Задание представляет собой модифицированные задачи из диссертационного исследования Макартур (McArthur, 1970 // Нис-бетт, 2000). Необходимо опросить по одному испытуемому по каждому из опросников А, В и С. Если группа достаточно велика, работу можно разделить. Опросник А содержит простые описания поведения людей, состоящие из одной фразы. Опросник В содержит подсказки, облегчающие атрибуцию причинности; обе версии требуют от испытуемого однозначного ответа по определенному формату. Версия С предполагает, что испытуемый даст объяснение поведения в свободной форме. Помечайте для себя все вопросы, замечания и сомнения испытуемых.
Опросник А
Инструкция испытуемому: «На этом листе приведены описания поведения нескольких человек. Попытайтесь представить себе это поведение и определить его наиболее вероятные причины. Вы можете выбрать из следующих трех вариантов: причиной поведения является сам действующий человек, его личностные особенности или способности; причиной поведения является другой человек или предмет; причиной поведения является целостная ситуация. Вы можете называть одну или две причины*.
Примеры поведения | Личность | Другой чело нас пли предмет | Ситуации |
1. Алексей неправильно перевел предложение | |||
2. Марина опоздала на лекцию | |||
3. Володя подарил сестре канарейку | |||
4. Ольга приобрела себе новый автомобиль | |||
5. Анна устроилась на работу в банк | |||
6. Игорь смеется над комедией | |||
7. Во время танца Николай наступил Светлане на ногу | |||
8. Василий Петрович отказался идти с женой в магазин |
Опросник В
Инструкция испытуемому: «На этом листе приведены описания поведения нескольких человек. Попытайтесь представить себе это поведение и определить его наиболее вероятные причины. Вы можете выбрать из следующих трех вариантов: причиной поведения является сам действующий человек, его личностные особенности или способности; причиной поведения является другой человек или предмет; причиной поведения является целостная ситуация. Вы можете называть одну или две причины».
Примеры поведения | Личность деятеля | другой человек или предмет | Ситуация |
1. На этот раз Алексей неправильно | |||
2. Как и ее однокурсники, в четверг | |||
3. Володя наконец-то подарил сестре канарейку | |||
4. Муж Ольги упомянул, что она | |||
5. После длительных поисков Анна | > | ||
6. Игорь смеется всякий раз, когда | |||
7. Во время танца Николай трижды | |||
8. В эту субботу Василий Петрович отказался идти с женой в магазин |
Опросник О
Инструкция испытуемому: *На этом листе приведены описания поведения нескольких человек. Попытайтесь представить себе это поведение и определить его наиболее вероятные причины. Запишите эти причины в свободной форме. Используйте столько свободного места, сколько вам понадобится»:
1. Алексей неправильно перевел предложение._______________________________________________
2. Марина опоздала на лекцию.
3.. Володя подарил сестре канарейку.
4. Ольга приобрела себе новый автомобиль.
5. Анна устроилась на работу в банк.
Свободные ответы испытуемых на задания опросника С следует закодировать. Обычно используются схемы кодирования, основанные на лингвистических индикаторах двух основных причин поведения - личности и ситуации (McGill, 1989). Для сопоставимости данных, полученных с помощью всех трех опросников, следует выделить также категорию «объект», т. е. другой человек или предмет, на который направлено действие. Объяснение «она ненавидит его, потому что он грубый» содержит «объектный» индикатор (ом заставляет деятеля ненавидеть) и кодируется как объектное объяснение. То же самое касгСется предложения «он не смог перевести предложение, потому что оно было очень трудным». Объяснение «рна купила машину, потому что всегда хотела этого» предполагает опущенный индикатор деятеля (она хотела этого) и кодируется как личностное. Объяснение «она опоздала на лекцию, потому что общественный транспорт плохо ходит» является ситуационным. Все, что вы не сможете закодировать наверняка, оставьте для обсуждения в аудитории.
По результатам исследования составьте таблицу в процентах:
ВерсияА | Версия ВВ | Версия С | |||||||
задачи | Личн. | Объект | Сит. | Личн. | Объект | Сит. | Личи. | Объект | Сит. |
По всем задачам |
Вопросы;
1. Какие объяснения причин поведения доминируют в полученных данных? Как изменились ответы испытуемых на опросник А при добавлении уточняющей информации в версии В? Как можно объяснить эти изменения?
2. Что изменилось в объяснениях испытуемых, когда формат ответов стал свободным (версия С)? Стали ли объяснения менее однозначными? С какими трудностями сталкивались испытуемые в попытке дать объяснение? Какие ответы испытуемых не удалось закодировать и почему?
Литература:
Джонс Э. Э., Нисбетт Р. Э. Действующее лицо и наблюдатель: различия в восприятии причин поведения // Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. СПб.: Питер, 2000.С 149— 164.
6.