Здоровьесберегающие принципы организации современного урока иностранного языка в традиционном и дистанционном форматах




В своём педагогическом романе «Эмиль, или о Воспитании» (1762) один из самых ярких представителей эпохи Просвещения Жан Жак Руссо пишет: «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в постоянном движении».

Триста лет прошло со дня рождения великого французского мыслителя, однако его идеи о важности сохранения и укрепления здоровья детей являются актуальными для всех времен и народов, а в наши дни они стали первостепенными. В августе 2019 года на педагогической конференции «Образование Луганской Народной Республики: инвестиции в будущее» было отмечено, что необходимо поменять подход к сохранению здоровья детей: перейти от констатации факта заболеваний, к профилактике, чтобы сконцентрировать внимание детей, и родителей, и педагогов на том, что надо сделать, чтобы дети были здоровы в будущем. Потому что кроме знаний, нам еще нужно здоровое поколение. Поэтому одной из приоритетных задач каждого учебного заведения становится сбережение и укрепление здоровья обучающихся, а также формирование здоровьесберегающей среды.

Предмет «Иностранный язык» обязателен для изучения во всех образовательных учреждениях. По данным медиков, психологов и педагогов, первым по трудности предметом считается математика, вторым является иностранный язык. Современные уроки иностранного языка отличаются предельной насыщенностью и требуют от обучающихся сосредоточенности, а также приложения умственных усилий. На уроках учащимся приходится слушать иноязычную речь, читать иностранные тексты, много говорить и писать на не родном для них языке, а также запоминать и анализировать большие объёмы информации. Поэтому при организации урока учителя уделяют особое внимание здоровьесберегающим технологиям для сохранения и укрепления здоровья детей.

Каждый здоровьесберегающий урок начинается ещё до того, как прозвенел звонок. Педагог обязан учитывать обстановку и гигиенические условия в классе: температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, чистоту помещения (рис. 1,2). Следует отметить, что в учебных заведениях классные доски должны быть оборудованы софитами, а школьная мебель промаркирована согласно СанПиНам.

Рис. 1 Рис. 2

В ходе проведения урока очень важна атмосфера психологического комфорта для учащихся. С целью снижения усталости обучающихся необходимо правильно чередовать различные виды деятельности на уроке: аудирование, говорение, чтение, письмо, работа с учебником, творческие задания, самостоятельная работа. Немаловажное внимание необходимо уделять числу видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный. Как правило, преподаватели активно используют на уроках технические средства обучения, дидактические материалы и наглядные пособия.

Использование учителем визуальных средств обучения (схем, таблиц, рисунков, визуальных опор) на уроке иностранного языка является ярким примером реализации здоровьесберегающих принципов организации урока. Технология опорных схем на уроках иностранного языка ведёт как к речевому развитию, так и к развитию грамотности учащегося. А также способствуют формированию и развитию таких умений, как самостоятельно мыслить, доказывать свою точку зрения и выражать свои чувства.

Например, при изучении спряжения глагола to be, эффективно использовать опорную схему (рис. 3):

Рис. 3

Исключения в именах существительных можно продемонстрировать с помощью фотографий рис. (4 - 11):

 

Рис. 4 Рис. 5

Рис. 6 Рис. 7

Рис. 8 Рис. 9

Рис. 10 Рис. 11

На уроках иностранного языка учитель может иллюстрировать свою речь схематическими рисунками фломастером, карандашом или мелом на доске (листе бумаги), используя технологию скрайбинга. Чтобы получить эффект параллельного следования, учитель последовательно сопровождает своё голосовое повествование набросками и зарисовками, нередко еще и текстовой записью опорных понятий (рис.12,13).

Рис. 12 Рис. 13

Учащимся также полезно использовать скрайбинг, выполняя различные творческие задания: составление рассказа с помощью схематических рисунков, формулировка правил, обобщение изученной лексики (рис. 14, 15).

Рис. 14 Рис. 15

Диктант – рисунок (picture-dictation)очень полезная деятельность для стимуляции визуального вида памяти. Для проведения диктантов в таком формате учитель выбирает подходящий текст и читает его учащимся, а дети рисуют то, что они услышали.

Picture-dictation

The sun is shining brightly. There are five clouds in the sky. The sea is calm without any waves. There is a big ship in the middle of the sea. There are three boats around the ship. On the left you can see three sharks. A small island with a fluffy palm tree is on the right.

Для развития инициативы и творческого самовыражения на уроках иностранного языка используются активные методы и приёмы, такие как интерактивные методы, методы проектов, информационно-коммуникативные методы, методы и приёмы критического мышления.

Например, «Фишбоун» – универсальный приём критического мышления, которым можно пользоваться на уроках любого типа для обобщения и систематизации полученных знаний. «Рыбья кость» помогает учащимся организовать полученную информацию в стройную систему с чёткими взаимосвязями между элементами (рис. 16).

Рис. 16

Все вышеперечисленные методы и приёмы интегрированы в здоровьесберегающие технологии.

