Тема: «Человек и общество».
КЛЮЧ
Часть I | 1 – вариант | 2 – вариант | |
А1 | |||
А2 | |||
А3 | |||
А 4 | |||
А5 | |||
А6 | |||
А7 | |||
А8 | |||
А9 | |||
А10 | |||
А11 | |||
А12 | |||
А13 | |||
А14 | |||
А15 | |||
А16 | |||
А17 | |||
А18 | |||
А19 | |||
А20 | |||
Часть II | |||
В1 | 2314 – 1 балл | 2314– 1 балл | |
В2 | 42132 – 2 балла | 12221 2 балла | |
В3 | 112– 1 балл | 112– 1 балл | |
В4 | 125– 1 балл | 23– 1 балл | |
В5 | 35 - – 1 балл | 45 -– 1 балл | |
Часть III | |||
С1 | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) сущность глобальных проблем современности; 2) основные причины возникновения глобальных проблем современности; 3) последствия современного этапа научно – технического прогресса; 4) условие, углубляющее глобальные проблемы современности; 5) взаимообусловленность связей глобальных проблем друг с другом; 6) основные группы глобальных проблем. Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | Могут быть выделены и озаглавлены следующие смысловые фрагменты: 1) сущность понятия «малая социальная группа»; 2) значимость изучения малой социальной группы; 3) основные признаки малой социальной группы; 4) количественные показатели малой социальной группы; 5) виды малых социальных групп. Возможны иные формулировки пунктов плана не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. | |
С2 | Правильные ответ должен содержать следующие элементы: 1) сущность глобальных проблем современности: небывалое обострение и углубление в современных условияхсуществовавших ранее противоречий в системе «человек- общество – природа». 2) основные причины возникновения глобальных проблем современности: совершенствование и развитие производительных сил, т.е. результат развития материальной культуры общества; результат социального прогресса. | Правильные ответ должен содержать следующие элементы: 1) определение малой социальной группы: объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми; 2) обстоятельства, обусловливающие значимость изучения малой социальной группы: - в малой группе в наиболее прямой и непосредственной форме возникает и протекает абсолютное большинство процессов взаимодействия; - в малой группе можно обнаружить множество самых разнообразных моделей социальных отношений, которые встречаются в более крупных объединениях. | |
С3 | Может быть приведён следующий ответ на вопрос: глобальные проблемы носят системный характер: каждая глобальная проблема выступает не сама по себе, а как «элемент» структуры всей системы глобальных проблем. | Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. Основные качественные признаки: 1. Контактность 2. Целостность Количественные показатели Нижняя граница размеров группы-3 человека. Оптимальный размер группы –5-12 человек. Верхняя граница размеров группы –20-30 человек. | |
С4 | Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. 1) Общемировые - проблемы предотвращения мировой ядерной войны, развития экономической интеграции. 2) Ресурсные – экологическая, демографическая проблемы. 3) Общечеловеческие - проблемы здравоохранения, образования. Могут быть даны другие примеры глобальных проблем современности. | Правильный ответ должен содержать заполненную таблицу. Формальные– школьный класс, футбольная команда. Неформальные –клуб любителей бардовской песни, болельщики клуба «Зенит». Временные– участники одной конференции, соседи в вагоне поезда. Стабильные– семья, сотрудники одного отдела фирмы. Могут быть даны другие виды малых социальных групп. | |
С5 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) ответ на вопрос: например: в тексте отражена вторая точка зрения (Г. В. Плеханова) – возможность использования естественно – научных знаний для господства над природой. Ответ на вопрос может быть дан в иной близкой по смыслу формулировке. 2) фрагмент текста, например: - «Условия современного этапа развития научно-технического прогресса знаменует собой небывалое совершенствование средств производства, новейшие технологии, что стало основой бесконтрольного и широкого вмешательства человека в природу. Но самое главное здесь – непредвиденные результаты этого вмешательства. Человек покорял природу, не задумываясь о возможных последствиях этой деятельности»; - «Переворот в военном деле, создание оружия массового уничтожения в количествах, угрожающих существованию человеческой цивилизации, с небывалой остротой поставили и проблемы сохранения и выживания этой цивилизации в изменившихся условиях». | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) признаки и количественные показатели, позволяющие сделать вывод о том, что речь идёт о малой социальной группе: - совместная деятельность; - эмоциональная близость; - осознание принадлежности к группе (отличительные особенности); - целостность; - контактность; - размер группы 9 18-20 человек). Указанные признаки могут быть даны в иных близких по смыслу формулировках. 2) фрагмент текста, например: - «Объединение людей, имеющих непосредственный контакт друг с другом, объединенных совместной деятельностью, эмоциональной или родственной близостью, осознающих свою принадлежность к группе и признанных другими людьми»; - «Контактность — это возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом, воспринимать и оценивать друг друга, обмениваться информацией. Целостность определяется как социальная и психологическая общность входящих в группу людей, позволяющая воспринимать их как единое целое»; - «Верхняя граница малой группы (..) обычно не превышает 20—30 человек». | |
С6 | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением. 2) два аргумента (объяснения) например: В случае согласия может быть указано: - решение глобальных проблем современности предполагает остановку научно-технического и экономического развития (замедлить рост населения, отказаться от технологического прогресса, снизить уровень потребления и т.д.), что на практике означает невозможность поступательного, прогрессивного развития общества в целом. В случае несогласия может быть указано: - решение глобальных проблем современности возможно через практическое использование научно-технических открытий и технических новаций с учётом социальных интересов людей, что получает всё большее развитие в мире. Могут быть приведены и иные аргументы. | Правильный ответ должен содержать следующие элементы. 1) выраженность позиции учащегося: согласие или несогласие с высказанным мнением. 2) два аргумента (объяснения) например: В случае согласия может быть указано: - от членов группы человек получает информацию, позволяющую ему правильно воспринимать и оценивать себя; В случае несогласия может быть указано: - группа формирует в человеке конформизм, т.е. индивид, осознанно расходясь в мнениях с группой, тем не менее соглашается с ними, исходя из каких либо соображений. Могут быть приведены и иные аргументы. | |
С1 – 2 балла
С2 – 2 балла
С3 – 2 балла
С4- 3 балла
С5- 2 балла
С6 – 2 балла
ИТОГО – 39 баллов