Организационно-методические аспекты применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза




Проведенный теоретический анализ проблем активизации и применения компьютерной графики в учебно-творческой деятельности студентов, представленный в первой главе диссертации, был апробирован в процессе практической педагогической деятельности в Уральском государственном педагогическом университете (УрГПУ) в период с 2007 года по 2013 год.

На начальном этапе опытно-поисковой работы было выявлено, что организация технологии активизации учебно-творческой деятельности в образовательном процессе вуза имеет ряд трудностей, связанных с графическим представлением учебно-творческой задачи и поиском возможных ее решений. В ряде случаев это приводило к снижению мотивации обучаемых. Поэтому было предложено реализовывать графическую деятельность с помощью средств компьютерной графики.

В результате изучения психолого-педагогической литературы не было получено ответа на вопрос о том, как усовершенствовать организационную структуру и содержание процесса применения компьютерной графики для активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза и каковы механизмы данного процесса. Это явилось причиной организованного педагогического наблюдения за развитием учебно-творческой деятельности студентов в образовательном процессе, что позволило сформулировать проблему исследования, уточнить цель, определить границы объекта и предмета исследования. Была разработана научная гипотеза диссертационного исследования, формулированы задачи и выбраны методы исследования.

Опытно-поисковая работа проводилась в период с 2007 по 2013 годы на базе УрГПУ. Отдельные положения гипотезы поверялись также в процессе организации учебно-творческой деятельности студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ, 2010-2013), студентов Шадринского государственного педагогического института (ШГПИ, 2010-2013), и Института международных связей г. Екатеринбург (ИМС, 2010-2012), а также в процессе проведения курсов повышения квалификации педагогов дополнительного образования во Дворце молодежи Свердловской области (2010-2013). Всего в опытно-поисковой работе приняли участие 410 человек: студенты и магистранты из высших образовательных учреждений разных направлений подготовки и педагоги дополнительного образования. Из них:

1. в УрГПУ: студенты специальностей 050706 «Педагогика и психология» – 75 человек, 050708 «Педагогика и методика начального образования» и направления подготовки 050100 «Педагогическое образование» профиля «Начальное образование» – 146 человек, а также магистранты 050100 «Педагогическое образование» профиля «Педагогические технологии развития креативности» в составе 50 человек;

2. в РГППУ: студенты специальности 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)» специализации «Дизайн интерьера» и направления подготовки 051000 «Профессиональное обучение (по отраслям)» профиля «Декоративно-прикладное искусство и дизайн» – 45 человека;

3. в ШГПИ: направление подготовки «Дизайн» – 54 человека;

4. в ИМС факультета международных экономических отношений: студенты направления подготовки 080100 «Экономика» (в процессе преподавания дисциплины «Иностранный язык») – 20 человек.

5. во Дворце молодежи Свердловской области: педагоги дополнительного образования, обучавшиеся на курсах повышения квалификации, в составе 20 человек.

Изучение особенностей организации педагогических технологий активизации творчества и применения компьютерной графики в учебно-творческой деятельности студентов вуза в течение 2007–2009 гг. привело к идее разработки новой методики. Проблема нашей опытно-поисковой работы состояла в определении компонентов методики применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза. Объектом опытно-поисковой работы был определен процесс активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза, а ее предметом являлось применения компьютерной графики в педагогической технологии активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза. Цель опытно-поисковой работы состояла в проверке истинности положений, выдвинутых в гипотезе в ходе теоретического анализа.

На первом этапе нашего исследования (2007-2008) был проведен анализ учебно-творческой активности студентов и возможностей ее повышения, а также форм, методов и средств организации учебно-творческой деятельности [17] в образовательном процессе ИПиПД и ИПс УрГПУ на занятиях по дисциплинам «Основы инноватики» и «Методология развития креативности» соответственно.

