Контрольная работа по курсу «Библиографоведение» (Ч. 1. История документальных коммуникаций) для студентов 1 курса заочной формы обучения института информационных и библиотечных технологий (гр. ИАД-172, ТАБИС-171, БПСШО-172)
«История документальных коммуникаций» изучается студентами заочной формы обучения в 1-2-м семестрах и завершается в первом семестре сдачей зачета, во втором – экзамена. В ходе изучения курса в первом семестре студенты выполняют проверочную контрольную работу №1, состоящую из 73 тестовых заданий. Обязательным условием выполнения контрольной работы является изучение литературы, составляющей источниковедческую базу курса: учебники и учебные пособия, исторические документы, мемуары, периодическая печать.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы
Контрольная представляет собой письменную проверочную работу, содержащую вопросы тестового характера по курсу. Цель контрольной работы заключается в следующем:
- проверка усвоения исторических фактов, дат, событий, касающихся основных направлений, тенденций процесса зарождения и развития документальных коммуникаций;
- выработка умений анализировать, обобщать и оценивать факты, отраженные как в учебной литературе, так и в других документальных источниках;
- формирование способности разбираться в различных явлениях библиотечно-библиографической деятельности, объяснять их сущность;
- выработка умений применять полученные теоретические знания в практической деятельности, закрепление теоретических знаний.
Содержание заданий. Предлагаемая система тестов включает следующие варианты заданий:
1) закрытые тестовые задания, когда нужно только выбрать номер правильного ответа (задание «Обвести кружком номер правильного ответа»);
2) тестовые задания открытой формы, когда нужно сформулировать конкретный ответ (задание «Дополнить фразу»);
3) тестовые задания на соотнесенность понятий, когда нужно установить смысловое соответствие между двумя типами промаркированных терминов, приведенных, соответственно, в двух разных столбцах (задание «Установить соответствие»);
4) тестовые задания на установление последовательности (например, 1,2,3,4 и т.д.);
5) тестовые задания на перечисление необходимых фактов.
Краткие теоретические пояснения
Контрольная работа выполняется на основе учебников по курсу и рекомендуемых документальных источников, составляющих источниковедческую базу курса (см. прилагаемый список литературы).
Описание последовательности действий:
1. Ознакомьтесь с тестовым заданием.
2. Найдите ответы в рекомендуемых документальных источниках.
3. Представьте ответ в соответствии с заданием.
Требования к оформлению контрольной работы
Контрольная работа должна быть напечатана на компьютере и представлена в распечатанном виде на листах бумаги формата А4. Тестовые задания выполняются в установленной последовательности. Контрольная работа содержит: титульный лист, основной текст (выполненные тестовые задания), список использованной литературы. Образец оформления титульного листа см. в приложении 1.
Раздел Документальные коммуникации в России в IX-XVIII вв.
Тема «Документальные коммуникации на Руси в IX-XVII вв.»
Обвести кружком номера правильных ответов
- Письмо славян в языческие времена называлось:
а) кириллица;
б) «черты»;
в) устав;
г) «резы».
- Упорядоченный славянский алфавит был создан
а) князем Владимиром;
б) князем Святославом;
в) византийским монахом Кириллом;
г) византийским монахом Мефодием.
- «Изборник Святослава» рассматривается как:
а) собрание биографий известных монахов;
б) первая славянская энциклопедия;
в) первый библиографический указатель;
г) служебник.
- Укажите лишний среди признаков скорописи:
а) многообразие начертаний одних и тех же букв;
б) тщательность написания букв;
в) связное написание соседних букв;
г) вытянутость букв за пределами строки.
- Укажите лишний признак в характеристике Устава, как древнейшего шрифта кириллического письма:
а) прямолинейность и тщательность написания букв;
б) форма букв приближена к квадрату;
в) пишется быстро и несколько размашисто;
г) текст не делится на слова.
- При создании знаменитого «Остромирова Евангелия» использовались:
а) немеркнущие краски и накладное золото;
б) фигурные заставки и инициалы;
в) вязь в рисунке заглавных букв;
г) крупный четкий устав.
- Справщикам, чтецам и писцам, которые служили в правильне Печатного двора, вменялось в обязанность:
а) осуществлять набор;
б) украшать «подносные» экземпляры, предназначенные для царя и его ближайшего окружения;
в) переплетать напечатанные книги;
г) редактировать и корректировать печатавшиеся книги.
