Тема 21. Воробей - самая распространённая птица на Земле (1час)
Знакомство с маленькой птичкой нашей страны – воробьём. Загадки, пословицы, народные приметы. Чтение и анализ стихотворения «Где обедал воробей?»
Тема 22. Ворона - «интеллектуальная» птица (1час)
Картинки с изображением вороны, загадки, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Ворона». Составление портрета. Работа в группах «Рисование ворона»
Тема 23. Сорока - белобока - «лесная сплетница» (1час)
Слайды с изображением сороки, загадки, пословицы, поговорки. Чтение и анализ рассказа В.Зотова «Сорока» Чтение стихотворения «Сорока - Трещётка»
Тема 24. «Лесной доктор» - дятел (1час)
Вводная беседа: Кто же это «Лесной доктор»?, загадки, работа над скороговорками пословицами, поговорками,народными приметами. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Дятел».
Тема 25. Соловей - «великий маэстро» (1час)
Знакомство с соловьём, сообщения учеников, загадки, народные приметы. Беседа «Жизнь на птичьих правах». Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Соловей».
Тема 26. Галка - городская птица (1час)
Беседа о галке, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок, народные приметы. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Галка». Работа в группах «Собираем мозаику».
Тема 27. Загадочная птица - кукушка (1час)
Слайды с изображением кукушки, сообщения учеников, разгадывание загадок, Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Кукушка» или В. Бианки «Кукушонок».Работа над народными приметами и поговорками. Беседа «Гнёзда и птенцы».
Тема 28. «Пернатая кошка» - сова (1час)
Знакомство с «Пернатой кошкой»- совой, сообщения учеников. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Сова». Работа над народными приметами. Игра «Кто и что ест?»
Тема 29. Любимая птица – снегирь (1час)
Беседа о маленькой и красивой птице – снегире. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Снегирь».Работа над пословицами и народными приметами. Рисование ярких птиц.
Тема 30. «Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России (1час)
Беседа о красивой птице – синичке. Разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Синица». Работа над пословицами и народными приметами. Чтение стихотворения «Дружные сестрички – жёлтые синички». Рисование птиц с яркими клювами.
Тема 31. Наш добрый сосед - скворец. (1час)
Знакомство с первой весенней птицей – скворцом. Сообщения учеников, разгадывание загадок. Чтение и анализ рассказа Н. Сладкова «знахари».Чтение стихотворения «Скворец».
Тема 32. «Золотая птица» — иволга. (1час)
Беседа учителя, сообщения учеников, разгадывание кроссворда и загадок. Чтение и анализ рассказа В. Зотова «Иволга». Работа над народными приметами. Игра «птичьи расцветки».
Тема 33. Обобщающее занятие о птицах. КВН - крылатая компания. (1час)
Рассказ – беседа «О чём поют птицы. Разгадывание загадок и ребусов. Игра – соревнование «Знатоки птиц». Конкурс «Назови всех птиц на картинке». Пропеть отрывок из песни о птицах. Конкурс «Кто так поёт?». Конкурс «Почему их так зовут? Конкурс «Знатоки сказок».
Учебно-тематический план программы (2 класс) - 34 часа
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА»
№ | Тема занятий | Кол-во часов | |
теория | практика | ||
Введение (1час) | |||
Что такое экология? | |||
1. Мой дом за окном (6 часов) | |||
Мой дом | |||
Дом, где мы живем | |||
Практическое занятие «Уборка школьного двора» | |||
Деревья твоего двора | |||
Птицы нашего двора | |||
Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | |||
2. Я и мое окружение (9 часов) | 4,5 | 4,5 | |
Моя семья | |||
Соседи-жильцы | |||
Мой класс | |||
Практическое занятие «Создание уюта в классной и игровой комнатах» | |||
Дом моей мечты | 0,5 | 0,5 | |
Рассказы, стихи о семье | |||
Комнатные растения в квартире, в классе | |||
Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | |||
Практическое занятие «маленький огород на подоконнике» | |||
3. Гигиена моего дома (7 часов) | 3,5 | 3,5 | |
Гигиена класса | |||
Практическое занятие «Гигиена класса» | |||
Бытовые приборы в квартире | |||
Экскурсия в школьную кухню | |||
Наша одежда и обувь | |||
Русская народная одежда | 0,5 | 0,5 | |
Практическое занятие «Русская национальная одежда» | |||
4. Вода - источник жизни (4 часа) | |||
Вода в моем доме и в природе | |||
Стихи, рассказы о воде в природе | |||
Вода в жизни растений и животных. | |||
Вода и здоровье человека. Личная гигиена. | |||
5. Солнце и свет в нашей жизни (3 часа) | |||
Солнце, Луна, звезды – источники света | |||
Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | |||
Практическое занятие по размещению комнатных растений с учетом потребности тепла и света | |||
6. Весенние работы (2 часа) | |||
Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | |||
Практическое занятие по посадке растений и уходу за ними | |||
7. Воздух и здоровье (2 часа) | |||
Воздух и здоровье человека | |||
Практическое занятие «Уборка в классе» | |||
Итого: | 34 часа |
Содержание программы. 2-й год обучения
«ЭКОЛОГИЯ МОЕГО ДОМА» (34 часа)
«ВВЕДЕНИЕ» (1 час)
Тема 1. Что такое экология? (1час)
Знакомство детей с целями и задачами кружка, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология - наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома - планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между неживой и живой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связи между природой и человеком. Разъяснение значения экологии на основе анализа примеров