Анализ ситуации на рынке




 

Город Болотное располагается на северо-востоке Новосибирской области, в 117 километрах от Новосибирска. Город находится на границе с Кемеровской областью, и ближайший к нему город – Юрга, 32 км (Кемеровская область). Болотное был основан на пути Московско-Иркутстского тракта, и получил свое название от реки Болотная. В 1931 году Болотное стало поселком городского типа, а в 1943 году населенному пункту присвоен статус города.

Население города составляет 17 200 человек (на конец 2008 года). В таблице 1 представлена динамика населения города.

 

Таблица 1. Численность и динамика численности населения г. Болотное

Год Численность населения, чел. Темп прироста
    -
    3,26
    0,87
    0,95
    0,99
    0,96
    1,01
    1,02
    0,99
    0,96
    0,97
    0,95
    0,97
    0,99
    0,99
    0,99

 

Мы видим, что динамика негативна, численность с 1959 года сокращалась. По сравнению с 1931 годом, за 77 лет, прирост в среднем составил всего лишь 1,032% в год. Но относительно 1959 года, прирост в среднем был отрицательным, среднегодовое значение значении – 0,79 процентных пункта. В городе есть предприятия легкой промышленности, пищевое производство, железнодорожные предприятия. Развито производство строительных материалов. По данным ФСГС РФ, на 2006 год в городе было зарегистрировано 82 объекта розничной торговли и общественного питания, 11 объектов бытового обслуживания, 3 автозаправочные станции, 7 станций технического обслуживания и ремонта транспортных средств, оборудования, машин. Доходы местного бюджета в 2006 г. составили 16 млн. 320 тыс. руб.

На сегодняшний день в городе работают 2 автошколы. Автошкола «БПК» работает с 2005 года, оказывает услуги по обучению водителей категории «В» и «ВС». Стоимость обучения – 18 000 и 23 000 руб. за курс. Есть автодром 8 000 кв. м., 2 легковых и 2 грузовых автомашины. Вторая автошкола – «Автомастер», - обучает только для сдачи экзаменов категории «В», работает с 2007 г. Стоимость услуг 20 000 руб. У школы есть автодром 1 500 кв. м., и 2 легковые машины.

Некоторое время назад в городе работала еще одна автошкола, но она была закрыта. От нее осталось свободное помещение и автодром (недалеко от школы), на базе которых планируется открыть новую.

Оценим, насколько услуга по обучению вождению будет востребована в этом регионе. По статистическим данным, численность учащихся дневных общеобразовательных учреждений на начало 2007 г. составила 1 946 человек, вечерних – 119 человек. То есть общая численность учащихся составляет 2 065 человек. Или в среднем 206 выпускников ежегодно. Можно рассматривать это число как базу, к тому же обучение водителей категории «В» и «С» доступно с 17-летнего возраста, после чего они разу смогут получить права. Кроме того, немаловажный факт и то, что в городе нет высших учебных заведений, а, значит, молодым людям или придется ездить в ближайшие крупные города (Кемерово, Новосибирск) на учебу. В силу удаленности, речь идет скорее о переезде в крупный город. Часть выпускников может пройти обучение и стать водителем легкового или нетяжелого (до 3,5 тонн) грузового транспорта. Кроме того, водительские права не помешают и тем, кто будет переезжать – с наличием прав проще найти работу.

В городе есть медицинские учреждения различного профиля, а, следовательно, для нужд школы найдутся специалисты с нужным образованием.

Второй категорией будут являться люди, рассматривающие работу водителем. Причем, в силу особенностей категории, это могут быть желающие стать водителями легкового транспорта (такси, так водители городского транспорта (маршрутных такси с численностью пассажиров не более 8) из г. Болотного или из ближайших населенных пунктов. Кроме того, автошкола будет востребована организациями, нанимающим водителей - для их аттестации, подтверждения квалификации, переподготовки.

Таким образом, в городе на данный момент существует потенциальная потребность в автошколе в силу удаленности населенного пункта, неудобства получения прав и обучения в других городах с одной стороны, и наличием потенциальной аудитории обучающихся (молодые люди, водители). Конкуренция присутствует, но предлагается предложить нечто новое, более востребованное. Клиентов нужно будет переманивать, проводить рекламные и маркетинговые акции, а также уговаривать, разрабатывать минимальные по стоимости и длительности программы с удобным графиком для различных групп, и проводить пропаганду необходимости получения водительских прав. Ситуация сложна тем, что в соответствии с нормами и положениями законодательства, регулирующего деятельность автошкол, школа должна быть обеспечена специальными учебно-материальным оборудованием. Это оборудование специфическое и дорогостоящее. В силу специфики региона, затраты на помещение и оплату персонала будут невысокими, но и плата за обучение не может быть на уровне Кемерово или Новосибирска. В следующей главе мы составим бизнес-план проекта, но уже сейчас можно сказать, что данное обстоятельство значительно повлияет на эффективность и срок окупаемости автошколы.


2 Глава. Бизнес-план организации автошколы

 

Введение

 

Проект предполагает открытие некоммерческого учебного частного учреждения по предоставлению образовательных услуг дополнительного профессионального образования – услуга по обучению водителей.

Инвестиции требуются на регистрацию, лицензирование, подготовку автошколы и для обеспечения ее оборотными средствами на первый период деятельности. В проекте принято решение отказаться от модернизации, содержания и оборудования собственного автодрома.

Автошкола будет открыта на базе новой компании. Можно использовать помещение старой, закрывшейся автошколы. Ближайший срок запуска проекта (начала работы школы) – сентябрь 2009 года.

В автошколе будут обучать водителей категории «В» и «ВС». В проекте будут даны расчеты по предоставлению следующих услуг:

- обучение водителей категории «В»,

- аттестация водителей по инициативе работодателей и нанимателей, для подтверждения их квалификации.

 

Описание проекта

 

Целью проекта является организация автошколы в городе Болотное. Для обеспечения различных потребностей жителей города и близлежащих населенных пунктов, автошкола будет предоставлять услуги по обучение вождению, правил дорожного движения, техники безопасности, а также подготавливать учащихся к сдаче экзамена в ГИБДД. Предполагается ввести 2 программы – обучение водителей категории «В» (любительский класс, легковые автомобили массой до 3 500 кг, число пассажирских мест до 8 человек), и категории «С» (легковые и грузовые автомобили, массой более 3 500 кг и численность пассажиров до 8 человек).

Автошколу планируется открыть на базе бывшей, от которой осталось свободное помещение и автодром. На данный момент пока ничего не организовано, за исключением уже готового автодрома, который можно взять в аренду. Необходимо будет зарегистрировать организацию в органах Юстиции, закупить необходимые материалы, учебно-методические пособия, нанять персонал, получить лицензию, оборудовать учебный класс. Государственная регистрация, получение лицензии и выдача специальных свидетельств персоналу обойдется в целом в 40 000 рублей единожды при открытии школы.

Затраты на учебный класс представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Затраты по оборудованию рабочего класса автошколы

№ п/п Наименование Стоимость за единицу, руб. Число Итого, руб.
  Парты для обучающихся 1 700   34 000
  Комплект методических материалов 115 000   115 000
  Компьютеры* 4 000   80 000
  Комплект деталей и запчастей** 120 000   120 000
  Косметический ремонт 50 000   50 000
  ВСЕГО - - 399 000

 

* - можно купить не новые, самые простые компьютеры, и этого будет достаточно

** - перечислены в 3 главе. Можно купить не детали по-отдельности, а российский автомобиль, и разобрать его на запчасти.

Для сокращения издержек, есть предложение практические занятия проводить на автодроме другой школе; уникальным преимуществом школы должна стать качественная теоретическая подготовка. Как индикатор – высокий процент учеников, сдавших экзамен и получивших права в ГИБДД (с первого раза и в целом). Возможность кооперации с другими школами реальна, так как с июля этого года ужесточаются правила к состоянию автодрома, специальным тренажеров и автомобилям. Так, строительство автодрома в соответствии с новыми требованиями обойдется в 3-7 млн. руб. (в зависимости от размеров, стоимости материалов и т.д.). Тренажер стоит от 170 тыс. руб. Выгоднее пользоваться автодромом на аутсорсинге. В таком случае, автодром и инструкторы по вождению будут общими для всех трех школ.

Инвесторов пока не нашли; скорее всего, это будет какой-то предприниматель города, либо проект может претендовать на участие в государственной программе и получении кредита.

Автошкола будет организована в форме Некоммерческого образовательного частного учреждения (НОЧУ), и носить название «Успех».

