Содержание учебного предмета
№ | Наименование предметной области/учебного предмета | Годы обучения (классы), количество аудиторных часов в неделю | Итоговая аттестация | ||||||
1. | Специальность | ||||||||
2. | Сольфеджио | ||||||||
3. | Коллективное музицирование (хор, ансамбль) | ||||||||
4. | Слушание музыки | - | |||||||
5. | Предмет по выбору | ||||||||
Всего | |||||||||
Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета «Народное сольное пение», на максимальную нагрузку, аудиторные занятия и самостоятельную работу. Объём учебного времени по предмету Народное сольное пение
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | |
Продолжительность учебных занятий (в неделях) | ||||
Количество часов на аудиторные занятия в неделю | ||||
Общее количество часов на аудиторные занятия по годам | ||||
Общее количество часов на аудиторные занятия | ||||
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия в неделю | ||||
Количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия по годам | ||||
Общее количество часов на внеаудиторные (самостоятельные) занятия | ||||
Максимальное количество часов на занятия в неделю | ||||
Общее максимальное количество часов на весь период обучения |
Помимо педагогических часов, указанных в плане, необходимо предусмотреть концертмейстерские часы для проведения занятий по предмету «Коллективное музицирование» в объеме до 50% аудиторного времени.
Аудиторный час по предмету «Специальность» 40 минут.
Аудиторный час по предмету «Сольфеджио», «Коллективное музицирование», «Слушание музыки» 40 минут.
Выпускники 4 класса считаются окончившими полный курс учебного заведения.
Годовые требования по классам
Срок обучения – 4 года
Содержание (дидактические единицы) | Контрольные мероприятия | Примерный репертуарный список |
1 класс (2 часа в неделю) | ||
I ПОЛУГОДИЕ • Знакомство с учащимся, диагностика исходных данных. • Строение голосового аппарата и гигиена голоса. Положение корпуса и головы в пении. • Формирование основных певческих ощущений и навыков. Специфика певческого дыхания. • Формирование общих музыкальных представлений: культура звука и речи (академическая манера пения и элементарная орфоэпия), интонация, как средство выразительности, музыкальная фразировка. Первичные навыки работы с нотным текстом. • Анализ образной сферы произведения и выразительность исполнения. II ПОЛУГОДИЕ • Координация мышечных ощущений: большая активизация работы певческого дыхания; правильное и свободное функционирование гортани и органов артикуляции, с акцентом на высокую позицию (в результате - ровность звучания на разных гласных и по всему возможному диапазону). • Постепенное расширение рабочего диапазона до септимы - октавы (по возможностям) за счет освоения головного регистра голоса. • Работа над дикцией, скороговорки (с акцентом на четкость произношения, а не на скорость), вокальные упражнения. • Изучение простых музыкальных форм (период, куплетная форма и т.п.) и выразительное произведений с исполнение плавным движением мелодии и ровным ритмическим рисунком. • Стилистические особенности классического репертуара. • Навыки сценической культуры. | I ПОЛУГОДИЕ Зачет II ПОЛУГОДИЕ Переводной экзамен или академический концерт | I ПОЛУГОДИЕ 1 вариант 1. Французская народная песня «Кадэ Руссель», обр. Ж.-Б. Веккерлена 2. Т. Чудова «Все не так!» 2 вариант 1. Английская народная песня «Про котят», гармонизация А. Моффита 2. Р. Пауле «Сонная песенка» II ПОЛУГОДИЕ 1 вариант 1. А. Аренский «Расскажи, мотылек» 2. Русская народная песня «У меня ль во садочке», обр. Н. РимскогоКорсакова 2 вариант 1. Ц. Кюи «Белка» 2. Е. Адлер «В первый раз» (из цикла «б песен на стихи Мори са Карема») |
2 класс (2 часа в неделю) | ||
I ПОЛУГОДИЕ • Укрепление дыхательной мускулатуры. Активизация всего певческого аппарата. • Начало работы над кантиленой: legato, гибкость музыкальной фразировки, развитие мелодической линии (кульминации, подъемы, спады). • Усложнение музыкального языка произведений (формы, гармонии, мелодического рисунка). • Стилистические особенности зарубежного классического репертуара (на элементарном уровне - в сравнении с песнями народов мира). • Активная подача текста и эмоциональная открытость в пении (без форсирования). II ПОЛУГОДИЕ • Работа дыхания при разных видах звуковедения (legato, staccato). • Расширение диапазона. Ровность звучания на разных гласных. • Исполнение произведений, включающих более сложные ритмы, элементы подвижности и небольшие скачки в мелодии: сохранение ровности звучания голоса. • Работа над дикцией: скороговорки, вокальные упражнения, произведения в подвижном темпе. • Стилистические особенности русского классического репертуара (на элементарном уровне - в сравнении с современными отечественными песнями). • Понимание вокальной терминологии, как средства выразительности исполнения, в том числе роль штрихов и динамических оттенков. | I ПОЛУГОДИЕ Зачет II ПОЛУГОДИЕ Переводной экзамен или академический концерт | I ПОЛУГОДИЕ 1 вариант 1. Ф. Абт Вокализ № 1 2. И. Брамс «Божья коровка» 3. Французская народная песня «Вы умеете сажать капусту?», обр. Ан. Александрова 2 вариант 1. Ф. Абт Вокализ № 3 2. И.С. Бах «За рекою старый дом» 3. Французская народная песня «Веселое приключение», обр. И. Арсеева II ПОЛУГОДИЕ 1 вариант 1. Ф. Абт Вокализ № 4 2. А. Гречанинов «Про теленочка» 3. А. Флярковский «Лебеди» 2 вариант 1. Ф. Абт Вокализ № 5 2. Ц. Кюи «Петух» 3. И. Хрисаниди «Посидим в тишине» |
3 класс (2 часа в неделю) | ||
I ПОЛУГОДИЕ •Укрепление навыка формирования высокой позиции, стабилизация опоры. • Расширение рабочего диапазона до ноны (по возможностям). • Изучение новых музыкальных форм и терминологии (в зависимости от произведений). • Дикция как средство выразительности. • Стилистические особенности исполняемых произведений. II ПОЛУГОДИЕ • Дальнейшее развитие кантилены. • Большее разнообразие темпов в упражнениях и произведениях. •Гибкость в применении динамических оттенков. Постепенное расширение диапазона (по возможностям учащихся). • Работа над развитием образа в куплетной форме. | I ПОЛУГОДИЕ Зачет II ПОЛУГОДИЕ Переводной экзамен или академический концерт | I ПОЛУГОДИЕ 1 вариант 1. Ф. Абт Вокализ № 7 2. В.А. Моцарт «Тоска по весне» 3. Швейцарская народная песня «Кукушка», обр. Р.Гунда 2 вариант 1. Ф. Абт Вокализ № 8 2. Р. Шуман «Пестрый мотылек» 3. Норвежская народная песня «Пермузыкант», обр. неизвестного автора |
4 класс (2 часа в неделю) | ||
I. ПОЛУГОДИЕ • Работа над координацией всех приобретенных ощущений. • Распределение дыхания в протяжных мелодиях. • Активное включение элементов • Изучение новых музыкальных форм и терминологии (в зависимости от произведений). • Стилистические особенности исполняемых произведений. II ПОЛУГОДИЕ • Продолжение работы над вокальной артикуляцией, ровностью звучания гласных. • Дальнейшее развитие навыка активной работы дыхания и соединения его с остальными элементами вокальной техники. • Работа над дикцией при сохранении кантилены. • Расширение диапазона (по возможностям). • Выразительное исполнение разнообразных по стилистическим особенностям произведений | I. ПОЛУГОДИЕ Прослушивание выпускной программы II ПОЛУГОДИЕ Выпускной экзамен | I. ПОЛУГОДИЕ 1 вариант 1. Дж. Конконе Вокализ № 5 2.Р.Шуман «Подснежник» 3. Русская народная песня «Уж ты, сад», обр.неизвестного автора 2 вариант 1. Н. Ваккаи Вокализ «Рулады» 2. П. Чайковский «Мой садик» (из цикла «16 песен для детей») 3. Английская народная песня «Майская хороводная», обр. неизвестного автора |