Методические рекомендации по сравнительному анализу законодательства государств — участников Содружества Независимых Государств
Разработаны Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации
В современный период возрастает необходимость взаимного изучения опыта законотворческой деятельности государств — участников СНГ, сравнительного исследования отраслей, институтов и отдельных актов законодательства стран Содружества, сопоставления их между собой. Это позволит совершенствовать и взаимно обогащать, законодательную деятельность разных государств, будет способствовать гармоничному развитию законодательства в рамках Содружества, становлению единого правового пространства СНГ. Из содержания соглашений о межпарламентском сотрудничестве государств— участников СНГ в правовой сфере, а также из других документов уставных органов СНГ, следует необходимость ускорения интеграционного развития Содружества.
Цель Методических рекомендаций — способствовать по возможности единообразной организации и ведению работы по сравнительному анализу законодательства государств — участников СНГ, также разработать правила и приемы, которыми целесообразно руководствоваться в этой работе.
Методические рекомендации могут быть использованы в работе по сравнительному анализу законодательства Секретариатом Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, депутатами и сотрудниками аппарата парламентов стран Содружества, а также другими государственными органами, организациями и научными учреждениями, занимающимися проблемами сравнительного законоведения.
Общие положения
1. Работа по сравнительному анализу законодательства предполагает изучение фактического состояния законодательного регулирования государств — участников СНГ в целях: а) развития сотрудничества в правовой сфере государств Содружества, возможного использования опыта решения конкретных проблем в законодательных системах разных государств; б) обеспечения общего правового пространства, предотвращения юридических коллизий в практике применения законодательных актов; в) предотвращения и устранения неоправданных различий в правовом регулировании вопросов, представляющих взаимный интерес.
2. Сравнительно-правовые исследования выполняются для Совета Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, парламентов государств Содружества, их комитетов и комиссий. Они могут также выполняться по заказам или просьбам иных правотворческих органов государств — участников СНГ.
Результаты, полученные в процессе сравнительно-правового анализа могут использоваться для обеспечения указанных органов необходимой информацией, разработки предложений и рекомендаций по сближению и унификации законодательства стран Содружества, подготовки концепций и проектов конкретных рекомендательных законодательных и иных модельных актов, выработки межгосударственных соглашений, а также для решения иных научных и практических задач.
3. Сравнительному анализу подлежат принятые в государствах, входящих в Содружество, нормативные правовые акты (прежде всего законодательные) по одним и тем же либо сходным вопросам.
4. В процессе анализа и при формулировании выводов учитываются положения, содержащиеся в соглашениях о межпарламентском сотрудничестве в правовой сфере, об обмене правовой информацией и о сближении законодательства по экономическим и другим вопросам, представляющим взаимный интерес.
5. Наряду с изучением законодательства целесообразно изучать, обобщать и анализировать практику его реализации, научную доктрину по соответствующему вопросу, обстоятельства и причины принятия изучаемых актов, отношение к ним практиков и общественности.
6. При проведении крупных сравнительно-правовых исследований целесообразно привлекать к участию в них ученых и практиков из соответствующих государств, а также обеспечить возможность сотрудничества с ними в других формах (обмен информацией, взаимные командировки или стажировки, консультации, совместное проведение социологических исследований и т. п.).
II. Объекты исследования
7. Объектами исследования могут быть:
а) Нормативные правовые акты:
— Конституции государств Содружества;
— учредительные договоры;
— международные договоры;
— законы и другие акты парламентов государств — участников СНГ;
— законы и другие акты высших органов власти бывшего СССР;
— нормативные правовые акты Президентов и Правительств государств — участников СНГ.
При необходимости исследованию подлежат и другие нормативные правовые акты в зависимости от темы и имеющихся информационных возможностей.
б) Правовой институт как совокупность однородных правовых норм, сосредоточенных в одном акте либо комплексе актов (например, институты права собственности, аренды и т. п.), отрасль, подотрасль законодательства.
в) Конкретная правовая норма.
8. Указанные в п. 7 объекты могут изучаться как по своему содержанию, так и с точки зрения формы актов, применения правил законодательной техники, используемой терминологии, процедуры подготовки и принятия нормативных правовых актов и т. д.
9. Объекты сравнительного исследования должны быть сопоставимы, т. е. связаны между собой общим предметом регулирования.
10. Объем объектов сравнительного изучения должен быть максимально исчерпывающим и включать все нормативные правовые акты, их части, относящиеся к изучаемой сфере правового регулирования.
11. Изучению подлежат в первую очередь действующие нормативные правовые акты и нормы.
В число объектов изучения при необходимости могут включаться отмененные и фактически утратившие значение акты, а также проекты актов по соответствующему вопросу.
III. Организация работы
12. Анализ и сопоставление законодательства осуществляются государственными органами, научными и другими учреждениями:
а) по собственной инициативе;
б) а также по поручениям вышестоящих органов:
в) заказам заинтересованных органов.
13. Государственные органы, научные и другие учреждения, осуществляющие работу по сравнительному изучению законодательства, намечают круг важнейших тем и очередность исследования. При этом учитываются планы и рекомендации Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, ее постоянных комиссий, парламентов государств — участников СНГ, парламентских комитетов и комиссий, других правотворческих и иных заинтересованных органов.
Эти темы (в случае необходимости — с соответствующей корректировкой) затем включаются в планы работы соответствующих органов и учреждений с указанием сроков выполнения и определением наиболее целесообразных для каждого конкретного исследования способов оформления и реализации полученных научных и практических результатов.
14. В качестве важнейших тем для сравнительного исследования (рекомендуются применительно к профилю органов и учреждений, выполняющих исследование):
а) законодательное оформление и реализация крупных политических (особенно конституционных, экономических и социальных) реформ;
б) законодательное и договорное регулирование межгосударственных отношений;
в) правовые проблемы соотношения законодательной и исполнительной властей;
г) основные права человека: их регулирование и степень социальной защищенности и охраны;
д) законодательное регулирование различных аспектов экономического развития (особенно вопросы собственности, приватизации, разгосударствления, создания и обеспечения функционирования единого рынка), обеспечение договорной дисциплины, хозяйственных связей; вопросы денежной, кредитной и налоговой систем, ценообразования;
е) правовое оформление экономических и иных отношений государств — участников СНГ с другими странами;
ж) законодательное регулирование охраны окружающей природной среды;
з) другие важнейшие темы, которые определяются заинтересованными органами и учреждениями.
15. Если анализу подвергается правовое решение сложной комплексной проблемы, могут быть организованы временные исследовательские группы и другие коллективы, состоящие из специалистов различных отраслей.
16. Сравнительные исследования законодательства могут проводиться на договорной и другой хозрасчетной основе с привлечением при необходимости специалистов из других учреждений.
17. Наиболее важные, представляющие большой теоретический и практический интерес результаты сравнительного анализа, полученные в научном учреждении, обсуждаются на заседании его Ученого Совета с приглашением ученых и специалистов других научных учреждений и заинтересованных органов.
18. Методическую помощь в работе по сравнительному анализу законодательства оказывает Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.