Описание услуг

 

Автошкола «Успех» будет предоставлять образовательные услуги по обучению всех желающих лиц, имеющих права, вождению. Главная задача всех автошкол – подготовка учащихся к сдаче и получению прав в ГИБДД. Однако у нашей школы будет также другая, не менее важная задача (миссия) – научить людей безопасному передвижению на дорогах. Сегодня также востребована такая услуга, как аттестация и подтверждение квалификации водителей, устраивающихся на работу. В этом случае заказчиком будет выступать организация – работодатель, а водитель будет потребителем услуги (сдавать экзамен).

В школе будет 2 программы для обучения водителей категории «В», и для обучения водителей категории «В, С».

В обучение будет входить:

- прохождение медкомиссии и получение справки (если нет, за отдельную плату);

- теоретический курс вождения, правил дорожного движения и правил поведения на дороге (около 36 академических часа);

- практический курс занятий: на тренажерах, на автомобиле с вывешенными колесами, на автомобиле на автодроме, на автомобиле на улицах города (не менее 70 часов).

Учащиеся получат теоретически знания вождения, изучат правила дорожного движения, правила оказания первой медицинской помощи, а также практические навыки вождения на тренажерах, в автомобиле на специальной площадке и на автомобиле на улицах города. В теоретический курс также будет входить тестирование по программам ГИБДД на компьютерах, для закрепления знаний и уверенной сдачи экзаменов в будущем.

После выпуска учащиеся получат сертификат об окончании школы, водительскую карточку и медицинскую справку. Все это ему будет необходимо представить при сдаче экзаменов на получении водительского удостоверения государственного образца.

У школы сейчас нет материалов, а так как новые стандарты в этой области вступят в силу с июля 2009 года, то конкурентам придется тратить средства и врмя на замену устаревшего оборудования. Новая автошкола сразу приобретет все необходимое, в соответствии со свежими нормами и требованиями.

Поскольку у автошколы «Успех» будет особая миссия, выделяющая ее среди других школ, то акцент при разработке проекта будет сделан на педагогах (теоретических), оборудовании (самом современным), методических материалах (более расширенные, включающие не только обязательные требования, но и дополнительные материалы, посвященные этикету и вежливости на дорогах, действию в чрезвычайных ситуациях и другое). Также предлагается ввести дополнительную услугу – бесплатные он-лайн консультации и сильный информационный ресурс, доступный для всех желающих и имеющий особые функции для учащихся. Однако этот сервис возможен будет, когда операторы-провайдеры проведут линии для жителей города.

Планируется выпускать по 2 группы в месяц. Занятия будут проходить по 2 академических часа 4 раза в неделю (по будням, с 19 до 20.45 часа, в т.ч. перерыв на 15 минут), или по 4 академических часа 2 раза в неделю (в выходные дни, с 11 до 15, в т.ч. 1 перерыв на 40 минут, и 2 перерыва по 10 минут). Таким образом, будет возможность обучать сразу 2 группы, и каждый желающий в соответствии со своим временем выберет удобный для себя график обучения. График вождения предлагается сделать свободным, плавающим. Для автодрома будет общее расписание, куда каждый сможет записать себя в любое свободное время инструктора при наличии свободного автомобиля.

Отдельно, по мере объема, будут проходить аттестацию водители от организаций. В среднем она занимает 1-2 часа, и включает в себя экзамен и личную беседу (оценку).

Группы планируется набирать по 17-20 человек. Из расчета 1,5 кв. м. на 1 человека, автошкола будет арендовать помещение с площадью максимум 30 кв.м.

Автошколе потребуется закупить комплект методических пособий для занятий, комплект необходимых деталей, компьютеры и компьютерные программы (см. главу 3).

В связи с вышесказанным, к конкурентным преимуществам автошколы мы отнесем следующие:

- акцент на высокое качество образования;

- дополнительная услуга (подтверждение квалификации водителей при приеме на работу);

- высокое мастерство, культура и психологически-квалификационные характеристики педагогического состава;

- новейшие технологии;

- новое, не устаревшее и не старое оборудование и материалы (пособия, плакаты и т.д.).

Таким образом, суть проекта – предоставление образовательных услуг дополнительного профессионального образования. Содержание услуг будет определяться на основе требований законодательства [см. 1-4 и приложение А], а их наполнение будет зависеть от утвержденных примерных программ обучения в автошколе. Примерная программа и конспект уроков будут разобраны в 3-ей главе работы.