Основными методами на этом этапе исследования были педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, анализ результатов учебно-творческой деятельности студентов. Было выявлено, что для организации учебно-творческой деятельности использовались различные эвристические методы и элементы известных технологий активизации творчества, но наибольшая активность студентов была зафиксирована при использовании ассоциативно-синектической технологии (АСТ) активизации учебно-творческой деятельности студентов, разработанной С.А. Новоселовым. При этом на этапе её реализации, связанном с графическим воплощением образов и построением композиции у студентов зачастую возникали трудности, так как не все из них обладали сформированными на достаточном уровне навыками художественной деятельности. В частности, процесс создания композиции вызывал трудности в связи с неумением студентов видоизменять выбранные для композиции объекты, их размеры, их расположение в композиции. Таким образом, в учебно-творческой деятельности студентов при работе с изображениями использовались различные эвристические методы.

Осмысление данных трудностей привело к идее использования средств компьютерной графики. Таким образом, поиск решения возникшей проблемы в процессе учебно-творческой деятельности для студентов с недостаточно сформированными навыками изобразительной деятельности был организован на начальном этапе опытно-поисковой работы в направлении выявления способов активизации их учебно-творческой деятельности, повышения их мотивации к творчеству посредством применения в учебно-творческом процессе средств компьютерной графики.

Применение компьютерной графики можно рассматривать в двух аспектах: аппаратном (система графического планшета) и программном обеспечении (графические редакторы) [50, 143]. Рассмотрение системы графического планшета было обусловлено распространением его применения в профессиональной художественно-творческой деятельности дизайнеров, художников. Система графического планшета включает в себя планшет, мышь и перо, тем самым заменяя привычный лист бумаги и карандаш. Изображение сразу оцифровывается и хранится в памяти компьютера. Если сначала рисовать на бумаге, а потом сканировать и проводить обработку изображения, то затрачивается значительное количество времени и труда, поэтому мы предположили, что система графического планшета позволит нам миновать эти трудности.

Работа с графическим планшетом организовывалась следующим образом: на компьютере запускалась программа (графический редактор), подключался планшет и при помощи пера создавались рисунки. Перо можно было заменить манипулятором «мышь».

В результате изучения дидактических возможностей применения системы графического планшета мы пришли к следующим выводам. Во-первых, размер чувствительной области планшета, размер монитора и размеры изображения в графическом редакторе не всегда совпадают, что приводит к потере курсора из-за его абсолютного позиционирования и последующей дезориентации в работе. Связано это с тем, что, водя пером по планшету, человек не видит нарисованный объект, так как изображение воспроизводится на мониторе. Наблюдалась несогласованность в работе координации руки с пером и глаз с монитором. Чтобы это преодолеть данную несогласованность, необходимо регулярно упражняться, что сделать в условиях учебного процесса затруднительно [48].

Во-вторых, для обеспечения одного учебного места на одного студента соответственно понадобится один компьютер с системой графического планшета. При обучении будущих художников и дизайнеров наличие компьютерного класса с графическими планшетами обусловлено необходимостью подготовки современного конкурентоспособного специалиста. Мы в своем исследовании ведем речь об активизации творческих способностей студентов не художественного направления подготовки, и поэтому экономически не целесообразно использование системы графического планшета.

После установления факта недостаточной эффективности системы графического планшета опытно-поисковая работа была организована в новом направлении – с акцентом на реализацию идеи активизации учебно-творческой деятельности студентов в педагогическом вузе посредством использования только программного обеспечения обработки графики при решении учебно-творческих задач [53].

При сравнении графических редакторов учитывались следующие характеристики: вид графики, тип лицензии, возможность работы со слоями и сохранение в формате psd. Стоит отметить, что сохранение в формате psd – важный параметр, так как если необходимый функционал отсутствует в одном графическом редакторе, то файл формата psd можно открыть в другой программе и обработать без потери информации. В таблице представлены результаты анализа различных программ по обработке компьютерной графики (см. Таблица 5) [50].

Формат файлов psd позволяется работать со слоями при создании композиции и делает возможным размещение её элементов отдельно друг от друга на разных слоях, так чтобы при редактировании они не взаимодействовали [64]. Поэтому критерии работы со слоями и psd-файлами для нас являются ключевыми.

Таблица 5. Сравнение графических редакторов

Название программы Вид графики Лицензия Работа со слоями Формат psd
Adobe Photoshop CS2 и выше растровая 30 дневная полная демоверсия Возможна psd
GIMP растровая Публичная, бесплатная Возможна Поддерживает psd
ArtRage растровая В бесплатной версии отсутствует часть функционала, в частности работа со слоями Есть только в лицензионной версии Поддерживает psd
Corel PaintShop Pro растровая векторная 30 дневная полная демоверсия Возможна Импорт и экспорт в psd.
Corel Draw векторная 30 дневная полная демоверсия Не возможно Импорт и экспорт в psd.

