Анкета (опросный лист) — это система вопросов, направленных на выявление характеристик объекта или предмета исследования.
Анкета требует тщательной разработки, опробования, и устранения выявленных недостатков до начала ее широкого использования.
В структурном плане анкета должна состоять из четырех частей:
* вводной, где высказывается уважительное отношение к опрашиваемым и указывается, кто проводит опрос; с какой целью; инструкция по заполнению анкеты.
* контактной, где располагаются вопросы, преследующие цель заинтересовать опрашиваемого, ввести в круг изучаемых проблем;
* контрольной - с вопросами, позволяющими убедиться в достоверности данных. (например, если в контактной части основной вопрос был такой: "Знакомы ли Вы с основными способами ухода за молодняком птицы?", то контрольный может быть такого типа: "Какие из способов ухода за молодняком птицы Вы считаете наиболее важными?").
* заключительной - с вопросами, снимающими у респондентов психологическое напряжение, позволяющими выявить их социально-демографические характеристики (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование, уровень доходов и т.д.), а завершаться словами благодарность опрашиваемому за участие в опросе.
При разработке анкеты следует руководствоваться следующими принципами их составления, которые в значительной степени могут способствовать качественному проведению опроса:
1. Первый вопрос должен заинтересовать респондента.
2.Формулировки вопросов анкеты должны быть простыми, понятными, однозначными и нейтральными.
3. Вопросы не должны содержать двойного отрицания (например, "Не считаете ли Вы, что не следует...").
4.Основной и контрольный вопросы не должны следовать друг за другом, поскольку большинство людей, отвечают на следующий вопрос, находясь под впечатлением содержания и ответа на предыдущий.
5. Самые сложные вопросы, требующие размышления должны располагаться в середине анкеты.
6.Интервалы вариантов ответов (при закрытых вопросах) не должны пересекаться (например, до 20: 21-30; 31-40 и т.д.).
7.Вопросы не должны содержать слова "часто", "очень часто", "много", "мало", "редко", и т.п., так как количественное восприятие этих понятий различными людьми далеко не однозначно. В случае вопросов с такими словами надо обязательно давать варианты ответов (использовать закрытые вопросы).
8.Количество вопросов в анкете не должно быть слишком большим (обычно стараются ограничиться 10-15 вопросами), т.к. чем длиннее анкета, тем вероятнее, что она будет отвергнута.
9. Формулировка вопроса должна:
Ø соответствовать теме и задачам исследования, включение каждого вопроса в анкету обосновывается;
Ø быть такой, чтобы на вопрос можно было дать точный ответ;
Ø использовать язык среды, в которой проводятся исследования;
Ø скрывать отношение исследователей к предмету опроса;
Ø заключать в себе только один вопрос.
10. Последовательность вопросов основной части анкеты может соответствовать двум принципам:
ü тоннельный принцип предполагает постепенный переход от широких, общих вопросов к узким, частным;
ü секционный принцип предполагает группировку вопросов по темам, организуя переход к следующей теме с помощью некоторой вступительной фразы.
11. Вопросы личного характера следует задавать в конце основной части; в этом случае отказ респондента отвечать на данные вопросы не повлияет на заполнение анкеты в целом. По той же причине в разделе идентификации личности последними задаются вопросы о личных доходах. Излишне детальная «паспортичка» может вызвать у респондентов сомнения в анонимности опроса. Поэтому в нее включаются только необходимые вопросы.
Можно избежать вопросов про доходы, спросив респондентов об их принадлежности к определенной социальной группе или о марке их автомобиля.
12. При почтовом и онлайн опросе анкета обязательно должна содержать преамбулу, в которой респонденту сообщаются цели и характер исследования, название организации-исследователя, а также подробные инструкции по заполнению анкеты. При личном интервью преамбулу можно убрать из текста, поручив озвучить ее самому интервьюеру.
13. Анкета должна иметь привлекательный внешний вид и хорошо читаемый шрифт.
Вопросы, входящие в анкеты бывают открытыми и закрытыми. Сегодня существуют комплексные вопросы, где респондент если не находит свой вариант в ответах, он выбирает другой вариант ___ и пишет свой вариант ответа.
Закрытые вопросы предлагают опрашиваемому набор возможных вариантов ответов (табл. 1).
Таблица 1.
Виды закрытых вопросов
Название приема | Суть приема | Примеры | ||||||||||||||||
Альтернативный | Сделать выбор из двух альтернативных ответов | Покупали ли Вы товары фирмы " Ford "? ДА НЕТ | ||||||||||||||||
С вариантами ответом | Выбор сделать из трех и более вариантов | Главным достоинством товаров фирмы " Ford " Вы считаете: 1.Высокое качество? 2.Долговечность? 3.Приемлемую цену? | ||||||||||||||||
Со шкалой значимости (важности) | Оценить важность той или иной характеристики товара по предлагаемой шкале | По сравнению с другими характеристиками товара "А" цена имеет значение для Вас: | ||||||||||||||||
Исключительно важное | Очень важное | Довольно важное | Совсем не важное | |||||||||||||||
Со шкалой Лайкерта | Указать степень согласия (несогласия) с определенным утверждением | Товары, не рекламировавшиеся в средствах массовой информации, не заслуживают доверия: | ||||||||||||||||
совсем не со-гласен | не согла-сен | затрудняюсь отве- тить | Согла- сен | Полно-стью согла- сен | ||||||||||||||
Со шкалой оценок | Оценить признак по представленной шкале | Вы считаете, что качество товара «А»: | ||||||||||||||||
отлич-ное | хоро-шее | удовлет-вори-тельное | пло-хое | очень пло-хое | ||||||||||||||
Семантический дифференциал | Выбрать балл на шкале между двумя полярными понятиями | Отметьте в каждой строке место трактора фирмы «Ford», фирмы "МТЗ»" и идеального для Вас трактора: | ||||||||||||||||
Дорогой | Недорогой | |||||||||||||||||
Надежный | Ненадежный | |||||||||||||||||
Доступный | Недоступный | |||||||||||||||||
Отличная управляе-мость | Плохая управляе-мость | |||||||||||||||||
Открытые вопросы предоставляют право формулировать ответы самостоятельно, см. табл. 2. Это обстоятельство хотя и делает обработку результатов опроса более сложной, в ряде случаев может предложить неожиданный вариант решения изучаемой проблемы и таким образом компенсировать затраты.
Таблица 2.
Виды открытых вопросов
Название приема | Суть приема | Примеры |
Не структуриро-ванный вопрос | Допускает любую формулировку ответа | Что Вы думаете о фирме «Ford»? |
Подбор словесных ассоциаций | Опрашиваемый называет отдельные слова, ассоциируемые у него со словами, которые называет интервьюер | Какие ассоциации возникают у Вас при слове фирма «Ford»? |
Завершение предложения | Завершить незаконченное предложение | Я покупаю товары фирмы «Ford», потому что... |
Завершение рассказа | Закончить незавершенный рассказ | Вы посетили магазин фирмы «Ford» и Вами овладели мысли и чувства... |
Завершение рисунка | Представить себя на месте одного из двух героев, изображаемых обычно на веселых рисунках, и от его имени высказать свое мнение | На рисунке изображены два участника диалога. Один из них говорит: «В магазине фирмы «Ford» всегда есть широкий выбор. Что Вы можете возразить в ответ? |
Тематический тест на восприятие | Придумать рассказ по картинке | Например, изображены два покупателя у прилавка магазина фирмы «Ford». Что происходит или может произойти? |