- Книги при монастыре создавались в специальном помещении, которое называлось:
а) книжной палатой;
б) книгохранительницей;
в) книгохранильней;
г) скрипторием.
- «Указец» - это:
а) перечисление книг из монастырской библиотеки;
б) аналитическая роспись богослужебных книг;
в) список книг, рекомендуемых церковью для чтения;
г) список книг, запрещенных церковью.
- Монастыри в X-XIV вв. считались центрами образованности, поскольку в них:
а) находились грамотные люди;
б) были открыты школы;
в) имелись значительные по объему библиотеки;
г) чтение книг входило в обязанность монахов.
- Эти источники НЕ использовались при комплектовании фондов монастырских библиотек в X-XIV вв.:
а) вклады;
б) переписка книг;
в) продажа книг;
г) обязательный экземпляр.
- Самой таинственной в истории документальных коммуникаций принято считать библиотеку:
а) Петра I;
б) Сильвестра Медведева;
в) Ивана IV (Грозного);
г) Симеона Полоцкого.
- Тематика и содержание печатных книг в XVII в. определялась потребностями:
а) частных лиц;
б) государства;
в) церкви;
г) была произвольной.
- Первые «учрежденческие библиотеки» появляются в XVII веке в связи с:
а) необходимостью обслуживания государственного аппарата;
б) развитием русской церкви;
в) увеличением количества учебных библиотек;
г) увеличением количества личных библиотек.
- Первые специальные (учрежденческие) библиотеки в XVII веке были представлены:
а) библиотекой Посольского приказа;
б) библиотекой Пушкарского приказа;
в) библиотекой духовной школы;
г) библиотекой Аптекарского приказа;
д) библиотекой приказа Печатного двора.
- Для высшего придворного круга в XVII в. выпускалась газета:
а) «Новости»;
б) «Вести»;
в) «Куранты»;
г) «Ведомости».
- Надпись «Друкарь книг пред тым невиданных» была выполнена на надгробном камне:
а) Петра Мстиславца;
б) Сильвестра Медведева;
в) Симеона Полоцкого;
г) Ивана Федорова.
Дополнить фразу:
- Древнейшие рукописи выполнялись двумя графическими разновидностями славянского письма:
А) __________________________; Б) __________________________.
- В домонгольский период на Руси получили распространение следующие группы книг:
А) ____________________; Б) __________________; В) ________________.
- «Изборник Святослава», датированный __________ годом, рассматривается как __________________________________________.
- К самой ранней датированной рукописной книге относится: ___________________.
- На Руси чернила изготавливались из ___________________________, переплеты книг из _________________________, орудием письма служило ____________________________________.
- На миниатюрах, помещенных в «Изборнике Святослава», были изображены ___________________________________.
- Древнейшим из дошедших до нас библиографических памятников Киевской Руси является ___________________________________.
- Первая русская печатная датированная книга называлась ________________________________________________________.
- Появление «Описей» связано с _________________________________.
- Классификационные комбинации в «Описях» книг осуществлялись по следующим признакам:
а) ___________________; б) ___________________; в) ________________.
- Организация в _____ году первой русской библиотеки при ___________ связана с именем _________________________.
- Правила пользования монастырской библиотекой определял документ, который назывался ____________________________________________.
- Долгое время (до конца 17 в.) монастырские библиотеки были самыми распространенными и отличались богатыми книжными собраниями, поскольку ________________________________________.
- К концу XVII в. сложились следующие разновидности библиотек:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________.
- Монастырская библиотека формировалась с использованием следующий «каналов»:
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________.
Установить соответствие:
Первые памятники Общественные функции
библиографической информации
1. Описи А Общая (каталожная)
2. Указцы Б Рекомендательная (оценочная)
3. Списки истинных и ложных книг Г Аналитическая
1)_____________; 2)_____________; 3)____________
Установить последовательность:
- В соответствии с признаком «назначение и ценность книги» расположение книг в описях было следующее:
- келейные;
- соборные, литургические книги;
- четьи, религиозно-воспитательные.
- Классификационные комбинации в описях книг, принадлежащих монастырям, осуществлялись по следующим признакам:
- по внешнему признаку;
- по технологическому признаку;
- по назначению и ценности.