 

При работе с векторной графикой нарисованные объекты существуют независимо друг от друга, то есть в любой момент можно отредактировать, поправить любой элемент. Но формат файлов psd не подходит для сохранения векторной графики, поэтому необходимо выполнять функции импорта и экспорта для работы с растровой графикой.

Программа Corel PaintShop Pro предназначена для обработки фотографий и поддерживает работу со слоями, но у нее есть свой основной формат сохранения файлов, как и у программы Corel Draw, но при этом можно импортировать и экспортировать формат psd. Это профессионально-ориентированное программное обеспечение в области графики и дизайна, в котором можно качественно воплотить и обработать любую графическую идею. Нас же интересуют условия, при которых можно реализовать данную идею.

Программа ArtRage проста в использовании, что нельзя сказать относительно GIMP с его многочисленными панелями инструментов, в которых легко запутаться [52].

При сравнении функциональных возможностей графических редакторов мы руководствовались указанными в первой главе трудностями, возникающими при составлении композиции, разрешение которых возможно при помощи следующих функций графических редакторов: прозрачности, поворачивания объектов, масштабировании, зеркальном отображении, перемещении, изменении части изображения, задании текстуры и имитации живописных техник. Прозрачность фона позволяет видеть изображения, размещенные на других слоях, и располагать графический образ в нужном месте относительно других объектов. По этой причине наличие свойства прозрачности слоя в графическом редакторе является для нас одним из важнейших.

Программа ArtRage предназначена для рисования объектов и картин, поэтому её функционал по обработке изображения очень скуден, в частности нет возможности повернуть изображение, изменить его часть.

Исходя из проведенного анализа сравнения графических редакторов и их функционала (см. Таблица 6), можно сделать вывод о том, что наиболее подходящими программами для создания композиций в технологии активизации учебно-творческой деятельности являются графические редакторы Adobe Photoshop, GIMP и PaintShop, так как они схожи по выполняемым действиям. Выбор той или иной программы зависит от учебного заведения и предпочтений преподавателя. В своем исследовании мы организуем активизацию учебно-творческой деятельности при помощи программы Adobe Photoshop.

Перед началом компьютерных занятий следует удостовериться в том, что студенты умеют работать с манипулятором «мышь», копировать и вставлять информацию. Данные знания и умения студентов формируются при изучении основ информатики и вычислительной техники в среднем образовательном учреждении, по окончании которого они поступают в высшее учебное заведение, и в рамках дисциплин «Информатика» или «Математика и информатика» в вузе. Поэтому каждый студент потенциально готов к применению компьютерной графики в учебно-творческой деятельности.

Таблица 6. Сравнение графических редакторов для составления композиции

Название программы Прозрачность Поворот листа, изображения Изменение части изображения Изменение текстуры и тона
Adobe Photoshop CS2 и выше Прозрачность слоя и листа Можно повернуть, изменить размеры, масштабировать. Для изображения доступен наклон. Фильтр пластика Фильтры текстура, штрихи и т.д.
GIMP Прозрачность слоя и листа Возможно   Возможно
ArtRage Прозрачность слоя. Для листа возможны варианты: лист бумаги, металла и т.д. Лист можно повернуть, я изображение нет. Не возможно, только перерисовать Тип текстуры выбирается в настройках кисти до начала рисования
Corel PaintShop Pro Поддерживается Поддерживается Да Да
Corel Draw Поддерживается Поддерживается Да Да

 

Разработка алгоритма применения компьютерной графики в ассоциативно-синектической технологии с целью активизации учебно-творческой деятельности студентов стала главным содержанием опытно-поисковой работы в период с 2008 года по 2009 год.

В учебно-творческом процессе ассоциативно-синектической технологии студентам демонстрировали примеры выполненных работ: итоговое стихотворение, композицию к нему и изобретение, полученное в результате. Было решено дополнить этот процесс динамическим показом деформации каждого образа и составления композиции с использованием средств компьютерной графики.

Нами предложена и теоретически описана в первой главе возможность применения компьютерной графики в обучении, и в частности мультимедиа технологии, предлагается использовать демонстрацию динамичных компьютерных образов, в которых сначала показан процесс преобразования графических образов, подобранных к трехстишиям, в образы-части композиции и заканчивается работа созданием единой композиции. Демонстрация динамичных компьютерных образов позволит сформировать у студентов представление о том, какие композиции в дальнейшем мы будем составлять.

При создании динамичных компьютерных образов использовалась flash-технология, позволяющая преобразовывать графические изображения посредством векторного морфинга. Итоговая демонстрация воспроизводится в любом плеере [106]. Продолжительность разработанных последовательностей динамичных компьютерных образов составляет 2 минуты, всего их создано 4. Демонстрация такого количества динамичных компьютерных образов нами оценивается как достаточная для формирования представлений о дальнейшей деятельности. Учитывая организационную составляющую по настройке технического оборудования и непродолжительное обсуждение, на весь показ можно отвести около 10-15 минут аудиторного времени.

Демонстрация динамичных компьютерных образов позволит показать, как различные образы можно соединить в единое целое, в выразительную композицию. На этом не заканчивается знакомство с возможностями объединения разных образов в единое целое, оно продолжается на последующих занятиях в форме консультирования с преподавателем.

Организация показа демонстраций возможна двумя способами: на лекции одновременно для всех студентов или на занятиях в компьютерном классе. Достоинством первого способа является одновременное демонстрирование всему контингенту студентов, а недостатком – организация обсуждения показанного материала в многочисленной аудитории, поэтому лучше показ проводить в конце лекции, чтобы студенты могли задать вопросы.

Второй способ предполагает знакомство с основами создания композиций в начале первого занятия в компьютерном классе при помощи показа динамичных компьютерных образов. При этом количество показов и время обсуждения можно не ограничивать и выстроить занятие в соответствии с темпом малой группы. Выбор того или иного способа организации демонстрации остается за преподавателем, который руководствуется наличием определенной технической базы учебного заведения и собственным предпочтением.

В соответствии с проведенным анализом и выделенными уровнями активности была разработана теоретическая модель активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза, приведённая в первой главе диссертационного исследования, которая позволяет реализовать главную идею применения компьютерной графики – дополнение алгоритма технологии активизации творчества новыми этапами, на которых происходит создание визуальной композиции при использовании средств компьютерной графики. Работа по созданию композиций, как решение учебно-творческих задач, проходит через три этапа, соответствующих трем уровням учебно-познавательной активности: репродуктивно-подражательному, поисково-исполнительскому, творческому (см. Таблица 4). Опишем реализацию данных этапов.

Поскольку в качестве средства обучения используются средства компьютерной графики, то наиболее приемлемой формой обучения является лабораторная работа в компьютерном классе. Лабораторная работа направлена на освоение студентами определенных видов, способов и методов деятельности с помощью специального оборудования – компьютера. По этой причине студенты делятся на подгруппы, численностью по 12-17 человек, в зависимости от вместимости помещения из соотношения одно рабочее место для одного человека.

На лабораторных занятиях студенты учатся работать в графическом редакторе, создавать и сохранять изображения, приобретают практические навыки составления композиций посредством их анализа, обобщения и критической оценки. В начале каждого занятия ставится цель занятия, предъявляется план лабораторной работы, в конце занятия результат выполнения работы фиксируется в виде сохраненной композиции.

Планируемая деятельность студентов на первом занятии носит репродуктивно-подражательный характер, так как его целью является ознакомить обучаемых с графическим редактором, интерфейсом, инструментами и возможностями. По этой причине студентам предлагается выполнить пошаговую инструкцию по созданию композиции [107].

Напомним, что на первом занятии в компьютерном классе студентам можно ещё раз продемонстрировать flash-фильмы по преобразованию графических образов и их соединению в единую композицию. Затем предлагается ознакомиться с «искусственным стихотворением» и составить композицию из визуальных образов, подобранных к хайку (см. Таблица 7).

