Министерство культуры Российской Федерации
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Кафедра музыкального искусства
УТВЕРЖДАЮ
Проректор
по учебно-методической работе
«» 20___ г.
Регистрационный № _______
принято
на заседании кафедры
______________________
«» ________ 20___ г.
(протокол № _____)
одобрено
на заседании
учебно-методического совета
«» ________ 20___ г.
(протокол № _____)
Рабочая программа дисциплины
«Синтез искусств»
Направление подготовки:
Музыкознание и музыкально-прикладное искусство
Профиль (направленность) основной образовательной программы:
Музыка в искусстве балета
Квалификация (степень) выпускника: магистр
Форма обучения: очная
Санкт-Петербург
2015 год
Рабочая программа дисциплины «Синтез искусств» составлена на основании требований ФГОС ВПО по направлению подготовки (специальности) 53.54.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство.
Составитель рабочей программы:
В.А.Шекалов
:
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и принята на заседании кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образовании (протокол заседания № 1) от «09» сентября 2015 г.
Рабочая программа дисциплины рассмотрена и одобрена на заседании учебно-методического совета (протокол заседания № ________) от «__»____20__ г.
1. Цель и задачи освоения дисциплины:
Целью освоения дисциплины «Синтез искусств» является углубленное изучение теории и практики искусства с точки зрения взаимодействия и синтеза искусств.
Задачи освоения дисциплины «Синтез искусств»
‑ осознать специфику, общие и специфические средства выразительности каждого вида искусства,
‑ изучить различные варианты классификации видов искусств;
‑ изучить возможности, формы, эффективность и целесообразность их бинарного, тринарного, группового синтеза;
‑ рассмотреть тенденции, практику использования различных видов синтеза искусств в разные периоды истории художественной культуры.
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
Дисциплина входит в учебный план направления 53.04.06 Музыкознание и музыкально-прикладное искусство под пунктом М1.В.1. Ведется в течение 1-2 семестров при 2 аудиторных часах в неделю.
Студенты, обучающиеся по данному курсу, должны окончить бакалавриат по одной из художественных специальностей, включающих предметы, связанные с освоением художественной культуры и искусства.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: выпускник должен проявлять способность и готовность
‑ совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);
‑ аргументированно отстаивать личную позицию в отношении современных процессов в области музыкального искусства и культуры, науки и педагогики, оформлять и представлять результаты выполненной работы (ОК-9);
‑ ориентироваться в проблемном поле искусствоведения (ПК-23).
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать: структуру искусства, различные принципы классификации видов искусства, метапонятия (категории, относящиеся к разным видам искусства), теоретические основы и виды синтеза искусств, формы проявления синтеза искусств в различные исторические периоды;
уметь: анализировать художественное произведение с точки зрения наличия синтеза искусств и взаимодействия различных его элементов;
владеть: профессиональной лексикой, понятийно-категориальным аппаратом, методами анализа синтетических видов искусства.
4. Объем курса и виды учебной работы:
Виды учебной работы | Всего часов | Семестры | |||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия | |||||
Семинары | |||||
Индивидуальные занятия | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Исследовательские работы | |||||
Реферат | |||||
Другие виды самостоятельной работы (эссе, портфолио, презентация, кейс и др.) | |||||
Вид промежуточной аттестации - экзамен | |||||
Общая трудоемкость: часов зачетных единиц | |||||
5. Тематический план
№ п/п | Тема | Виды учебной работы и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости | |||
Всего | Лекц. | Интеракт. | Самост. | |||
Синкретизм и синтез искусств | ||||||
Морфология искусств | ||||||
Метапонятия: категории, общие для разных видов искусства | ||||||
Виды синтеза | ||||||
Бинарные виды синтеза. | ||||||
Сложные виды синтеза | ||||||
Синтетические искусства | ||||||
Синтез искусств в богослужении | ||||||
Синкретизм и дифференциация искусств в первобытной культуре | ||||||
С.И. в культурах Древнего мира | ||||||
С.И. в Средневековье и Возрождении | ||||||
С.И. в барокко и рококо | ||||||
С.И. в классицизме | ||||||
С.И. в романтизме | ||||||
С.И. в художественной культуре рубежа XIX-XX вв. | ||||||
С.И. в культуре XX века | ||||||
6. Содержание программы (содержание лекционных занятий)
I. Теоретический раздел
Тема 1. Синкретизм и синтез искусств. Цели и задачи дисциплины. Структура курса. Методы изучения, самостоятельной работы. Основная терминология: синкретизм, синтез, взаимовлияние. Первобытный синкретизм, разъединение и синтез искусств. Знание истории, истории и теории искусства (различных видов). Курс – надстройка над этими курсами, своего рода синтез.
Тема 2. Морфология искусств. Пространственные, временные и пространственно-временные искусства; «зрительные» и «слуховые», изобразительные и «выразительные», исполнительские и неисполнительские. «Чистые» и «синтетические» искусства.
Тема 3. Метапонятия: категории, общие для разных видов искусства. Эстетические категории (прекрасное – безобразное, возвышенное – низменное, трагическое комическое и т.д.). Художественный образ. Эмоция. Ритм. Композиция. Содержание и форма. Палитра. Золотое сечение. Мастерство, техника. Синэстезия – одна из психологических основ синтеза. «Удвоение» («утроение» эмоций). «Параллельные» понятия: мелодия – рисунок, тембр – цвет, тональность – колорит.
Тема 4. Виды синтеза.
Бинарные, тринарные, комплексные виды синтеза. «Внутренние» виды синтеза: включение поэзии в прозаическое произведение, живопись в графике, скульптуре. «Скрытые» виды синтеза: синтез искусства композитора и исполнителя, архитектора и каменщика, скульптора и литейщика, художника и гравёра и т.д.