Решение задач Программы обеспечивается путем проведения соответствующих мероприятий.
Для решения задачи «Модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития» будут проведены следующие мероприятия:
· достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»;
· распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей.
В результате реализации мероприятия «Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на всей территории Российской Федерации будут распространены:
· современные модели доступного и качественного дошкольного и общего образования;
· модели региональных и муниципальных образовательных систем, обеспечивающие государственно-общественный характер управления образованием.
Во всех федеральных округах будут созданы стажировочные площадки для тиражирования опыта и повышения квалификации педагогических и руководящих работников системы образования, ориентированные на удовлетворение образовательных потребностей городского и сельского населения. Повышение квалификации педагогических и руководящих работников системы образования будет, в том числе включать повышение квалификации специалистов для реализации ФГОС общего образования и предполагать внедрение персонифицированных моделей повышения квалификации.
Мероприятием предусмотрены:
· формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования;
· разработка примерных основных образовательных программ основного и среднего (полного) общего образования.
В рамкахмероприятия «Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей»во всех субъектах Российской Федерации будут распространены следующие интегрированные модели общего и дополнительного образования:
· инновационные воспитательные модели, обеспечивающие формирование гражданской идентичности обучающихся в условиях поликультурного и поликонфессионального общества. При распространении этих моделей будет выполнен комплекс мероприятий по устранению причин и условий, способствующих проявлениям национализма и сепаратизма;
· современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;
· современные образовательные и организационно-правовые модели, обеспечивающие успешную социализацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
· модели организации системы отдыха, оздоровления и временной занятости детей;
· модели развития техносферы деятельности учреждений дополнительного образования детей исследовательской, инженерной, технической, конструкторской направленности;
· модели формирования культуры безопасного образа жизни, развития системы психолого-педагогического и медико-социального сопровождения обучающихся.
Во всех федеральных округах будут созданы стажировочные площадки для повышения квалификации управленческих кадров и специалистов, обеспечивающих распространение указанных выше моделей успешной социализации детей, а также для подготовки и повышения квалификации педагогических, медицинских работников и вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов.
Мероприятие предусматривает:
· развитие сетевого взаимодействия образовательных учреждений, в том числе в регионах с ярко выраженной региональной, этнокультурной составляющей, а также обеспечивающих совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья;
· создание центров поддержки одаренных детей при крупных университетах и дистанционных школ при национальных исследовательских университетах;
· создание единой федеральной базы данных победителей и призеров всероссийской олимпиады школьников, олимпиад школьников, мероприятий и конкурсов, по результатам которых присваиваются премии для поддержки талантливой молодежи;
· разработку и внедрение норматива подушевого финансирования на педагогическое сопровождение развития (образования) талантливых детей.
Для решения задачи «Приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда»будут проведены такие мероприятия, как:
· разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации;
· поддержка программ развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов;
· распространение во всех субъектах Российской Федерации проектов энергосбережения в образовательных учреждениях;
· улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования.
В результате реализации мероприятия «Разработка и внедрение программ модернизации систем профессионального образования субъектов Российской Федерации» деятельность региональных сетей образовательных учреждений профессионального образования будет соответствовать приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России (энергоэффективность, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение, медицинская техника и фармацевтика, космос и телекоммуникации).
В рамках мероприятия будут поддержаны региональные комплексные программы развития профессионального образования (далее – программы), отвечающие следующим основным критериям:
· программы должны быть направлены на достижение стратегических целей инновационного развития и стимулирование взаимодействия организаций науки, высшего, среднего и начального профессионального образования, российских и зарубежных компаний в рамках общих проектов и программ развития;
· программы должны быть разработаны при участии объединений работодателей;
· в программах должен быть установлен приоритет образовательных программ, обеспечивающих подготовку кадров в целях реализации приоритетных направлений модернизации и технологического развития экономики России;
· программы должны предусматривать сокращение сроков профессиональной подготовки специалистов в учреждениях начального профессионального образования путем расширения практики заочного и дистанционного обучения общеобразовательным дисциплинам, оптимизации программ профессионального образования, укрепления материально-технической базы образовательных учреждений.
· программы должны содержать комплекс мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей, включая использование возможностей социальной рекламы, ознакомление учащихся образовательных учреждений с перспективами трудоустройства по выбираемой специальности и условиями работы на предприятиях и в организациях;
· программы должны предусматривать меры дополнительной поддержки выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, избравших работу по профильной специальности.
Мероприятие предусматривает:
· реализацию комплексных программ развития образовательных учреждений профессионального образования всех уровней;
· разработку, апробацию и введение в действие новых программ профессионального образования;
· оснащение современным учебно-производственным, компьютерным оборудованием и программным обеспечением образовательных учреждений профессионального образования, внедряющих современные образовательные программы и обучающие технологии, организацию стажировок и обучение специалистов в ведущих российских и зарубежных образовательных центрах, с привлечением к этой работе объединений работодателей, коммерческих организаций, предъявляющих спрос на выпускников учреждений профессионального образования.
При выполнении мероприятия «Поддержка программ развития объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов» планируется:
· создание условий для дальнейшей занятости работников сферы профессионального образования, высвобождающихся в связи с демографической ситуацией в Российской Федерации;
· организация подготовки специалистов в области ИКТ, повышения квалификации в области использования ИКТ преподавателей образовательных учреждений профессионального образования;
· организация подготовки специалистов по суперкомпьютерным технологиям;
· создание и поддержка сетевых сообществ специалистов сферы профессионального образования.
В результате реализации мероприятия «Распространение во всех субъектах Российской Федерации современных проектов энергосбережения в образовательных учреждениях» на всей территории России будут распространены современные проекты энергосбережения в образовательных учреждениях, обеспечивающие экономию энергетических ресурсов в натуральном и денежном выражении.
Будет создана сеть территориальных центров энергетической эффективности, обеспечивающих своевременное и качественное проведение энергетических обследований образовательных учреждений, определение потенциала в энергосбережении и разработку программ повышения энергетической эффективности.
В рамках мероприятия «Улучшение материально-технической базы сферы профессионального образования» будет осуществлена реконструкция и строительство объектов федеральных образовательных учреждений профессионального образования.
Будут реконструированы и построены учебные и учебно-лабораторные корпуса, здания библиотек, а также объекты социальной направленности (учебно-спортивные корпуса, физкультурно-оздоровительные комплексы, общежития и др.).
Для решения задачи «Развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг» будут проведены следующие мероприятия:
· создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях[4] системы образования;
· развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов;
· создание единой информационной системы сферы образования;
· создание условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, повышения эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ[5].
В рамках мероприятия «Создание и внедрение независимой системы оценки результатов образования на всех уровнях системы образования» будут:
· разработана новая модель общероссийской системы оценки качества общего образования, охватывающая федеральный, региональный, муниципальный уровни, уровень образовательного учреждения, а также создан инструментарий ее реализации с обеспечением комплексного электронного мониторинга качества образования;
· созданы механизмы комплексной оценки академических достижений обучающегося, его компетенций и способностей. Для ступеней и уровней образования, обучение на которых не заканчивается выдачей документа государственного образца, указанные выше механизмы будут носить мониторинговый характер;
· отработаны механизмы учета индивидуальных достижений обучающихся при приеме в вузы.
В рамках мероприятия «Развитие системы оценки качества профессионального образования на основе создания и внедрения механизмов сертификации квалификаций специалистов и выпускников образовательных учреждений с учетом интеграции требований ФГОС и профессиональных стандартов»планируется:
· создание сети экспертно-аналитических и сертификационных центров оценки и сертификации профессиональных квалификаций (далее - центры), в том числе ориентированная на стимулирование развития трудовой мобильности;
· обеспечение центров необходимыми технологиями и инструментарием;
· проведение обучения персонала центров, апробация технологий и инструментария, мониторинг деятельности и аккредитация центров.
В рамках мероприятия «Создание единой информационной системы сферы образования»будет создана единая информационная система, агрегирующая данные о сфере образования, начиная с уровня учащегося.
Это предполагает создание, внедрение и последующую интеграцию типовых компонентов системы управления качеством образования в федеральных и региональных органах управления образованием, а также в учреждениях профессионального образования.
В качестве указанных компонентов, в том числе будут созданы интегрированные автоматизированные рабочие места (АРМы), обеспечивающие доведение, сбор, обработку и представление пользователям региональных и федеральных органов управления образованием данных, позволяющих сформировать интегральную оценку качества образования как в отдельном образовательном учреждении, так и на уровне субъекта Российской Федерации и страны в целом. При этом будет обеспечена согласованная работа разрабатываемых АРМ с уже созданными информационными системами.
Будут разработаны и реализованы механизмы обеспечения комплексного электронного мониторинга с использованием электронного паспорта общеобразовательных учреждений. Предусматриваются формирование и поддержка в актуальном состоянии банка данных электронных паспортов общеобразовательных учреждений, а также разработка и внедрение системы, обеспечивающей распределенное планирование, доведение и контроль достижения показателей реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
В рамках мероприятия в общем образовании будут созданы условия для минимизации отчетности при одновременном повышении ответственности посредством внедрения электронного документооборота, развития системы открытого электронного мониторинга и обязательной публичной отчетности образовательных учреждений.
Будут проведены работы по переходу на оказание в электронном виде государственных услуг (функций) в сфере образования.
При этом предстоит:
· осуществить создание и развитие информационных систем оказания в электронном виде государственных услуг (функций) в сфере образования, предоставляемых Минобрнауки России;
· обеспечить соответствующую поддержку перевода оказания услуг (функций), предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также образовательными учреждениями субъектов Российской Федерации и муниципальными учреждениями.
Будут подготовлены соответствующие специалисты, разработаны методики, сформирована система мониторинга и обратной связи с целью контроля качества оказываемых услуг.
В рамках мероприятия «Создание условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений, повышения эффективности общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ» будет оказана на конкурсной основе поддержка общественно-профессиональным организациям (объединениям):
· разрабатывающим и внедряющим механизмы (методики) внешних экспертных оценок, общественно-профессиональной аккредитации образовательных программ;
· внедряющим модели создания условий для развития и интеграции результатов государственной и общественной оценки качества деятельности образовательных учреждений, предоставления их общественности.
Мероприятие предусматривает создание и развитие единой базы данных о признанных общественно-профессиональных организациях, включенных в соответствующий реестр.
В ходе выполнения Программы будет осуществляться экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение мероприятий, направленных на решение ее задач. Это сопровождение будет проводиться в рамках мероприятия «Экспертно-аналитическое, научно-методическое и информационное сопровождение мероприятий».
Данное мероприятие предусматривает комплексное выполнение работ, связанных с:
· разработкой методических рекомендаций и нормативной правовой базы для выполнения мероприятий Программы;
· мониторинговым и информационным сопровождением реализации Программы в целом и отдельных ее мероприятий;
· оценкой достижения индикаторов и показателей Программы;
· обеспечением конкурсных процедур, необходимых для реализации Программы;
· привлечением субъектов Российской Федерации к выполнению Программы;
· корректировкой хода реализации Программы.
Перечень мероприятий Программы по направлению «научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы» и по направлению «прочие нужды» указан в Приложении № 3.
Перечень мероприятий Программы по направлению «капитальные вложения» указан в Приложении № 4.
[1] Распоряжение Правительства Российской Федерации "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
[2] Распоряжение Правительства Российской Федерации "О концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года" от 17 ноября 2008 г. №1662-р.
[3] Распоряжение Правительства Российской Федерации «Об основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года» от 17 ноября 2008 г. № 1663-р.
[4] Для целей настоящего документа под уровнями системы образования понимаются:
1) дошкольное образование;
2) начальное общее образование;
3) основное общее образование;
4) среднее (полное) общее образование;
5) среднее профессиональное образование;
6) высшее профессиональное образование;
7) послевузовское профессиональное образование;
8) дополнительное образование.
[5] Под общественно-профессиональной аккредитацией образовательных программ понимается аккредитация, которая проводится силами общественно-профессиональных объединений (организаций работодателей, профсоюзов, саморегулируемыми и иными общественными организациями).