При этом в описании лабораторной работы приводится стихотворение, составленное из хайку, а в конце и сама композиция, созданная автором стихотворения. Так как занятие является первым из цикла лабораторных работ, то студентам предоставляется выбор либо составить точно такое же объединение образов, либо, воодушевившись стихотворением, воплотить свое видение в иной композиции. Отметим то факт, что набор из хайку, образов, стихотворения и итоговой композиции является вариативным и может быть заменен любым другим.

Для создания композиции в программной среде студенты научились поворачивать образы, масштабировать их, отображать, перемещать, изменять часть изображения. В качестве программного обеспечения была выбрана программа Adobe Photoshop, так как она позволяет выполнять следующие действия, необходимые для решения задач образного представления объектов творчества:

· составление композиции из образов-слоев или копий;

· удаление части образа или дорисовывание;

· поддержка прозрачности;

· поворот и трансформация объектов;

· изменение части образа (Фильтр «Пластика»);

· задание тона и текстуры;

· отмена действий и продолжение работы после сохранения в формате psd.

 

 

Таблица 7. Хайку и подобранные к ним изображения

Исходные хайку Графический образ
Ничегошеньки нет в моем доме‑ Только прохлада И душевный покой…   Исса окно.psd
Прохладный денек. Облака, будто горные пики, ‑ Повыше, пониже…   Исса горы.psd
«О-о-о-у!» ‑ летит Отголосок печального зова. Бродит олень в ночи…   Басё олень.psd
Гусь, дикий гусь, Скажи, сколько лет ты летаешь За леса, за море?   Исса гусь.psd

 

Все лабораторные занятия в компьютерном классе заканчивались созданием композиции к стихотворению. С одной стороны, мы получали завершенный процесс работы по комбинирование объектов: из хайку и танка – стихотворение, из графических образов – композицию. А с другой стороны, создавалась ситуация успеха, студент приобретал новый для себя результат, качество которого повышалось за счет использования компьютерных технологий, получал удовольствие от выполненной работы, и это состояние запоминалось и переносилось на следующее занятие. Сложность проделываемых действий возрастала постепенно от занятия к занятию так, чтобы постоянно активизировать учебно-творческую деятельность с целью достижения более высокого творческого уровня.

На втором занятии предлагалось провести преобразование предложенных образов с целью поиска и выражения нового смысла. Реализовалось это при помощи двух упражнений.

Первое упражнение выполнялось устно: приводились видоизмененные изображения одного и того же образа рыбы, полученные после применения фильтра «искажение» (см. Таблица 8). Задача студентов состояла в том, что необходимо было подобрать к искаженным изображениям соответствующую эмоцию или состояние, которые они вызвали.

Задача педагога состояла в том, чтобы организовать и стимулировать поисковую деятельность, помочь в уточнении описания эмоционального состояния, побудить к обсуждению, активизировать мыслительную деятельность обучаемых. Цель считалась достигнутой, если студенты включались в обсуждение, выдвигали свои гипотезы. Необычным в данной деятельности являлось установление соотношения между эмоциональным состоянием и вариацией применения инструмента «искажение» к графическому образу.

Таблица 8. Варианты искажения образа

1. Волна тип Синусоида 2.Дисторсия выпуклость или вогнутость
3. Зигзаг стили: вокруг центра, от центра, круги на воде 4. Искривление (Повторить граничные пикселы)
5. Полярные координаты (полярные в прямоугольные) 6. Полярные координаты (прямоугольные в полярные)
7. Рябь 8. Сферизация
9. Скручивание против часовой стрелки 10. Скручивание по часовой стрелке

 

Второе задание было направленно на формирование умения преобразовывать имеющийся образ в заданный объект. Задание звучало следующим образом: необходимо изменить рыбу (см. Рисунок 2) так, чтобы получилась птица, используя изученные возможности программы.

Рисунок 2. Исходный образ рыбы

В результате получилось множество не похожих друг на друга птиц, при этом студенты соотносили их с определенным видом. Далее в таблице представлено несколько студенческих работ, явившихся результатом выполнения упражнения (см. Таблица 9).

Таблица 9. Студенческие работы

дятел сова
тукан попугай
воробей страус или пеликан

На втором занятии, как и на первом, предлагался набор из хайку, графических образов, одним из которых является вышеупомянутая рыба, превращенная в птицу, и стихотворения. Отличие заключается в том, что отсутствует итоговая композиция. Перед студентами ставилась задача не только создать композицию (это они делали на первом занятии), но и исказить образы, найдя в них новый смысл, и объединить их в единое целое [47].

