Понятие большие соц. группы. Эффекты массового поведения




Большая соц. группа - количественно не ограниченная соц. общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и соц.-регулятивные механизмы (партии, этнич. группы, производственно-отраслевые и об-венные организации).

Виды и х-ка больших соц. групп. Целевые соц. группы, которые создаются для выполнения функций, связанных с определенной деятельностью. Напр., студенты вуза (цель членов этой группы - получение образования). Территориальные (местные) соц. группы образуются на основе связей, сложившихся на основе близости места проживания. Об-во - самая крупная соц. группа.

Среди больших групп принято выделять также такие соц. группы, как интеллигенция, служащие, представители умственного и физ. труда, население города и деревни.

Соц.-психол. регуляторы жизнедеятельности больших групп - групповое сознание, обычаи и традиции. Большая группа х-ся определенным психич. складом, имеет групповую психологию. СМИ больших групп формируют об-венное мнение.

2 большие соц. группы являются субъектами истор. процесса – этнич. группы и классы. Этнос - исторически сформировавшаяся на определенной территории устойчивая соц. общность, обладающая стабильными особенностями культуры, языка, психич. склада, поведенческих особенностей, сознанием своего единства и отличия от др. образований. Существование классов обусловлено об-венным разделением труда.

Субъектами массового внегруппового поведения являются публика и масса. Публика - большая группа людей, имеющая общие эпизодические интересы, подверженная единой эмоц.-сознательной регуляции с помощью общезначимых объектов внимания (участники митинга, слушатели лекции). Масса - совокупность большого кол-ва людей, составляющих аморфное образование, не имеющих обычно непоср-венных контактов, но объединенных общими устойчивыми интересами. В массе возникают специфические соц.-психол. явления: мода, субкультура, массовый ажиотаж и др.

Вторжение масс во все сферы обществ. жизни, воспринятое многими как «восстание масс», составило специфику 1й пол. ХХ в. в индустр. странах. Для элиты взаимодействие с массами есть способ сохранения своего господства. С др. стороны, массы видят в элите объект своего воздействия, пытаясь добиться от нее необходимых решений и действий путем жалоб, обращений до забастовок, восстаний и революций.

Массовое поведение (в том числе и стихийное) - это термин, которым обозначают различные формы поведения больших групп людей, толпы, циркуляции слухов, паники и прочих массовидных явлений. К осн. формам массовых действий поведения относятся: слухи, массовая истерия, паника. Слухи - совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Массовая истерия - состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное чаще всего необоснованными слухами. Паника - такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга.

Толпа выступает разновидностью соц. организма, но в отличие от группы она более чувствительна и эмоциональна. В толпе человек чувствует себя анонимно, что и подталкивает его к действиям более рискованным и безответственным. Поведение людей в толпе определяется закономерностями разных уровней. В ней действуют и чисто физ. движения, примерно также, как колебания морских волн. Более того, на человека в толпе действуют духота, резкие звуки, яркий свет и пр.

Лебон выделил 3 фактора, определяющих поведение толпы: - безликость толпы, порождающую чувство безответственности и вседозволенности; - склонность к подражанию и восприятию «заразительных» эмоций, способствующих сохранению единства соц. массы; - повышенную внушаемость толпы, ее готовность подчиняться лидерам, следовать их призывам и лозунгам.

Эффекты массовой коммуникации. «Эффект ореола»: человек, узнаваемый внешне по его частым появлениям на телеэкране, неизбежно воспринимается простыми людьми как «начальник» или «звезда». «Эффект бумеранга»: проявляется в том, что масса зрителей, «перекормленная» одним и тем же персонажем, начинает вначале тихо, молча ненавидеть его, затем отказывать ему в доверии и, наконец, откровенно бунтовать, тайно голосуя против него на выборах. «Эффект края» – явление, заключающееся в том, что из расположенного в ряд заучиваемого материала элементы, находящиеся в начале и конце, запоминаются быстрее, чем элементы, находящиеся в середине.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: