Цель урока: | получить сведения о постоянных магнитах и иметь наглядное представление о магнитном поле постоянных магнитов;развитие познавательного интереса учащихся, расширение знаний о применении компаса, о магнитном поле Земли, магнитных бурях и магнитной аномалии. |
Задачи урока: | |
Образовательная- | Усвоить понятия постоянного магнита, магнитного поля Земли; исследовать взаимодействие полюсов двух магнитов, познакомиться со свойствами магнитного поля; сширить кругозор в области магнитных явлений. |
Развивающая – | Развивать умения анализировать, сравнивать, строить аналогии, делать умозаключения, познавательного интереса (на основе физического эксперимента). |
Воспитательная – | Научиться работать в паре; выработать умение выслушать мнение собеседника, приходить к общему мнению. |
Оборудование | магнитный железняк, магниты полосовые и дуговые, магнитная стрелка, компас, железные опилки, различные металлические предметы. |
Ход урока. 1.Орг момент Эксперимент:. На столах стоят стаканы с водой, на дне которых лежат скрепки. Как вынуть скрепку, не намочив ни рук, ни инструментов? Каким прибором вы воспользовались? Ответ:Магнитом. Он и будет предметом изучения на нашем уроке. | |
2.Актуализация опорных знаний На рисунке 1 показаны направления сил взаимодействия отрицательного электрического заряда q1 с электрическим зарядом q2 Каков знак заряда q2? А. Положительный. Б. Отрицательный. В. Нейтральный. Г. Знак заряда может быть и положительным и отрицательным. | |
3.Изучение нового материала | Каждый из нас с раннего детства слышал что-нибудь о магните. Многие держали его в руках, а у некоторых даже были игрушки, в которых использовались магниты.
Старинная легенда рассказывает о пастухе по имени Магнус. Он обнаружил, что железный наконечник его палки и гвозди сапог притягиваются к черному камню. Этот камень стали называть «камнем Магнуса» или просто «магнитом». Но известно и другое предание о том, что слово «магнит» произошло от названия местности, где добывали железную руду (холмы Магнезии в Малой Азии). Таким образом, за много веков до нашей эры было известно, что некоторые каменные породы обладают свойством притягивать куски железа. Об этом упоминал в VI в до н.э. греческий физик и философ Фалес. Первое научное изучение свойств магнита было принято в XIII в. Ученым Петром Перегрином. В 1269 г. вышло его сочинение «Книга о магните», где он писал, что у магнита есть два полюса, которые он назвал северным и южным; невозможно отделить полюса друг от друга разламыванием.
Постановка проблемы: Как же объяснить намагниченность постоянных магнитов? В чем кроется причина магнетизма?
Заглянем внутрь вещества. Вещество состоит из молекул, а молекулы из атомов. В атомах есть ядро и электроны, движущиеся вокруг ядра, которые и создают магнитное поле, вызывающее намагниченность вещества. Как хорошо уметь объяснять явления, зная строение вещества! Но в 1820 г. о строении атома еще ничего не знали. Почему я назвала именно этот год? Да потому, что именно в 1820 г. на заседании Французской Академии наук французский физик Андре Ампер сообщил о результатах своих опытов по магнетизму и предложил рассматривать магнетизм как явление, вызванное круговым током. Он считал, что магнит состоит из молекул, в которых имеются круговые токи. Каждая молекула представляет собой маленький магнитик. Располагаясь одноименными полюсами в одну и ту же сторону, эти маленькие магнитики и образуют магнит.
Теперь, зная причину магнетизма, ознакомимся с магнитными свойствами тел.
Задание 1. Взаимодействие постоянного магнита с разными материалами.
Оборудование: магнит, несколько тел, изготовленных из разных материалов.
Поднесите магнит к предметам, изготовленным из различных материалов, установите, все ли из них притягиваются магнитом.
Сделайте вывод. (Учащиеся делают выводы.)
Вывод. Хорошо притягиваются магнитом чугун, сталь, железо и некоторые сплавы, значительно слабее никель и кобальт.
Задание 2 Изучение магнитных взаимодействий.
Оборудование: 1 магнит подвесить, другой подносить к нему. Зарисуйте результаты.
Вывод. Одноименные полюсы магнита отталкиваются, разноименные — притягиваются
Задание 3. Наблюдение картины магнитного поля постоянных магнитов.
Оборудование: магниты (полосовой и дуговой), стаканчики с металлическим порошком.
накройте полосовой магнит бумагой, насыпьте порошок. Слегка постучите по ней пальцем. Рассмотрите полученное изображение.
Повторите опыт для дугового магнита.
Рисунки, которые у вас получились, дают представление о картине магнитного поля полосового и дугообразного магнитов. Как магнитные линии магнитного поля тока, так и магнитные линии магнитного поля магнита — замкнутые линии. Вне магнита магнитные линии выходят из северного полюса магнита и входят в южный, замыкаясь внутри магнита, так же как магнитные линии катушки с током.
Задание 4. Наблюдение картины магнитного поля двух полосовых магнитов.
Оборудование: два магнита, стаканчики с металлическим порошком.
Накройте магнит бумагой, насыпьте на неё опилки, легко постучите. Рассмотрите магнитные линии магнитного поля двух магнитов, обращенных друг к другу:
|
4.Закрепление. v Загадка. Когда с тобою этот друг, Ты можешь без дорог Шагать на север и на юг, На запад и восток. (Компас.) | А теперь закрепим новые знания при решении качественных задач. v Можно ли сделать магнит, у которого был бы только северный полюс или только южный? (^Невозможно сделать магнит, у которого отсутствовал бы один из полюсов.) v Если разломить магнит на две части, будут ли эти части магнитами? (Если разломить магнит на части, то все его части будут магнитами.) v Какие вещества могут намагничиваться? (Железо, кобальт, никель, сплавы этих элементов.) v А будет ли компас действовать на Венере? (Нет, так как у Венеры нет магнитного поля.) v А в каких точках на Земле компас бесполезен? (На южном и северном магнитных полюсах.) |
5.Домашнее задание | |
6.Итоги урока. | |
Рефлексия | |