Третье занятие соответствует уровню творческой активности, подразумевающей создание собственных графических образов, отбор изображений на основе соответствия стихотворной форме и самостоятельное составление композиции, реализующей поиск объединяющего целого.

На предыдущих этапах реализации алгоритма АСТ студентами проводилась работа по отбору хайку и танка и написанию собственного стихотворения на их основе, поэтому на третье занятие студенты приходят уже с написанным стихотворением.

Задача студентов состоит в создании графических образов к отобранным хайку, и для этого предлагается использовать метод «графического калейдоскопа», разработанный Л.Е. Шмаковой [193]. Целью метода является преодоление познавательно-психологического барьера обучаемых, связанного с опасениями нарисовать композицию, недостойную внимания других. Этот барьер снимается за счет рисования закрытыми глазами и последующего поиска новых образов в случайном переплетении вслепую нарисованных линий, в большей степени отражающих стихотворный образ. В плане лабораторной работы описана реализация метода с использованием средств компьютерной графики. Создается новый лист и максимально освобождается рабочее пространство экрана для рисования закрытыми глазами (см. Рисунок 3).

Рисунок 3. Рисование закрытыми глазами

Для поиска образа в нарисованных линиях студенты могут поворачивать лист, отображать его и наклонять. Как только образ будет увиден студентами, то его надо зафиксировать: перенести на новый слой, обвести более толстой линией, удалить лишние элементы. Отметим, что на одном листе можно найти несколько образов. Для поиска следующего образа студентам предлагается повторить «графический калейдоскоп». В результате должен быть найден образ, являющийся сквозной идеей всей композиции, которая объединяет в единое целое разрозненные, противоречивые образы, создавая единую композицию.

Если студенты испытывают затруднения в поиске объединяющего образа или не могут выстроить визуальный ассоциативный ряд, то им предлагается отобрать необходимые образы из заранее подготовленной базы графических изображений. Студенты могут выбрать понравившиеся им зарисовки, абстракции, совсем не обязательно, чтобы композиция была фотографией стихотворения. Если необходимый образ не подобран, но учащийся мысленно его представляет, педагог предлагает преобразовать какое-либо изображение из имеющихся при помощи операций искажения или пластичного изменения.

После нахождения объединяющего образа переходим к созданию графической композиции с использованием навыков, полученных в предыдущих работах.

Как показывает опыт проведения лабораторных работ с применением средств компьютерной графики, студентам не хватает одного занятия для создания визуального проекта для своего стихотворения. Это связано с поиском объединяющего образа и с захлестнувшим чувством азарта, которое может проявляться в желании доработать и улучшить свою композицию. Поэтому было решено выделить два аудиторных занятия для выполнения третьей работы и предложить студентами самостоятельно доработать композицию во внеаудиторное время.

Результаты наблюдения указывают на то, что наибольшую трудность в выполнении лабораторных работ вызывает рисование с закрытыми глазами, также не хватает знаний и умений для работы с текстурой, светом и цветом.

Обобщая опыт апробации введения новых этапов с применением средств компьютерной графики в структуру АСТ и их реализации в форме лабораторных работ, следует отметить, что в целом результат оказался положительным, состоялось включение всех студентов в учебно-творческую деятельность, удалось сократить время создания графической композиции. При этом не выявлено особенностей новых этапов, которые ограничивали бы их внедрение.

Главным содержанием опытно-поисковой работы в период с 2009 года по 2011 год стала проверка возможности применения разработанной методики в процессе организации учебно-творческой деятельности студентов различных направлений подготовки, а также проверка ее универсальности при использовании в различных учебных дисциплинах.

Для того чтобы облегчить процесс создания композиции, лабораторные работы были дополнены описанием способов задания цвета, текстуры, изменения яркости и контрастности, которые необходимы, чтобы дополнить композицию, расставить акценты, стилизовать под различные техники рисования. Данная информация выполняет функцию справочного материала, студенты могут руководствоваться ею в процессе создания композиции на каждом занятии. Преподавателю следует заранее познакомиться с этой информацией, чтобы консультировать студентов и помогать в реализации световых и теневых эффектов.

Проведенное анкетирование выявило, что реализация метода «графический калейдоскоп» вызывала определенные затруднения у ряда студентов. Сложность возникала при попытках увидеть образ в нарисованных с закрытыми глазами линиях. Поэтому было решено добавить в лабораторной работе №3 упражнение под названием «Рандомное рисование», теоретическое описание которого приводилось в первой главе.

Студенты открывают программный продукт, разработанный на основе flash-технологии, перемещение курсора задает направление рисования произвольных линий, сопровождаемых случайными завитками. Через несколько секунд узор плавно исчезает, в этот момент обучаемый может зафиксировать понравившееся изображение, либо продолжить создавать узоры, поскольку процесс рисования непрерывен. Толщина линий, количество завитков в узоре зависит от того, с какой скоростью студент перемещает курсор (см. Рисунок 4).

Фиксацию изображения можно осуществить при помощи клавиши «Print Screen» либо программы, реализующей мгновенный захват экрана и сохранение в файл, к примеру, ScreenMaster. В случае с клавишей «Print Screen» изображение помещается в буфер обмена, вставить его необходимо в новый файл в программе Adobe Photoshop. Далее из полученного изображения можно выделить увиденный образ и обработать его либо использовать в качестве фона всей композиции и разместить на нем ранее подготовленные образы.

После внесения дополнений в технологию было решено продолжить ее внедрение при изучении дисциплины «Основы инноватики» студентами УрГПУ направления подготовки «Педагогическое образование» с целью установления факта принятия методики и активизации учебно-творческой деятельности студентов. Наблюдение и анкетирование, проведенное перед началом и в конце использования средств компьютерной графики, показало, что заинтерисованность студентов возросла, увеличилось количество найденных студентами образов и идей по составлению композиции, при этом уменьшилось число вопросов, связанных с изменением контрастности, заданием текстур.

Поскольку внедрение новых этапов с применением средств компьютерной графики в структуру АСТ в учебном процессе студентов направления подготовки «Педагогическое образование» приводит к положительным результатам, то возникла идея использования разработанной методики в технологии активизации творчества студентов других направлений подготовки. Внедрение технологии осуществлялось на занятиях по дисциплине «Иностранный язык», преподаваемой студентам ИМС факультета международных экономических отношений и повлияло на их учебно-творческую деятельность: наблюдался повышенный интерес к проделываемой работе, высказывались различные идеи и фантазии, как получилась гора из лягушек и дынь, при этом задуманные композиции студенты реализовывали самостоятельно.

Нам также было интересно мнение преподавателя английского языка, который отметил необычность использования компьютерной графики на дисциплине, не связанной с информационными технологиями, и хорошее описание лабораторных работ, облегчающее организацию учебного процесса. Педагог указал и на изменение мотивации студентов, их активное участие в коллективном обсуждении, проявленную студентами самоорганизацию при составлении композиции.

Таким образом, проверка эффективности применения ассоциативно-синектической технологии с использованием средств компьютерной графики проводилась на различных дисциплинах со студентами разных направлений подготовки и показала положительные результаты, что свидетельствует о возможности использования компьютерной графики в составе алгоритма АСТ вне зависимости от направления подготовки.

Также осуществлялась проверка методики применения компьютерной графики в алгоритме АСТ в процессе организации учебно-творческой деятельности студентов художественных направлений подготовки. Несмотря на то, что студенты обладают художественными навыками для составления композиции, учитывая современную информатизацию общества и будущей профессиональной сферы, они должны уметь воплощать графические идеи с помощью информационных технологий. Поэтому апробация проводилась в РГППУ и ШГПИ на направлении подготовки «Дизайн», где использование АСТ в учебном процессе практикуется уже несколько лет.

Результаты наблюдения и мнение преподавателей совпадают и свидетельствуют о том, что студенты проявляли заинтересованность в применении компьютерной графики, осознавая профессиональную необходимость. Открытием как для студентов, так и педагогов явилось «рандомное рисование», которое позволяет создавать композиции «на ходу» и обдумывать новые идеи.

Формирующий эксперимент проводился в период с 2011 года по 2013 год в Уральском государственном педагогическом университете в Институте педагогики и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: