Место дисциплины в структуре ОП
Дисциплина относится к базовой части образовательной программы.
Успешное освоение данной дисциплины будет способствовать готовности студентов к освоению дисциплин: теория государства и права; история государства и права зарубежных стран.
Студент, приступающий к изучению дисциплины, должен обладать знаниями по отечественной истории в объёме курса средней школы, первичными приёмами работы с информацией в сети Интернет, умением вести конспект лекции, навыками устного выступления на семинарских занятиях.
Для освоения данной дисциплины обучающийся должен
Знать: основные понятия и термины государственно-правовой науки (государство, право, конституция, уголовное и гражданское законодательство, высшие, центральные и местные органы власти, абсолютная монархия, федерация, государственная служба, государственный бюджет, налоги, повинности) и исторической науки (классы, сословия, революция, реформа, крепостное право, политическая партия);
Уметь: вести конспект академической лекции, читать тексты научного характера и простейшие исторические документы (законодательные акты, мемуары), работать в сети Интернет.
Владеть: начальными навыками устного выступления на практических занятиях.
Планируемые результаты обучения по дисциплине
Компетенции, формированию которых способствует дисциплина
При освоении дисциплины формируются следующие компетенции в соответствии с ФГОС ВО по данному направлению подготовки:
а) общекультурные (ОК):
ОК-3 владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию.
б) общепрофессиональные (ОПК):
ОПК-5 способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.
в) профессиональные (ПК):
ПК-6 способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства;
ПК-15 способность толковать нормативно-правовые акты.
3.2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с формируемыми компетенциями
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: основные факты истории государства и права России: имена наиболее важных государственных деятелей (князей, императоров, выдающихся законодателей и т.д.), даты проведения наиболее существенных реформ государства, особенности складывания российского законодательства в отдельные исторические эпохи, содержание ключевых историко-правовых терминов (опричнина, земский собор, коллегия, земство, совет, «оттепель», «перестройка») (ОК-3).
Уметь: сравнивать законодательные акты разного времени принятия, выявлять в них признаки совершенствования техники выработки законов, оценивать значение памятников права в истории российского государства; выделять структуру нормативного акта, его главные смысловые позиции (ОК-3, ПК-6, ПК-15).
Владеть: навыками поиска историко-правовой информации в сети Интернет, опытом выступлений и дискуссий в учебной группе (ОК-3, ОК-7, ОПК-5).
4. Объем и содержание дисциплины
Объем дисциплины составляет 7 зачетных единиц (252 академических часа).
Содержание дисциплины по разделам (темам), соотнесенное с видами и трудоемкостью учебных занятий
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак. часах, по очной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по очной форме обучения) Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинарского типа | ||||
1. | Вводное занятие | ||||
2. | Раздел 1. Государство и право Древней и Средневековой Руси. | 8 практ. занят. (темы 1-2) | Оценка устных ответов на практических занятиях | ||
3. | Раздел 2. Московское государство XVI-XVII веков и его право. | 16 практич. зан. (темы 3-5) | Оценка устных ответов на практических занятиях, бланковый тест | ||
4. | Раздел 3. Государство и право Российской империи (XVIII-нач. ХХ вв.) | 28 практич. зан. (темы 6-12) | Оценка устных выступлений на практических занятиях | ||
5. | Заключительный. Подведение промежуточных результатов освоения дисциплины и их анализ | ||||
Итого за семестр: | Зачет | ||||
6. | Раздел 3. Государство и право Российской империи нач. ХХ в. | 10 практ. зан. (темы 13-15) | Оценка устных выступлений на практических занятиях | ||
7. | Раздел 4. Государство и право СССР и РСФСР: 1917-1991гг. | 20 практ. зан. (темы 16-22) | Оценка выступлений с докладами на практических занятиях | ||
8. | Становление государственно-правовой системы независимой России: 1991-2000 гг. | 2 (тема 23) | |||
Итого за семестр: | |||||
Итого за год: | Экзамен |
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак. часах, по очно-заочной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по очно-заочной форме обучения) Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинарского типа | ||||
1. | Вводное занятие | ||||
2. | Раздел 1. Государство и право Древней и Средневековой Руси. | 4 практ. занят. (темы 1-2) | Оценка устных ответов на практических занятиях | ||
3. | Раздел 2. Московское государство XVI-XVII веков и его право. | 10 практич. зан. (темы 3-5) | Оценка устных ответов на практических занятиях, бланковый тест | ||
4. | Раздел 3. Государство и право Российской империи (XVIII-нач. ХХ вв.) | 12 практич. зан. (темы 6-12) | Оценка устных выступлений на практических занятиях | ||
5. | Заключительный. Подведение промежуточных результатов освоения дисциплины и их анализ | ||||
Итого за семестр: | Зачет | ||||
6. | Раздел 3. Государство и право Российской империи нач. ХХ в. | 6 практ. зан. (темы 13-15) | Оценка устных выступлений на практических занятиях | ||
7. | Раздел 4. Государство и право СССР и РСФСР: 1917-1991гг. | 20 практ. зан. (темы 16-22) | Оценка выступлений с докладами на практических занятиях | ||
8. | Становление государственно-правовой системы независимой России: 1991-2000 гг. | 2 (тема 23) | |||
Итого за семестр: | |||||
Итого за год: | Экзамен |
№ п/п | Разделы (темы) дисциплины | Семестр | Виды занятий, их объем (в ак.часах, по заочной форме обучения) | Формы текущего контроля успеваемости (по заочной форме обучения) Формы промежуточной аттестации | |
Занятия лекцион-ного типа | Занятия семинарского типа | ||||
1. | Вводное занятие | ||||
2. | Раздел 1. Государство и право Древней и Средневековой Руси. | 2 практ. занят. (темы 1-2) | Оценка устных ответов на практических занятиях | ||
3. | Раздел 2. Московское государство XVI-XVII веков и его право. | 2 практич. зан. (темы 3-5) | Оценка устных ответов на практических занятиях, бланковый тест | ||
4. | Раздел 3. Государство и право Российской империи (XVIII-нач. ХХ вв.) | 4 практич. зан. (темы 6-12) | Оценка устных выступлений на практических занятиях | ||
5. | Заключительный. Подведение промежуточных результатов освоения дисциплины и их анализ | ||||
Итого за семестр: | Зачет | ||||
6. | Раздел 4. Государство и право СССР и РСФСР: 1917-1991гг. | 6 практич. зан. (темы 16-22) | Оценка устных выступлений на практических занятиях | ||
7. | Становление государственно-правовой системы независимой России: 1991-2000 гг. | 2 (тема 23) | |||
Итого за семестр: | |||||
Итого за год: | Контрольная работа, Экзамен |
Развернутое описание содержания дисциплины по разделам (темам)
Вводное занятие.
Предметы курса. Его значение в образовательной программе. Основные источники для изучения истории отечественного государства и права. Приемы работы с документами прошлого. Особенность исторического познания. Принцип историзма в работе учёных-правоведов.