Анализ рынка

 

На рынке автошкол в городе Болотном присутствуют 2 автошколы. В ближайших населенных пунктах автошколы отсутствуют, а те, которые располагаются далеко, не являются конкурентами, хотя бы в силу расстояния. Вряд ли учащийся согласен будет ежедневно тратить на дорогу до автошколы по 4-6 часов.

Средняя стоимость обучения водителей категории «В» в городе 18 500 тыс. руб. Срок обучения свыше 6 недель (около 2-х месяцев).

Потенциальная аудитория обучающихся – молодые люди, а также люди с доходом выше среднего, которые планируют покупать автомобиль, и люди, рассматривающие работу водителем.

Также к аудитории клиентов мы отнесем все организации, которые берут на работу водителей, и которые заинтересованы в качественной оценке персонала.

Средняя заработная плата в городе 12 000 рублей, поэтому стоимость услуг, по рекомендациям экспертов, не может превышать их двойного оклада, то есть 24 000 рублей. Число потенциальных потребителей услуг возьмем около 5 000 в год, с учетом местного населения и населения ближайших населенных пунктов.

Конкуренция

 

Сегодня в городе работает 2 автошколы. «БПК» предоставляет услуги по обучению водителей категории «В» и «ВС». Другая автошкола, «Автомастер», оказывает услуги по обучению только водителей категории «В». Обе школы хорошо известны, но одна из них только недавно открылась. При обеих школах есть собственный автором, однако ни один из них не отвечает современными требованиям законодательства (таким, как наличие аудио-, видеозаписи, контрольно-измерительные приборы, сохраняющие данные и т.д.).

Стоимость обучения в «Автомастере» 20 000 рублей, в «БПК» 18 000 руб. (категория «В») и 23 000 руб. (категория «ВС»).

2.6 Маркетинговый план

 

Основными клиентами автошколы будут молодые люди, выпускники старших классов школ. Также будут клиенты – организации, которые периодически набирают персонал для работы, и который нужно аттестовать. Также в школе могут проходить подготовку или переподготовку люди более зрелого возраста, которые приобрели автомобиль.

Основная направленность – молодая аудитория. Ее нужно привлекать рекламными и маркетинговыми акциями. Основной посыл при рекламировании автошколы «Успех» - определенный стиль жизни, демонстрация в рекламе уровня жизни, желаемого аудиторией. Для составления портрета можно провести 1-2 фокус-группы, в ходе которых можно будет сформировать портрет и мотивы действий основной аудитории. Акцент нужно также делать на уникальной, расширенной программе обучения, новых материалах.

Исходя из вышесказанного, а также с учетом предложений конкурентов, цену за обучение водителей категории «В» предлагаем установить на уровне 19 700 рублей, стоимость аттестации водителей – 570 руб. за 1 человека. Рост цен планируется на уровне 18% в год.

2.7 План производства (Операционный план)

 

Автошкола планирует привлекать не менее 204 обучающихся в год на полные курсы по программе категории «В». Также Планируется выдавать аттестаты по проверке квалификации водителей, устраивающихся на работу, не менее 160-170 шт. в год. Планируется рост обучающихся, но не более 5% в год.

При таком объеме необходим будет 1 педагог – теоретик, 1 преподаватель медицины – 1 человек на непостоянной основе.

Группы планируется набирать по 2 один раз в два месяца. Каждый учащийся самостоятельно будет выбирать какую из 2-х программ ему выбрать – обучение по будням, или интенсивные занятия в выходные дни.

 

2.8 Финансовый план

 

Для организации автошколы важно понимать, сколько затрат и выгод принесет проект.

Для начала оценим объем реализации услуг автошколы в натуральном и стоимостном выражении (см. таблицу 2 и таблицу 3).

Для расчета использовались данные маркетингового плана, и плана производства. Первый год (2009 год) рассчитан из предпосылки, что автошкола начнет работать с сентября (то есть взято 4 месяца).

 

Таблица 2. Объем реализации услуг автошколы «Успех», ед.

Год Объем реализации 1 (2009 г.)                  
Обучение, категория «В»                    
Аттестация                    

 

Таблица 3. Объем реализации услуг автошколы «Успех», тыс. руб.

