж работы Образование
Квалификационная категория
Критерий | Показатели | Индикаторы проявления показателя | ||
Показатель не выражен (0 баллов) | Показатель выражен не достаточно (1 балла) | Показатель выражен достаточно (2 балла) | ||
Отражение в среде содержания по формированию позитивных установок к различным видам труда | o В группе присутствуют элементы самостоятельного детского планирования (календари месяца и года, график запланированных дел, списки интересующих детей тем и мероприятий, модель недели, календарь дней рождения и пр.) самостоятельная детская деятельность, выбираемая в соответствии с собственными интересами o Пространство группы наполнено текстами (в том числе детскими, дети в повседневной жизни работают с календарями, картами, схемами), надписями, которые хорошо видны детям, понятны и обращены к ним, написаны крупными буквами o Выставка и подборка книг художественной литературы, энциклопедий, самодельных книжек-малышек, картин, альбомов, связанных с темами «Профессии», «Труд». в соответствии с возрастом «Кем стать», «Водитель», «А нас в квартире газ» и др. o самодельные познавательные книги «Профессии наших родителей», папки – раскладушки «Профессиональные династии воспитанников» o картотеки стихотворений и загадок о профессиях и орудиях труда, альбомы пословиц и поговорок о труде o дидактические пособия для развития мелкой моторики, на закрепление знаний детей о профессиях «Строим дом», «Барабанщики», «Маляры», «Музыканты», «Прачка» o наличие предметов, инструментов, материалов, как компонентов трудового процесса, экспериментирования с материалами, «мини – лаборатория» для проведения простых опытов природоведческого характера o картинки, плакаты о предметном мире и трудовой деятельности взрослых o дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и расширяющие представления о мире профессий, их взаимосвязи «Собери набор шеф-повара», «Составь целое из частей», «Консервируем овощи», «Кому без них не обойтись», «Обустрой комнату», «Определи профессию», «Назови слова-действия», «Кому нужны эти предметы?», «Для чего нужны предметы?»,. o Настольно-печатные игры - «Подбери инструмент», «Что нужно учителю», «Что должно быть в Салоне красоты» o центры для различных видов труда (уголки ручного труда, «Огород на окне», «Книжкина больница»», «Служба уборки», уголок труда в природе и др.) o атрибуты для подвижных игр, эстафет, которые формируют, закрепляют знания детей о профессиях: «Пожарный на службе», «Геологи», «Летчики», «Военные», «Строители», «Артисты цирка – акробаты», «Жонглеры». «Изобрази профессию», «Пекарь», «Доктор Айболит», «Мы – космонавты» и др. o атрибуты к сюжетно - ролевым играм «Больница», «Семья. Дом», «Салон красоты», «Кафе», «Аптека», «Ателье», «Спасательная служба», «Путешествие на корабле», «Модельер», «Таксисты» и т.д. для реализации интересов детей в разных видах игр o «Уголки дежурства» (фартучки, косынки, салфетки, метелка, совочек и пр.) o «Уголок здорового питания для представления о профессиях повара, кулинара, о сервировки стола (праздничной и обыденной), о том, как приготовить разные блюда и т.д. o кукла- помощница, которая научит красиво сервировать стол в обычные дни и в праздничные. o дидактические игры «Сервируем стол», «Как сварить кашу», «Приготовим суп», «Правильное питание» o детская мини-мастерская с необходимым материалом и инструментами, с учетом гендерных различий: ателье для пошива платья для кукол, металлический конструктор для сборки машины и др. | |||
Отражение в среде содержания по формированию позитивных установок к различным видам творчества | o Набор материалов и оборудования для продуктивной (изобразительной) деятельности для рисования, лепки и аппликации. o Наличие оборудования общего назначения доски для рисования мелом; наборы цветного и белого мела; баки для хранения глины с плотно прилегающими крышками; фартуки и нарукавники для детей и взрослых. o 2-4 видов игрушек, произведения народного, декоративно-прикладного искусства, с которыми бы дети могли действовать o подбор репродукций картин, иллюстраций, раскрасок с профессиями в соответствии с возрастом детей. (А. Венецианов «Жнецы», И. Репин «Спящий пастушок», И. Крамской «Мельник») o фонд сенсорных материалов: картон и бумага разнообразных цветов и оттенков, фактуры, наборы форм плоских и объемных фигур, фигурок животных для тактильного обследования и игры "Чудесный мешочек". o игры, способствующие развитию точности и дифференцированности восприятия; игры по типу пространственного моделирования; мелкие игрушки и предметы для декорирования и обыгрывания, а также представление изображения (информации, предметов) по принципу контраста. o разнообразный доступный материал для художественного ручного труда (природный, бросовый, художественный и др.). o в уголке музыкальной деятельности имеется подборка игр-импровизаций, которые имеют профессиональный сюжет или трудовые действия, например «Веселый урожай», «Строители», «Мы едем, едем», «Плывет, плывет кораблик». | |||
Условия для развития субъектности и инициативности ребенка, возможности выразить себя | В оформлении среды много детских работ (рисунки, поделки, фотографии, книжки самоделки, высказывания и детские рассказы, записанные взрослым) | |||
В группе представлены разнообразные детские творческие работы (из пластилина, глины, дерева, теста, оригами, рисунки, аппликация и пр.) | ||||
Все выставленные материалы значимы для детей (подписаны детьми или под диктовку взрослым), соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка | ||||
Материалы в группе связаны с интересами детей и событиями, которые происходят в группе (сезонные плакаты, сделанные с активным детским участием, выставки к прошедшим темам и пр.) | ||||
Фото стенд, отражающий труд детей и взрослых, последовательность выполнения трудового действия, профессиональные действия (Доктор, Няня, Продавец и др.) |
Анализ результатов наблюдения: результаты наблюдения, зафиксированные в таблице, баллы по каждому показателю суммируются, полученный общий балл соответствует:
От 20 до 40 -положительной выраженности данного критерия
От 0 до 19 – отрицательной выраженности данного критерия