Составление VOYAGE PASSAGE PLAN.
Сразу хочу оговориться. Существует множество форм, программ и инструкций по составлению таких планов. В каждой компании они видоизменены, и требования составления и заполнения могут очень отличаться. Я указываю только то, что требуют у меня в компании. Но смысл значений остается неизменным.
Попробуем по порядку разложить все пункты, указанные в моем “ VOYAGE PASSAGE PLAN”, как говорится по полочкам. Первоначально для того, что бы составить такой план необходимо с помощью программ сделать прокладку и тем самым просчитать ваш переход. Если вы умеете отлично обращаться с компьютером и работой в Excel, вы с легкостью можете прикрепить форму “ VOYAGE PASSAGE PLAN” к программе, с помощью которой вы производите расчеты по переходу. В этом случае все данные автоматически попадают в (VPP), и вам останется только дополнить его различной необходимой информацией.
1. Указываем порт выхода и порт назначение, так же часовой пояс.
2. Номер рейса. Указывается от порта выгрузки до следующего порта выгрузки.
3. Полная дистанция от S.O.S.P to E.O.S.P.
4. Draft - осадки на отход и приход. Заполняем ручкой.
5. Squat Range - это координаты минимальной глубину которая находится у вас на всем переходе. Можете указать ручкой или печать.
6. Passage speed – расчет времени перехода при различной скорости.
7. ETA – так же, после S.O.S.P, можете указать ручкой время прибытия в последнюю точку с учетом всех указанных вами скоростей.
8. Чеклисты, которые вы используете при составлении плана перехода. Указываете соответствующий номер чеклиста и ответ да “YES”.
9. ETA next waypoint – время прибытия в точку. Ручкой.
10. Charts in use – используемые карты на рейс. Сперва путевые, затем генеральные и Routing chart, т.е. сезонные с направлениями течений.
11. No-go areas (Y/N) – указываем есть ли на отрезке опасные районы, которые были очерчены капитаном. Приблизительное расстояние 5 миль от курса. Указываем ручкой да или нет.
12. Abort point – факт остановки судна на отрезках перехода. Так же ручкой да или нет.
13. Parallel index – эта функция, которой вы должны, или как хотите, пользоваться на радаре при прохождении в близи берегов. Так сказать параллельный курс. Указываете ручкой да или нет. Может у вас, радар не оснащен такой функцией.
14. Watch type – Вахта на мостике. Присутствие матроса.
15. Fix frequency – промежуток времени за который ставится точка на карте. Это может быть час, 30 минут или мене смотря какой район плавания на отрезке между поворотными точками.
16. Machinery status – вахта в машинном отделении. Моторист.
17. Method of fixing – метод снятия координат при прохождении точек.
18. Passage notes – название точки. Берем, какой либо ориентир около поворотной точки и присваиваем имя точке поворота.
Все с первым листом (VPP), мы разобрались. Переходим ко второму листу.
1. Publications affecting this voyage. Используемая “литература”.
a) Routing chart required to be used: номер сезонной карты.
б) Local regulations are observed (CRF – Code Federal Regulation): учли ли
вы местные правила и информацию.
в) B.A. Currents Atlas (Y/N): учли ли вы Атлас Течений.
г) B.A. Light list: номера используемых пособий и их страницы.
д) Ship’s Routing: толстая книга с рекомендациями по планированию
прокладки в узостях, прибрежных зонах и океанскому переходу.
Вписываем главы и страницы, которые мы использовали.
2. Reporting points V.T.S.: записываем все районы и названия V.T.S., которые вы будете проходить за время вашего перехода. Так же координаты связи с порт контролем при подходе к порту.
3. Так же будьте уверены в том, что все необходимые пособия на ваш переход у вас есть и откорректированы или заменены на новые.
а) SOPEP – VRP(vessel responsible plan) Involved, requirements applied:
план по предотвращению загрязнения моря. Да или нет.
б) B.A. Sailing direction: номера используемых книг и страницы.
в) B.A. List of radio signals: какие пособия были использованы и страницы.
г) B.A. Tide tables: так же номера и страницы. Обычно портовые приливы
и отливы.
4. Approaching pilot / Anchoring. Лоцманская проводка или постановка на якорь.
а) Engine Stand by Position: Указываем координаты перехода машины в
маневренный режим.
б) Pilot boarding position: Указываем координаты приема лоцмана.
г) Anchorage position: Если на якорь, указываем координаты.
д) Связь с лоцманом и портовыми службами.
VESSEL SQUAT CALCULATION
Эти таблицы и формулы я взял из книги “ BROWN’S NAUTICAL ALMANAC ”
В этих вырезках указаны формулы и таблица расчетов “ VESSEL SQUAT”. Начнем с того для чего это нужно.
Необходимо знать проседание судна при определенной скорости на мелководье. Т.е. вы при прокладке перехода судна находите самое мелкое место на карте по курсу и вычисляете проседание судна. Существуют три вида расчета “ VESSEL SQUAT”.
Первоначально для всех видов необходимо указать такие пункты:
LOA – Длина судна.
BEAM – Ширина судна
DRAFT – Максимальная осадка. Обычно это корма.
DISPL – Водоизмещение
Далее следует формула вычисления блока коэффициента(СВ).
СВ.= DISPL / L x B x Draft= …..
Все, мы вычислили общие данные, теперь можно приниматься за три варианта.
1. Для вычисления на мелководье.
Squat (confined waters) max (m) = 2 x CB x V² / 100=….м
где V² - скорость судна
2. Для вычисления в открытом море.
Squat (open waters) max (m) = CB x V² / 100=….м
3. Для лоцманской проводке. Которую мы не используем, но вы можете
по необходимости найти эти правила расчетов в выше указанной мною
книжке.
Получили Squat. С этими данными заходим в таблицу “ BROWN’S NAUTICAL ALMANAC ”, выбираем тип судна, на котором вы совершаете свое путешествие и по Squat, выбираем скорость судна.
(DINAMIC) UNDER – KEEL CLEARANCE.
1. Limit Depth Location: координаты самой малой глубины на курсе.
2. ETA at Location: предполагаемое время прибытия в точку мели.
3. MAX permissible transit speed at limit depth location: указывается скорость прохождения над этой точкой, по данным после расчета Squat.
I. MIN depth at chart datum: минимальная глубина указанная на карте.
a) Height for the Tide LW: Изменение глубин в результате приливов или
отливов. Результат добавляется к глубине снятой с карты.
b) Allowance for accuracy of hydrographical data and tidal prediction:
погрешность в измерениях глубин дна, можно предположить и взять в
среднем погрешность как 10 (см).
c) Allowance for nature and stability of the bottom: изменение рельефа дна в
следствии, каких либо сейсмических явлений. Можно предположить
погрешность 10(см).
d) Allowance for reduction of depth occur pipelines: наличие донных
трубопроводов в местах прохождения судна.
e) Allowance for sea state and weather: волнение моря. Смотрим по прогнозу
погоды или при легком волнении можно взять величину 50(см).
MIN anticipated controlled depth (A): минимальная глубина которую мы ожидаем с учетом всех уже имеющихся факторов.
II. MAX static mid-ships draft at water density = 1,025 t/M3: изменение осадки
судна вследствие изменения плотности воды в точке мели.
f) Allowance due to anticipated change of density & associated change of trim:
изменение осадки судна вследствие изменения дифферента.
g) Increase due to squat & change of trim: значение просчитанного нами
проседания судна.
h) Increase due to list / heel: изменение осадки судна в следствии крена.
i) Allowance for hogging / sagging & accuracy of ship’s draught: прогиб судна
вверх или вниз. Узнайте у старпома или возьмите в среднем 10(см).
Deepest (dynamic) navigation draught (B): максимальная осадка полученная в
результате всех выше указанных расчетов.
ANTICIPATED UNDER-KEEL CLEARANCE (A - B) = при вычитании А – В=
получаем расстояние от дна до киля судна.
Sources of information and publication consulted: какими картами и пособиями которыми пользовались.
1. номер карты
2. номер, стр. таблицы приливов
3. Номер, стр. Sailing direction.
Все! Теперь осталось только собрать подписи штурманов и ваш (VPP) готов!