Год   1 (2009 г.)                  
Обучение, категория «В» 1 182 4 649 5 760 7 024 8 517 10 231 12 444 15 061 18 142 22 544
Аттестация                    
Всего 1 205 4 757 5 903 7 211 8 760 10 537 12 829 15 533 18 721 23 277

 

Мы видим, что выручка зависит как от объема услуг и его роста, так и от цен и их динамике. В данном случае мы предполагали, что рост цен за услуги автошколы будет не меньше 18% в год (уровень инфляции, прогнозируемый на ближайшие годы в нашей стране).

Заработная плата педагога составляет 10 тыс. руб. в месяц, ее рост планируется на уровне 10% в го. Медицинский работник получает с каждой группы по 1,7 тыс. руб. (или 3,4 тыс. руб. в месяц). Рост планируется на уровне 5% в год. Заработная плата бухгалетера кассира – 8,5 тысячи в месяц, рост зарплаты 12% в год. Руководитель будет получать 14 тыс. рублей в месяц, запланированный рост – 10% ежегодно.

Составим бюджет расходов. В таблице 4 представлены текущие расходы автошколы.

Таблица 4. Текущие расходы автошколы, тыс. руб.

Год 1 (2009 г.)                  
Заработная плата педагога                    
Оплата вождения   2 800 2 940 3 038 3 122 3 178 3 276 3 360 3 430 3 612
Заработная плата медицинского работника                    
Заработная плата бухгалтера-кассира                    
Заработная плата руководителя (директора)                    
Заработная плата технички (уборщицы)                    
Канцелярские расходы                    
Всего 1 002 3 207 3 384 3 526 3 657 3 764 3 919 4 065 4 203 4 461

Мы видим, что основные расходы – это оплата персонала школы. Для снижения затрат, вождение будет оплачиваться владельцу автодрома (другой автошколы), расчет сделан исходя из стоимости 200 руб./1 час, 70 часов на 1 обучающегося. Таким образом, около 14 000 рублей будет выплачиваться за обучение вождению.

Теперь мы можем составить отчет о прибылях за 10-летний период (см. таблицу 5).

Автошкола должна будет выплачивать налог из прибыли. Возьмем среднюю ставку, 35% (мы не будем рассматривать возможность ее изменения за срок жизни проекта).

В таблице 6 представлена чистая прибыль, за вычетом налогов.

 

Таблица 5. Отчет о прибылях и убытках проекта, тыс. руб.

Год 1 (2009 г.)                  
Доходы, тыс. руб 1 205 4 757 5 903 7 211 8 760 10 537 12 829 15 533 18 721 23 277
Затраты, тыс. руб. 1 002 3 207 3 384 3 526 3 657 3 764 3 919 4 065 4 203 4 461
Прибыль, тыс. руб.   1 550 2 519 3 685 5 103 6 773 8 910 11 468 14 518 18 816

 

Таблица 6. Чистая прибыль проекта за период, тыс. руб.

Год 1 (2009 г.)                  
Прибыль, тыс. руб.   1 550 2 519 3 685 5 103 6 773 8 910 11 468 14 518 18 816
Выплачиваемый налог на прибыль, тыс. руб.       1 290 1 786 2 371 3 119 4 014 5 081 6 586
Чистая прибыль, тыс. руб. 132,21 1007,4 1637,2 2395,3 3316,95 4402,45 5791,5 7454,2 9436,7  

 

 

Финансирование (инвестиции в первоначальные вложения) предполагается осуществлять из собственных средств инвестора. Первоначальные вложения состоят из затрат на регистрации и оборудование учебного класса, и составляют:

40 000 + 399 000 = 439 000 рублей.

Рассчитаем срок окупаемости проекта, который показывает период, через который вернутся вложенные средства. Для нашего проекта это 7,3 месяца (тот период, за который инвесторы возместят первоначальные вложения в размере 439 тыс. руб.).

Однако, для оценки эффективности проекта, нужно использовать срок окупаемости по методу дисконтированных денежных потоков. Для расчетов возьмем норму дисконта 14%.

Проект автошкола окупится, с учетом нормы дисконта, уже за 8,8 месяцев.

Чистый дисконтированный доход проекта за 10 лет составит:

 

NPV=∑ЧП/(1+14%)n, T=1:n,

 

Где NPV – чистый дисконтированный доход проекта, ЧП- чистая прибыль, T – период проекта, n – номер последнего года. Отсюда:

NPV = 18 281,76 тысяч рублей.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: