По структуре:
· Структурированные кейсы (highly structured case) - короткое и точное изложение ситуации с конкретными цифрами и данными.
· Неструктурированные кейсы (unstructured cases). Они представляют собой материал с большим количеством данных и предназначены для оценки стиля и скорости мышления, умения отделить главное от второстепенного и навыков работы в определенной области.
Отличительными особенностями кейс-метода являются:
· описание реальной проблемной ситуации;
· альтернативность решения проблемной ситуации;
· единая цель и коллективная работа по выработке решения;
·функционирование системы группового оценивания принимаемых решений;
· эмоциональное напряжение учащихся.
Кейс также представляет собой и некоторую ролевую систему. Высокая концентрация ролей в кейсе приводит к превращению кейс-метода в игровой метод обучения, сочетающий в себе в себе игру с тонкой технологией интеллектуального развития и тотальной системой контроля. Действия в кейсе либо даются в описании, и тогда требуется их осмыслить (последствия, эффективность), либо они должны быть предложены в качестве способа разрешения проблемы. Учащиеся должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других учащихся и учителя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому преподаватель должен помочь учащимся рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение. Учащиеся должны понимать с самого начала, что риск принятия решений лежит на них, преподаватель только поясняет последствия принятия необдуманных решений. Роль преподавателя состоит в направлении беседы или дискуссии с помощью проблемных вопросов, в контроле времени работы, в побуждении учащихся отказаться от поверхностного мышления, в вовлечении всех учащихся группы в процесс анализа кейса.
Использование кейс-метода на уроке английского языка в 8(9) классе
Анализ разработанного кейс-метода по теме «Paper Bags or Plastic Bags: which are best»
PAPER BAGS OR PLASTIC BAGS: WHICH ARE BEST?
Класс 8, общеобразовательный профиль
Время работы с кейсом - 3 учебных часа
Вид кейса - практический
Тип кейса - Исследовательский кейс (Case-study method)
Задание
Преподаватель английского языка определяет проблемное направление занятия «Paper or plastic bags», обучающиеся после обсуждения самостоятельно задают проблему “Paper bags or plastic bags: which are best?”
Задание подгруппам:
1. Провести социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные, полиэтиленовые или эко пакеты в нашей жизни».
2. Составить сравнительную таблицу экологичности пакетов.
3. Необходимо провести экологический мониторинг уровня загрязненности своего района (Мозырский район) бумажными и полиэтиленовыми пакетами.
4. Исследовать особенности производства бумажного пакета и полиэтиленового пакета и их влияние на экологию.
Для решения проблемы подготовлен кейс, в котором предложены статьи как провести социальный опрос, как составить сравнительную таблицу экологичности пакетов, как провести экологический мониторинг, как производятся бумажные и полиэтиленовые пакеты и видеофильмы «Почему полиэтиленовые пакеты - это зло?» и «Бумажные, полиэтиленовые или сумки многократного использования».
Работа с кейсом
За несколько дней обучающимся озвучивается тема занятия «(“Paper bags or plastic bags: which are best?”)». Также проговаривается о том, что занятие будет проводиться в режиме кейс-метода. (Диалогам и дискуссиям в рамках кейса предшествует работа над лексикой и грамматикой.) Учитывая, то, что уровень языковой подготовки у всех обучающихся разный, они изучают материалы кейса индивидуально в качестве домашнего задания. После такой предварительной подготовки работа обучающихся в группе, участие в обсуждении будет более плодотворным. Это позволит им высказывать свое мнение, дискутировать, так как будут подготовлены в языковом плане. Так же обучающиеся должны провести экологический мониторинг уровня загрязненности своего района, составить сравнительную таблицу экологичности пакетов и провести социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные, полиэтиленовые или эко пакеты в нашей жизни», предложить меры по сокращению использования бумажных и полиэтиленовых пакетов, предложить экологически безвредные пакеты, обосновать свои предложения.
Содержание кейса
1. Социальный опрос на тему «Ваш выбор: бумажные или полиэтиленовые пакеты в нашей жизни»
2. Сравнение экологичности пакетов
3. Экологический мониторинг уровня загрязненности территории своего микрорайона полиэтиленовыми пакетами.
«Использование технологии «творческих мастерских» при формировании универсальных учебных действий на уроках английского языка
Сегодня в центре внимания - ученик, его личность, неповторимый внутренний мир. Поэтому основная цель современного учителя - выбрать методы и формы организации учебной деятельности учащихся, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Под активными приемами обучения понимаются виды деятельности, которые требуют творческого подхода к материалу и создают оптимальные условия для самостоятельной работы учащихся: ролевые, деловые игры, различные виды дискуссий, творческие проекты, работа с источниками. Опыт включения в занятия по английскому языку таких технологий обучения как проектирование, творческие мастерские, организация ролевого общения и подготовка презентаций Power Point доказывает их эффективность, они побуждают учеников к творческой переработке усвоенного материала при личностной и деятельностной ориентации процесса обучения. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет-ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.
Цель работы: поделиться опытом и методом проведения технологии творческих мастерских на уроках английского языка. Проанализировав большое разнообразие приемов организации учебной деятельности, я выбрала технологию творческих мастерских, как ведущую в моей работе. Я убеждена, что мастерские – это не просто активная форма учебной работы или новый тип организации последовательности заданий. Это – принципиально иной стиль взаимоотношений ученика и учителя. Это – позиция диалога. Дело в том, что в недрах любой педагогической технологии может процветать как авторитаризм так и равноправие. Именно этим концептуальным выбором определяется все в работе педагога. А раз так, значит совершенно необходимо интегрировать отдельные элементы мастерских в занятия традиционной формы. Сама деятельность по выполнению заданий в ходе мастерской требует напряжения всех познавательных сил, воображения, памяти, мышления. Важная особенность технологии мастерских - задания формулируются широко, с некоторой недосказанностью и неопределенностью. Но это дает простор воображению, творческому поиску. Ученики сами формулируют цель своей деятельности, отбирают средства для ее осуществления. И если традиционно образовательный процесс был сосредоточен на усвоении знаний, то технология мастерской предлагает такую структуру учебного занятия, которая позволяет каждому ученику знание не усваивать, а выстраивать. На мастерских предложенные задания становятся проблемами самих учеников, они менее жестко привязаны к школьной проблематике, теснее соприкасаются с бытием ребенка. Этот подход лучше, чем традиционные технологии обучения, соответствует современным взглядам на необходимость формирования компетентности у выпускников учебных заведений. Следовательно, главная задача педагога - помочь ученику осознать у себя наличие творческих, интеллектуальных возможностей, способностей, а также потенциал личностного развития. В ходе мастерских происходит освоение способов духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки, то есть компонентов компетенции личностного самосовершенствования. В результате развиваются необходимые современному человеку личностные качества, культура мышления и поведения. Анализируя особенности мастерских как педагогической технологии, важно отметить, что при их построении и проведении активно используется следующий подход: образовательный процесс должен быть выстроен с позиции самопознания личности, помощи ее самостоятельным духовным усилиям, стимулирования, пробуждения заложенных в ней от рождения активности и творческого начала. В технологии мастерских находят применение индивидуальный, парный, а также групповой способы обучения. Однако они во многом отличаются от способов, имеющих те же названия и входящих в другие образовательные технологии.