Философия истории
Предмет философии истории – это закономерности исторического процесса и общие принципы изучения и систематизации исторического материала.
Философия истории является одной из граней социальной философии. Она относится к истории также, как социальная философия к социологии.
История – это наука, изучающая последствия исторических событий на основе эмпирического материала, а философия истории делает философские обобщения на основе этого материала.
1. Первобытный человек еще не мыслил себя во времени. Появление исторического сознания – осмысление себя в прошлом, настоящем и будущем.
2. Мифология. Античность:
Принято считать, что отцом истории является Геродот (ок. 485— ок. 425 до н.э.) — древнейший из историков, стремившийся описать не просто деяния людей, но и выявить их причины, чтобы найти истину и сохранить эти деяния в памяти потомков.
Горизонты исторической мысли значительно расширил Фукидит (ок. 460—400 до н.э.). Он ставил своей задачей отыскать истину в истории, выдвинул идею повторяемости исторических явлений, обусловленной неизменностью “человеческой природы”, которой, по Фукидиту, свойственны стремление к преобладанию и жажда власти, но наряду с этим и жажда свободы. Это чувство более сильное и неодолимое в человеке, нежели его стремление к господству.
По Платону, общество возникает в силу того, что люди нуждаются друг в друге для удовлетворения своих потребностей.
Средние века
Переход от циклического к линейному эсхатологическому времени.
Августин (4 век) усматривал во всемирной истории постепенно устанавливающуюся противоположность государства Божьего и мирского, прототипами которых служили церковь и Римская империя.
Возрождение
Начиная с эпохи Возрождения складываются элементы светской философии истории (понятие введено Вольтером), имевшей в виду универсальное историческое обозрение человеческой культуры.
Новое время
Появление науки. Механистическая атомическая картина мира => подобное же отношение к людям – атомам. Детерминизм, центробежное движение атомов (эгоизм) и центростремительное движение (социальный инстинкт).
Гоббс "Левиафан".
Вольтер – ввел термин "философия истории".
Просвещение
Просветители XVIII в. выдвинули идеи исторического прогресса (Дж. Вико, Ж.А. Кондорсе), сформулировали принцип единства исторического процесса (И.Г. Гердер), заложили основы истории культуры (Вольтер), обосновали положение о влиянии на человека географической и социальной среды (Ш.Л. Монтескье, Ж.Ж. Руссо).
Руссо Жан Жак (1712—1778). Выдающийся социальный мыслитель, писатель, один из представителей французского Просвещения.
1. Гуманистическая идея Руссо — проблема социального неравенства и его преодоления.
2. Частная собственность – причина общественного неравенства, антагонизмов и возникновения государства.
3. Социальное неравенство порождает деградацию общественных нравов.
4. Два вида неравенства: физическое, политическое.
5. Историческая необходимость противоречий в общественном развитии. Идея сочетания прогресса и регресса в общественном развитии. Возникновение неравенства было одновременно проявлением и прогресса, и регресса в развитии общества.
6. “О влиянии наук на нравы” – восстал против современной ему цивилизации как цивилизации неравенства.
7. Основной источник социального зла – в общественном неравенстве.
8. Зарождению частной собственности, следовательно, и общественного неравенства предшествовало достижение обществом более высокого уровня хозяйственного развития.
9. Государство – не вечный институт, а учреждение, возникшее на определенной ступени развития человечества.
10. Развитие техники было предпосылкой появления частной собственности, то последняя предшествует становлению государства.
11. В основе образования государства лежит соглашение.
12. Первая ступень неравенства: Противоположность между богатыми и бедными. Вторая степень: Противоположность между сильными и слабыми. Третья ступень: Переход от правомерной власти к власти деспотической.
13. Начальное естественное равенство отрицалось на определенной исторической ступени общественным неравенством, а это последнее сменяется со временем в свою очередь отрицанием отрицания, т.е. установлением равенства, но уже на более высокой основе — общественного равенства.
14. Главное произведение Руссо “Об общественном договоре”.
15. Главная задача общественного договора состоит в отыскании такой формы ассоциации, которая защищала и охраняла бы общей силой личность и собственность каждого члена и в которой каждый, соединяясь с другими, оставался бы в то же время свободным.
16. В частной собственности, основанной на личном труде, Руссо видел опору общественного порядка и связывал с ней возможность устранения деления общества на богатых и бедных.
17. Власть в государстве должна принадлежать народу.
18. Три основные формы правления: демократическая, аристократическая и монархическая.
19. Политическим идеалом Руссо была прямая демократия, осуществляемая на основе общественного договора.
Вико Джанбаттиста (1668— 1744). Выдающийся итальянский социальный мыслитель, создавший философско-историческую концепцию, предвосхитившую последующее развитие историософской мысли, автор ряда произведений по юриспруденции, литературе, филологии, истории и философии.
1. Он отвергал идею фатализма в истории и не соглашался с тем, что история есть цепь случайностей или продукт хитрости и коварства пап и государей.
2. Каждый народ в своей истории проходит определенные циклы развития: эпоху богов — детство человечества, эпоху героев — юность человечества и эпоху людей — зрелость человечества. Существует некоторая закономерность и в развитии государственности, причем аристократия сменяется демократие й, которая для народов, не умеющих достичь идеала, выражается в формах деспотизма.
3. Сформулировал идею объективного характера исторического процесса.
4. Историческое познание он рассматривал как осознание человечеством своих собственных деяний в разных областях общественной жизни.
5. Выдвинута концепция исторического круговорота — развития всех народов по циклам, состоящим из трех эпох: божественной (безгосударственность, подчинение жрецам), героической (аристократическое государство) и человеческой (демократическая республика или представительная монархия). Согласно Вико, каждый цикл завершается общим кризисом, ведущим к распаду данного общества. Смена происходит в результате переворотов, острой борьбы: в патриархальном обществе между отцами семей и домочадцами, а позднее — между феодалами и простым людом.
6. Государство возникло с целью обуздания отцами борющихся против них домочадцев – слуг.
7. История есть продукт высшего разума, иногда противоположного по отношению к частным целям, которые преследуют отдельные личности.
8. Воззрения Вико во многом предварили социальную и историософскую мысль И.Г. Гердера и Г. Гегеля.
Гердер Иоганн Готфрид (1744—1803) — немецкий социальный мыслитель, теолог (по профессии), филолог, лингвист, эстетик и литературный критик по призванию; один из одаренных и плодовитейших умов своего времени.
1. Труд “Идеи философии истории человечества” (1784—1791). Жажда философского историзма поддерживалась направлением мысли его современников. Г.Э. Лессинга и И.И. Винкельмана и предшественников, главным образом Г. Лейбница.
2. История человечества как единый процесс деяний народов. Эти деяния – не результат свершений разрозненных индивидуумов, составляющих общество, а следствие: взаимодействия всего человеческого массива.
3. Он начинает свой труд с планетной системы и пытается установить связь между неорганическим и органическим миром — растениями, животными и человеком. В едином процессе развития сущего человек — логическое завершение на нем, останавливается развитие природы; продолжается развитие уже истории человечества.
4. Культурно-историческая деятельность человечества. Главным образом народное творчество, народные обычаи, верования, традиции и, что весьма существенно, экономические отношения.
5. Исторические стадии возникают, развиваются и исчезают, но при этом необходимо сохранение элементов исторического прошлого, поскольку они могут содействовать будущей жизни и не являются препятствием для дальнейшего развития. Традиция – это само по себе замечательное, неотъемлемое, свойственное самой нашей природе явление, однако она как в практике государственных учреждений, так и в образовании сковывает силу мышления, стесняет движение мысли вперед.
6. Сущность человека сводится к гуманности. Критерием, посредством которого он оценивает все основные явления всемирной истории человечества, является гуманность (римляне не могли внушать ему такого же сочувствия, какое внушали греки, из-за антигуманного воинственного духа, господствовавшего в римской истории). Он считал, что признание национальной исключительности несовместимо с принципом гуманности.
7. Природу человека Гердер усматривал в его неотделимости от общества, понимая последнее как единое органическое целое. Вне этого целого индивид ничто.
8. Гердер впервые поставил вопрос о преемственности в развитии культуры. Эта мысль более никогда не покидала почвы исторического познания и в конце концов нашла свое завершение в идее единой всемирной истории.
9. Движущей силой, пружиной истории выступают живые человеческие силы, способности. Это источник движения истории, основной закон которой — взаимодействие человеческих деяний и природных условий.
Физиократы. Серьезным вкладом в развитие социальной мысли явились идеи физиократов — французских мыслителей XVIII в.
Кинэ Эдгар (1803—1875) — французский историк.
1. В своем труде по истории Французской революции Кинэ размышляет о том, почему революция не принесла французам политической свободы. Причину этого Кинэ видит в том, что французы недостаточно уважают индивидуальную свободу, а последнее обстоятельство он объясняет условиями “старого порядка”. Будучи сам республиканцем, он порицал крайности революции.
Тюрго Анн Робер (1727—1781) — видный французский политический деятель и социальный мыслитель. Обладая разносторонними интересами и знаниями, он посвящал свои труды разнообразным общественно-политическим, экономическим и философским темам.
1. Его философские идеи были близки идеям французских просветителей. Прогресс истории он связывал с непрерывным совершенствованием человеческого разума, развитием искусства, науки. Он восхищался успехами искусства и мечтал о великом будущем, утопающем в лучах разума и свободы. Тюрго в своем труде “Рассуждение о всеобщей истории” утверждал, что история должна вскрыть влияние общих и необходимых причин, влияние частных причин и поступков великих людей на организацию человека, показать пружины и механизмы моральных причин на их следствиях. С точки зрения Тюрго, развитие хозяйственных и общественных отношений, прогресс науки и техники выступают как моменты постепенного просветления человеческого разума. Тюрго усматривал действие особых законов, вытекающих из человеческой воли. Он был далек от идиллии “общественного договора”: “Не нужно думать, что люди когда-либо добровольно поставили над собой господина, но они часто соглашались подчиняться начальнику”.
Мирабо Виктор Рикети (1715—1789) — французский экономист.
1. В своих первых работах разделял идеи меркантилизма, затем примкнул к физиократам. В противоположность Ф. Кинэ, считавшему крупное фермерское хозяйство, основанное на применении наемного труда, единственно производительным хозяйством, Мирабо отстаивал патриархальное мелкое крестьянское хозяйство.
Заслуга физиократов заключается в том, что они стремились, рассматривать общество как некое социальное бытие, существующее независимо от произвола законодателей, и обратили особое внимание на огромную значимость экономического порядка
Позитивисты
Конт Огюст (1798—1857). Французский философ, один из основоположников позитивизма и социологии (именно он ввел в научный оборот термин “социология”).
1. Разрабатывал идею трех стадий интеллектуальной эволюции человечества, которыми определяется все развитие общества. На первой, теологической стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений. Вторая стадия – метафизическая, она заменяет сверхъестественные факторы в объяснении природы различного рода сущностями, причинами и иными метафизическими категориями. Основная задача этой стадии — критическая, разрушительная. Она подготавливает третью и последнюю стадию — позитивную, т.е научную стадию, на основе которой возникает настоящая наука об обществе, содействующая его реальной организации, — позитивная, философия, имеющая своим средоточием социологию.
Спенсер Герберт (1820—1903). Английский философ и социолог, один из основоположников позитивизма, родоначальник органической школы в социологии.
1. Общество как организм по аналогии с биологическим организмом, классовое строение общества, наличие в нем различных институтов также по аналогии с различными органами организма, выполняющими свои особые функции (например, голова уподоблялась правительству, сосудистая система – транспорту и т.д.).
Дюркгейм Эмиль (1858—1917). Французский социолог-позитивист, основатель французской социологической школы и структурно-функционального анализа.
1. Различал два основных вида солидарности – “механическую” и “органическую”. Первый вид характерен для архаического общества, в котором индивидуальные сознания полностью растворены в коллективном сознании, и основан на неразвитости индивидов и их функций в обществе. Основу второго вида солидарности составляют разделение труда, порождающее функциональную взаимозависимость индивидов, а также потребность и необходимость в совместном труде.
2. Рассматривал религию как синоним идеологии.
Шпенглер Освальд (1880—1936). Немецкий социальный философ.
Воля к жизни как практически-динамический принцип.
Труд “Закат Европы”.
3. Всемирная история является не все дальше текущим процессом, а существованием и чередованием различных культур, каждая из которых имеет свою особую “душу”. Культуры – это своего рода живые организмы, живущие под знаком подъема и упадка, роста и увядания, юности и старости. По Шпенглеру, восемь великих культур являются носительницами всемирной истории: египетская, вавилонская, индийская, китайская, мексиканская, античная, магическая (арабская) и европейская, “фаустовская” культура.
Вебер Макс (1864—1920). Немецкий социолог, социальный философ и историк. В молодости его научные интересы были связаны с экономической историей. Затем в процессе исследования взаимоотношения экономики с другими сферами человеческой жизни — правом, политикой, религией и др.
1. Трактует исторический процесс под углом зрения социального действия и его решающих мотивов.
2. Одним из первых обратил внимание на надвигающийся конфликт между бюрократией и демократией и указал на парадокс демократизации общества: вовлекая в управление большое число людей, жизнь создает разветвленные управленческие структуры, а последние оказываются деструктивными для самого демократического общества.