Т Е М А: «НЕОТЛОЖНЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ (ГИПЕРТЕРМИЧЕСКИЙ, СУДОРОЖНЫЙ, ОБСТРУКТИВНЫЙ СИНДРОМЫ, ОСТРАЯ СЕРДЕЧНАЯ И СОСУДИСТАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ, ОСТРАЯ НАДПОЧЕЧНИКОВАЯ НЕДОСТАТОЧНОСТЬ). СИНДРОМ БОЛЕЙ В ЖИВОТЕ».
Учебно-методическая разработка
для студентов 5 курса лечебного факультета
Автор: ассистент Румянцева О.А.
Гомель, 2012
Данная методическая разработка предназначена для самостоятельной работы студентов. В ней представлены: I. Актуальность темы. II. Цель занятия (умение и знание). III. Базисные разделы. IV. Рекомендуемая литература. V. Вопросы для самоподготовки. VI. Графическая структура темы занятия. VII. Схема обследования больного. VIII. Самостоятельная работа студентов. IX. Клинические задачи и тестовый контроль.
I. Актуальность темы.
В настоящее время остро стоит вопрос о необходимости основательных знаний и умений, касающихся оказания неотложной помощи ребёнку при тяжёлых заболеваниях и его критических состояниях. Такую помощь должен уметь оказать не только врач, работающий в детской больнице, но и тот, кто обслуживает детское население в условиях поликлиники, на дому. Именно квалифицированные действия врача на догоспитальном этапе порой имеют решающее значение для исхода заболевания.
II. Цель занятия
Научить студентов оказанию первой врачебной помощи при неотложных состояниях у детей.
Студенты должны знать:
· показания к госпитализации;
· объем неотложной помощи на догоспитальном этапе;
· неотложную помощь при обструктивном синдроме и дыхательной недостаточности;
· неотложную помощь при недостаточности кровообращения;
· тактику педиатра при гипертермии, судорогах, шоке, синдроме рвоты, диарее.
Студенты должны уметь:
· оформить направление на стационарное лечение;
· проводить искусственный массаж сердца;
· проводить искусственное дыхание;
· оказать первую врачебную помощь при стенозе гортани, синдроме бронхообструкции, обмороке, острой сердечной недостаточности;
· применять физические методы охлаждения с целью купирования гипертермии;
· приготовить и рекомендовать простейший глюкозо-солевой раствор для оральной регидратации.
III. Разделы, изученные ранее и необходимые
Для данного занятия (базисные знания).
1. Этиология судорожного синдрома.
2. Патогенез гипертермии.
3. Механизмы развития и виды дыхательной недостаточности.
4. Этиопатогенез недостаточности кровообращения у детей.
Литература:
1. Патофизиология. Курс лекций / Под ред. П.Ф. Литвицкого. - М.: Медицина, 1995. - 752с.
2. Василенко В.Х., Гребнев А.Л. Пропедевтика внутренних болезней. - М.: Медицина, 1982. - 640с.
3. Физиология человека / Под ред. Г.И. Косицкого. - М.: Медицина, 1985.- 560с.
4. Усов И.Н. Здоровый ребенок. - Мн.: Беларусь, 1994. - 446с.
5. Сушко Е.П. Пропедевтика детских болезней. - Мн.: Вышэйшая школа, 1996. - 448с.
6. Гусель В.А., Маркова И.В. Справочник педиатра по клинической фармакологии. - Л.: Медицина, 1989. - 316с.
7. Мазурин А.В., Воронцов И.М. Пропедевтика детских болезней. - М.: Медицина, 1985. - 432с.
8. Диагностика детских болезней: Справочник / Под ред. М.В. Чичко. - Мн.: Беларусь, 2002. - 575с.
Рекомендуемая литература по теме занятия:
1.Основная:
1.1. Шабалов, Н.П. Детские болезни / Н.П. Шабалов– СПб.: Питер, 2005. – Т.1-2.
1.2. Шабалов, Н.П. Неонатология / Н.П. Шабалов– СПб.: Питер, 2005. – Т.1-2.
2. Дополнительная:
2.1. Астапов, А.А. Практические навыки педиатра: Практическое пособие / А.А. Астапов, О.Н. Волкова, М.В. Чичко. - Мн.: Книжный дом, 2005.- 848с.
2.2. Мазурин, А.В. Пропедевтика детских болезней / А.В. Мазурин, И.М. Воронцов. – М.: Медицина, 1986. – 432с.
2.3. Тен, С.И. Справочник по госпитальной педиатрии / С.И. Тен, А.А. Астапов, Е.А. Баранаева и др.; Сост. и ред. С.И. Тен.- Мн.: Беларусь, 2002. – 896с.
2.4. Неотложные состояния у детей: Справочник / Под ред. Вельтищева Ю.Г. – М.:Медицина, 1994. – 272с.
2.5. Неотложные состояния у детей: новейший справочник/ Т.В. Парийская, О.А. Жиглявская. – 2004. – 576с.
2.6. Штайнигер У., Мюлендаль К.Э. Неотложные состояния у детей: Пер. с нем. - Мн.: Медтраст, 1996. - 512с.
V. Вопросы для самоподготовки.
а) по базисным знаниям:
1. Анатомо-физиологические особенности дыхательной системы у детей.
2. Анатомо-физиологические особенности сердечно-сосудистой системы у детей.
3. Патофизиологические механизмы основных патологических синдромов (ги-пертермический, бронхиальной обструкции).
4. Механизм действия нестероидных противовоспалительных препаратов.
5. Этиопатогенез дыхательной недостаточности при заболеваниях дыхательных путей у детей (стеноз гортани, бронхиальная обструкция, инородные тела бронхов).
б) по данной теме:
1. Гипертермический синдром: причины, дифференциальный диагноз. Неотложная помощь при гипертермии у детей.
2. Острый стенозирующий ларинго-трахеит: этиопатогенез, клиника, диагностика, неотложная помощь.
3. Острый обструктивный бронхит: этиопатогенез, клиника, диагностика, неотложная помощь.
4. Судорожный синдром: причины, дифференциальная диагностика. Неотложная помощь при судорожном синдроме.
5. Острая сердечно-сосудистая недостаточность: острая сердечная недостаточность, причины, клиника, неотложная помощь. Обморок, помощь.
6. Острая и хроническая недостаточность коры надпочечников: этиология, патогенез, клиническая картина, дифференциальный диагноз, лечение, прогноз. Неотложная помощь.
7. Боли в животе. Дифференциальная диагностика. Принципы ведения.
Темы УИРС:
1. Синдром Рея.
2. Инородные тела трахеи и бронхов.
3. Эпиглотиты у детей.
Дидактические средства для организации