Релаксация является неотъемлемой частью здоровьесберегающего урока. Цель релаксации – снять умственное напряжение, вызвать положительные эмоции и дать детям небольшой отдых. Ролевые игры, пение, танцы, брейн-ринги, диалоги, просмотр мультфильмов, драматизацию небольших сценок можно считать эффективными видами релаксации. Очень полезны на уроках иностранного языка физкультминутки и динамические паузы, во время которых используются рифмовки и музыкальное сопровождение.

Активным видом релаксации на уроках иностранного языка являются песни, что предоставляет обучающимся возможность не только отдохнуть, но и сформировать фонетические, лексические и грамматические навыки. Выучить неправильные глаголы с помощью аудио-тренинга – отличный способ. Особенно легко неправильные глаголы в английском языке запоминается под музыку в стиле «rap».

Песня в стиле «рэп» с использованием форм неправильных глаголов.

Слова: Васильева Е.А.

Музыка: Эминем “Just Lose it”.

I begin-began-begun

Start to sing-sang-sung

You listen to the rap

That I read-read-read

Don`t sleep-slept-slept

When I say - said- said

You wake-woke-woken

When I speak-spoke-spoken

Let`s learn-learnt-learnt

Let`s think-thought-thought

Try to catch-caught-caught

Verbs I teach-taught-taught

If I come-came-come

You become-became-become

Very very clever

Say - English forever!

Справедливое оценивание, а также благоприятный психологический климат во время проведения контроля знаний учащихся являются составляющими здоровьесберегающих технологий.

Контрольные работы рекомендуется проводить по графику в соответствии с календарно-тематическим планированием и объемы всех видов тестов должны строго соблюдаться.

Следует отметить, что в условиях дистанционного обучения иностранным языкам здоровьесбережение обучающихся играет важную роль.

Обучение иностранным языкам на расстоянии в общеобразовательных учреждениях предполагает синхронные и асинхронные виды коммуникации. Синхронные коммуникации представляют собой онлaйн-уроки/ консультации/конференции в режиме реального времени на платформах Zoom, Discord, Skype, Teams и других. Для эффективного проведения онлайн-уроков целесообразно использовать виртуальные доски, которые выводятся на демонстрационный экран. Функция «демонстрация экрана» позволяет не только визуализировать учебный материал с помощью интерактивных презентаций, а также использовать видео со звуком, показывать задание или фрагмент задания (упражнения). Более того, демонстрацию можно поставить на паузу, перевести слова и фразы, обсудить вопросы. Виртуальная интерактивная доска Padlet идеально подходит для дистанционной работы (рис. 17).

Рис. 17.

Асинхронная учебная система позволяет самостоятельно выбрать место, время и темп обучения. Для поддержки асинхронного обучения используются Интернет-ресурсы для отработки навыков и умений в предметной области «Иностранный язык». Функция учителя в данном виде коммуникации заключается в том, чтобы методически грамотно сформировать обучающий пакет для учеников, который должен включать теоретический материал, практические задания, инструкции и методические рекомендации, а также критерии самоконтроля и самооценивания.

При проведении занятий с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий соблюдаются требования СанПиН. Общее время непрерывной работы за компьютером не должно превышать нормы: в 1– 2-м классе – 20 минут, 4-м – 25 минут, 5 – 6-м классе – 30 минут, 7–11-м – 35 минут. Время проведения урока сокращается до 30 минут.

К основным проблемам здоровьесбережения на дистанционных уроках относятся: стеснённая поза, сидячее положение в течение длительного времени; утомление глаз, нагрузка на зрение; стресс при потере информации. Для учащихся в период дистанционного обучения целесообразно разработать памятку как работать дома за компьютером:

1. Начинай занятия в первой половине дня.

2. Проводи не более (20/25/30/35 минут) перед компьютером (планшетом).

3. Соблюдай дистанцию, расстояние от глаз до монитора 60-70 см.

4. Выполняй комплексы упражнений для снятия усталости глаз.

5. Сиди прямо, не сутулься, периодически делай перерывы в работе, чтобы сделать упражнения для шеи, спины, плечевого пояса.

Учителям следует избегать формализации дистанционного обучения, то есть ставить учеников в жёсткие условия сдачи домашних заданий, когда невыполнение, грозит плохими оценками и негативными последствиями.

Достижение высокой результативности уроков, как в традиционном формате, так и в системе дистанционного обучения невозможно без реализации здоровьесберегающих технологий, поэтому педагоги используют все необходимые средства и методы, чтобы сохранить и укрепить здоровье детей. Недаром ещё немецкий философ и писатель А. Шопенгауэр говорил: «Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного короля».

Список литературы

1. Аверина, И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы. [Текст] / И. Е. Аверина. М.: Айрис-пресс, 2007. - 144 с.

2. Азанова, А. Е. Виртуальная онлайн-доска как платформа создания мини-проектов в условиях дистанционного обучения / А. Е. Азанова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2020. – № 13 (303). – С. 205-207. – URL: https://moluch.ru/archive/303/68467/ (дата обращения: 14.02.2021).

3. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования // Валеология. – 2004. – №1.– С.21-26

4. Лукина Н.А. Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка // 2012.– №2 – https://festival.1september.ru

5. Романцов, М.Г. Современной школе – здоровьесохраняющее образование //Образование в современной школе. – 2013. – № 6. – С. 42–49.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: