Возможности работы со сказкой




СОЧИНЕНИЕ ИСТОРИЙ

Сочинение историй, рассказов используется для ожив­ления чувств клиента, вербализации образов, ассоциаций, символов, имеющихся у клиента, для того чтобы претво­рить внутреннее беспокойство в конкретный образ и вдох­новиться в творчестве. Этот метод может использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе.

Литературное сочинение координирует, дисцип­линирует ум и руку; воображение используется клиентом в созидательной форме, а не в виде грез и фантазий. На­писанное сочинение рассматривается в одном ряду с сочи­нениями других клиентов, в результате происходит обога­щение.

1. Изложение даже простых переживаний автора есть ося­заемое произведение, отличающее автора от других.

2. Совместная работа над сочинением обогащает, усили­вает чувство удовлетворения.

3. Описывание в сочинении семьи, друзей, событий про­шлого и настоящего помогает клиенту стать более не­принужденным в отношении к внешнему миру, про­тивостоять условностям.

4. Творческо-литературное дело выявляет реакции кли­ента на реальные и фантастические события на фоне реакций группы в целом.

5. Члены группы оцениваются другими клиентами как думающие и творческие люди.

Клиенты группы своей работой выражают решимость более активно и самостоятельно двигаться по пути к само­изменению и самореализации.

Процесс написания расска­зов, сочинений, дневниковых записей способствует осво­бождению от многих переживаний и осознанию внутренне­го конфликта клиента.

Метод сочинения историй успешно используется в ра­боте с детьми. Так, P.M. Стиртцингер (1983) предложил метод «общего сочинения истории» ребенком и взрослым. Этот метод использовался им для того, чтобы помочь ре­бенку найти адекватные способы разрешения конфлик­тов, вызывающих нарушения поведения ребенка дома и в школе.

Метод реализуется следующим образом: сначала неко­торую историю рассказывает ребенок, затем ее продол­жает взрослый, который вводит в повествование «более здоровые» способы адаптации и разрешения конфликтов, чем те, что были изложены ребенком. Этот метод помога­ет детям понять хорошие и плохие стороны своего «Я», осознать свой гнев и выразить его без опаски. В ответном рассказе взрослый представляет альтернативные решения конфликтов для того, чтобы у ребенка не было необхо­димости быть порабощенным невротическими типами по­ведения.

Каждую историю начинает ребенок со слов: «Однажды...», «Давным-давно...», «Когда-то...», «Далеко-далеко...» Это отделяет ребенка от содержания высказывания во времени и в пространстве и позволяет говорить о том, что вызывает у него тревогу. В конце каждой истории ребенок придумы­вает заглавие, которое помогает психологу выделить наибо­лее важные аспекты истории.

Метод «общего сочинения историй» может использоваться и для групповых занятий с детьми. При этом методе один ребенок предлагает начало рассказа, второй продолжает, третий придумывает кульминацию рассказа, четвертый при­думывает развязку. После того как рассказ составлен, дети обсуждают его, и взрослые предлагают им альтернативные способы разрешения конфликта, более здоровые в социаль­ном плане.

СКАЗКОТЕРАПИЯ

Сказкотерапия — метод, использующий сказочную фор­му для интеграции личности, развития творческих способ­ностей, расширение сознания, совершенствования взаимо­действий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э. Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс, как у детей, так и у взрослых. Образы сказок обращаются одновременно к двум психическим уровням: к уровню сознания и подсознания, что дает особые воз­можности при коммуникации. Особенно это важно для коррекционной работы, когда необходимо в сложной эмоци­ональной обстановке создавать эффективную ситуацию общения.

Выделяют следующие коррекционные функции сказки: психологическую подготовку к напряженным эмоциональ­ным ситуациям; символическое отреагирование физиологи­ческих и эмоциональных стрессов; принятие в символичес­кой форме своей физической активности.

Возможности работы со сказкой

1. Использование сказки как метафоры. Текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни клиента, и затем эти метафоры и ассоциа­ции могут быть обсуждены.

2. Рисование по мотивам сказки. Свободные ассоциации проявляются в рисунке, и дальше возможен анализ полу­ченного графического материала.

3. Обсуждение поведения и мотивов действий персона­жа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведе­ния человека, выявляет систему оценок человека в катего­риях: хорошо - плохо.

4. Проигрывание эпизодов сказки дает возможность ребенку или взрослому почувствовать некоторые эмоционально значимые ситуации и проиграть эмоции.

5. Использование сказки как притчи-нравоучения. Подсказка с помощью метафоры варианта разрешения ситуации.

6. Творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание, работа со сказкой).

Сказки разделяют на традиционные (народные) и ав­торские. Народные сказки также делятся на несколько групп:

- бытовые (например, «Лиса и журавель»);

- сказки-загадки (истории на сообразительность, истории хитреца);

сказки-басни, проясняющие какую-нибудь ситуацию или мораль­ную норму;

- притчи (истории о мудрых людях или о занима­тельных ситуациях);

- сказки о животных; мифологические сюжеты (в том числе истории про героев);

- волшебные сказ­ки, сказки с превращениями («Гуси-лебеди», «Крошечка-хаврошечка» и т.д.).

Привлекательность сказок для психокоррекции и разви­тия личности ребенка заключается в следующем:

1. Отсутствие в сказках прямых нравоучений, назиданий. События сказочной истории логичны, естественны, выте­кают одно из другого, а ребенок усваивает причинно-след­ственные связи, существующие в мире.

2. Через образы сказки ребенок соприкасается с жизнен­ным опытом многих поколений. В сказочных сюжетах встречаются ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек: отделение от родителей; жизнен­ный выбор; взаимопомощь; любовь; борьба добра со злом.

Победа добра в сказках обеспечивает ребенку психологи­ческую защищенность: чтобы ни происходило в сказке — все заканчивается хорошо. Испытания, выпавшие на долю героев, помогают им стать умнее, добрее, сильнее, мудрее.

3. Отсутствие заданности в имени главного героя и месте сказочного события. Главный герой - это собирательный образ, и ребенку легче идентифицировать себя с героем сказки и стать участником сказочных событий.

4. Ореол тайн и волшебства, интригующий сюжет, нео­жиданное превращение героев - все это позволяет слушате­лю активно воспринимать и усваивать информацию, содер­жащуюся в сказках.

Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева предложила систему «сказкотерапевтической психокоррекции», которая понимается как процесс знакомства с сильными сторонами личности ре­бенка, расширения поля сознания и поведения ребенка, поиск нестандартных оптимальных выходов из различных ситуаций, принятие ребенка и взаимодействие с ним на равных посредством работы со сказкой.

Разработанный автором курс сказкотерапии включает в себя множество приемов и форм работы, которые позволяют развивать творческое мышление, воображение, внима­ние и память, восприимчивость и координацию движений, позитивную коммуникацию и адекватную самооценку. Сказ­ку можно: анализировать, сочинять, переписывать, расска­зывать, рисовать, драматизировать.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: