М.: Политиздат, 1980.
ВВЕДЕНИЕ
Как формируются религиозные взгляды, чувства, представления?
В каком возрасте формируются и как долго удерживаются религиозные установки?
Зачем людям религия?
Как воздействовать на чувства и сознание верующих, чтобы изменились их взгляды, мировоззрение?
Как меняющийся мир меняет церковь и верующих?
Все эти вопросы имеют отношение к чрезвычайно сложной проблеме строения и развития религиозной веры. Автор не претендует на то, чтобы дать на нихисчерпывающие ответы, но некоторые, наиболее важные, аспекты данной проблемы найдут отражение в брошюре.
Люди создавали себе богов по своему образу и подобию. Эту мысль сформулировали уже античные философы. «Эфиопы говорят, что их боги курносы и черны, фракийцы же представляют своих богов голубоглазыми и рыжеватыми» (Ксенофан). «Если бы быки и другие животные умели бы рисовать, — говорил он же, — то быки изображали бы богов похожими на быков, лошади,— похожими на лошадей...» [Цит. по кн.: Токарев С. А. Религия в истории народов мира. 1976, с. 10.] Но не только по внешнему облику воображаемые боги были похожи на представителей тех или иных рас и народов, но и чувства этих богов, их эмоции были человеческими: боги страдали и гневались, любили и радовались.
В одном из своих произведений («Черный обелиск») известный немецкий писатель Э.-М. Ремарк пишет: «Мне довелось знать одну женщину, которая десять лет болела раком. Перенесла шесть сложнейших операций, непрерывно страдала, и когда к тому же у нее умерло двое детей, она изверилась в боге».
Спрашивается, почему же она изверилась? Да потому, что она представляла себе бога добрым, справедливым, любящим. Она верила, что бог ей поможет, предотвратит болезни и несчастья, а так как этого не произошло, она «изверилась в боге».
Из этого видно, что и верующий относится к богу эмоционально: он его любит, благодарит и боится и т.д. Так же эмоционально относится верующий к неверующим или инаковерующим. И конечно же религиозная вера эмоционально окрашивает отношение верующего ко всему окружающему миру, к природе и обществу, их строению и взаимосвязям, к возможностям их познания и т.д.
Социальный тип личности во многом определяется тем сплавом, который дает соединение знаний и чувств. «Общеизвестным является факт, — пишет советский исследователь Г. X. Шингаров, — что эмоции имеют первостепенное значение для воспитания личности и для привития ей социально значимых черт. Нравственно воспитанным человеком является не только тот (я бы сказала — не столько тот. — И. М.), кто лишь знает нормы и правила поведения, а тот, у кого знания слились с чувством, образовав убеждения, составляющие сердцевину человеческой личности» [Цит, по кн.: Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976, с. 6 (подчеркнуто мною.— Я. М.). ]
Человек может быть убежденным атеистом или убежденным верующим, и от этого во многом будут зависеть мотивы его деятельности, ее смысл.
В нашей стране научно-материалистическое мировоззрение получило широкое распространение. Как показали исследования, проведенные на Украине, в Белоруссии, Казахстане, в Чувашской, Чечено-Ингушской, Татарской, Марийской автономных республиках, в Воронежской, Орловской, Пензенской, Пермской и других областях, закономерным итогом Октябрьской революции, социалистического строительства и советского образа жизни является отход большинства трудящихся от религии. Советский Союз стал страной массового атеизма.
Однако некоторая часть населения в городах и особенно в сельской местности продолжает верить в бога, религия до настоящего времени играет значительную роль в психической жизни этих людей.
Как правило, это отрицательно сказывается на общественной активности верующих, ограничивает развитие духовных потребностей личности, является преградой в познавательной деятельности человека. Ведь проповедники религии утверждают, что «для господа нужны такие души, для которых интересы царствия небесного стоят на первом месте».
Так что проблема формирования у всех людей и особенно у молодежи научного, материалистического мировоззрения, атеистической убежденности и преодоления имеющейся еще религиозности продолжает оставаться актуальной.
В научно-атеистической литературе, вышедшей в последние годы, вера рассматривалась уже как феномен сознания, исследовалась структура веры, в том числе религиозной, ее социальные функции. [См.: Угринович Д. М. Введение в теоретическое религиоведение. М. 1973; Букин В. Р., Ерунов Б. А. На грани веры и неверия. Л., 1974; Носович В. И. Научный атеизм о религиозной психологии. М., 1975; Попова М. А. Критика психологической апологии религии. М., 1972 и др.] Поэтому в данной работе мы не будем подробно останавливаться на этих вопросах.
Постараемся по возможности коротко рассмотреть некоторые факторы, которые в наше время способствуют формированию религиозной веры; познакомиться с динамикой изменения религиозности, с теми процессами, которые происходят в сознании верующих под влиянием социального и научно-технического прогресса, с тенденциями дальнейшей эволюции религиозности и вытеснения ее атеистическим мировоззрением.
Знание психологии верующих людей, умение правильно оценить и понять происходящие в их сознании изменения играют огромную роль в организации и проведении атеистической работы, являются в значительной степени залогом ее успеха.
ВОСПИТАНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ЧУВСТВ
Часто люди (за исключением, пожалуй, специалистов в области педагогики и психологии) недооценивают силу и глубину детских впечатлений, ассоциаций, переживаний, в частности и тех, которые связаны с религией.
Насколько ответствен для формирования мировоззрения период детства и юношества, показывают данные социологических исследований, проведенных в различных областях страны. Например, социологические исследования причин религиозности в Воронежской области показали, «что подавляющее большинство верующих и колеблющихся (93%) стали верующими в детские годы в результате семейного воспитания и лишь 7% попали под влияние религии в юношеском и зрелом возрасте вследствие неблагоприятных жизненных обстоятельств и влияния религиозного актива» [Вопросы научною атеизма. М, 1967, вып. 4, с. 139.]. Исследования, проведенные на Украине, показали, что в УССР также более 80% верующих приобщилось к религии в детстве под влиянием религиозной семьи.
Закреплять религиозные переживания, превращать их в привычку, а затем в потребность помогают религиозные обряды, праздники, участие в деятельности церковного актива. Если перефразировать старую поговорку «Поступок рождает привычку, привычка рождает характер, характер определяет судьбу», можно сказать: «Поступок рождает привычку, привычка рождает потребность». Как справедливо отмечают исследователи религиозности, для человека, которого с детских лет приучили молиться, совершать религиозные обряды, молитва и обряд становятся потребностью, как потребность умываться, чистить зубы.
В книге Г. Геродника «Последняя исповедь», изданной в Риге в 1970 г., рассказывается о судьбе латышской крестьянки католички Моники, чья вера и религиозные потребности закреплялись активным участием в детстве и юности в религиозной жизни. События, связанные с установлением Советской власти в Латвии, участие в Великой Отечественной войне привели девушку к отходу от религии, однако потребность в соблюдении религиозной обрядности у нее сохранялась очень долго. Вот как она сама об этом рассказывала: «Знания, которые я получила в средней школе и теперь получала в институте, весь уклад новой жизни еще больше утвердили меня в правильности сделанного шага. Я ни на йоту не сомневаюсь, что много лет заблуждалась, мой разум полностью отвергает предрассудки прошлого и с каждым годом делает это все более обоснованно, убежденно. Но кроме разума у человека есть привычки, есть старые привязанности. Я с малолетства настолько свыклась, сжилась с фактом существования Иисуса и Марии, что до сих пор мне трудно без них обойтись...
Прежде каждая очередная исповедь и воскресная месса как бы очищали мою душу, после них я чувствовала облегчение, будто сбрасывала с плеч изрядную тяжесть. Эта потребность отчасти сохранилась у меня до сих пор...
Мой разум развенчал прежних ложных кумиров, но... не развеялся привычный с детства ореол вокруг некоторых имен и названий...» (подчеркнуто мной.— И. М.).
Человек — существо общественное. Формирование его как личности, формирование большинства его потребностей начинается с рождения и зависит прежде всего от воспитания и обучения, от общественных и индивидуальных условий жизни. Целенаправленное воспитание и обучение может и должно начинаться с дошкольного возраста.
У ребенка в дошкольном возрасте уже появляется потребность в совместной деятельности со взрослыми. Он старается подражать их действиям и поступкам. Дети в дошкольном возрасте отличаются повышенной внушаемостью.
Как правило, дети верующих родителей подвергаются индивидуальному и коллективному внушению. В семьях верующих (особенно сектантов) принята предобеденная и послеобеденная молитва, в которой принимает участие вся семья. Некоторые верующие родители вводят элемент религиозного поведения в детские игры, читают и рассказывают детям истории из религиозных книг и журналов, водят детей в молитвенные дома, церкви, мечети. [См.: Калашников М. Ф. Влияние некоторых возрастных психологических особенностей на возникновение элементов религиозности у детей,— Атеистическое воспитание молодежи. Минск, 1972, с. 72—73.]
Учитывая особую впечатлительность, внушаемость детей дошкольного возраста, идеологи, руководители и священнослужители различных религиозных организаций требуют от верующих, чтобы их семьи были «домашними церквами».
В брошюре А. И. Клибанова и Л. Н. Митрохина «Кризисные явления в современном баптизме» (М., 1961), посвященной расколу в баптизме, приводятся выдержки из писем сторонников так называемого Совета церквей евангельских христиан — баптистов. В одном из писем имеются такие строки: «Дорогой брат и дорогая сестра! Если вы соединились брачным союзом, то где ваше благословенное наследие? Столько ли с вами деток, сколько определил господь, или вы, как неверные, которым не на кого надеяться, испугавшись трудностей, преступно оттолкнули это благословение? Если же дети ваши с вами, то знают ли они господа?.. Главное имение, которое вы должны собирать и передать детям вашим, — это драгоценная вера...» Сторонники Совета церквей ЕХБ издают нелегальные журналы, среди них — «Детский друг», в котором печатаются назидательные рассказы, сказки для чтения в кругу семьи, а также журнал «Детский вестник», брошюры, в которых даются наставления избегать увеселительных зрелищ, театров, кино, танцев, спортивных игр, ибо это может «сделаться пагубной страстью человека, отделяющей его от бога». Верующим рекомендуется всегда держаться людей, имеющих «страх божий».
Конечно, не случайно проповедники и защитники религии оберегают свою паству от «светских» развлечений. Они видят в них (и не без основания) некую «конкуренцию» религиозному культу. Ведь развлечения и зрелища дают людям эмоциональную разрядку, т.е. их психологический эффект тождествен эффекту участия в богослужении или молитвы, после которых верующие чувствуют себя морально обновленными, успокоенными, умиротворенными.
Любопытны наблюдения исследователей за молитвенными собраниями верующих, когда для них наступает состояние напряжения всех душевных сил, пробуждение страстей, а затем спад, блаженная усталость, приятное опустошение и успокоение. Бывший проповедник баптистской общины М. М. Герасимов так описывает молитвенное собрание. Начинается проповедь. «Голос у проповедника тихий, убаюкивающий, убеждающий «не настраивать свое сердце для критики и осуждения». Лица баптистов светлеют, отступают сомнения, забывается неуверенность перед земными невзгодами. Проповедник говорит: «...дух святой нисходит к нам, открывает наше сердце и вкладывает в него любовь. Бог — это и есть любовь, долготерпимая и милосердная. Святое евангелие учит нас идти божьим путем...
Чей-то голос вырвался с беспредельной мольбой: «Возьми меня и веди меня по жизненной стезе, спаситель вечный, смерть за нас принявший!»
Обстановка нагнетается. Лица разрумянились, глаза блестят. Братья и сестры во Христе готовы целовать друг друга... Сознание словно притупилось, верующие не думают о содержании проповеди, они ждут от нее лишь взрыва страстей, наивысшей точки внутреннего накала, когда затем вдруг почувствуешь упадок нервных сил и облегчение». [См.: Герасимов М. М. Наедине с совестью. Казань, 1972.]
Иногда в атеистической литературе встречается односторонняя характеристика чувств верующих лишь как негативных. Отмечается, что им присущи чувство страха перед будущим, подавленность, грусть, ненависть к инакомыслящим. Беседы с верующими показывают, что в богослужениях их, в частности, привлекают возникающие после моления чувства восторга, умиления, умиротворения, радости и т. п. Эти чувства кратковременны, и возникают они, как правило, во время молитвы, чаще коллективной, во время участия в религиозных обрядах, но именно они, как справедливо отмечает советский исследователь В. Р. Букин, приводят верующих к убеждению, что религиозные обряды обладают особой «благостной силой».
Испытанные в детстве приятные чувства, возникавшие многократно в связи с определенной музыкой, пением, тем или иным местом и соседством с близкими людьми, способны оживать, когда человек попадет в похожую обстановку, услышит волновавшие его прежде мелодии. В художественной литературе приводится множество тому примеров. В романе Джеймса Болдуина «Если Билл-стрит могла бы заговорить» героиня вспоминает свою церковь потому, что она там сидела на коленях у мамы и в окружении приятных ей людей. «Как только мне вспоминается псалом «Безоблачный день»,— рассказывает она,— я будто снова сижу там на коленях у мамы. Как только у меня в ушах зазвучит «Благословенный покой», так я сразу вспоминаю церковь Фонни (ее любимого.— И. М.) и мать Фонни. Я не о том, будто от этого псалма веяло покоем и будто в церкви был покой, Просто в нашей его не пели. У меня он накрепко связан с церковью Фонни...» [Иностранная литература, 1975, № 7, с. 69.]
Недаром религиозные наставники любят повторять: «Что вложено в человека до семи лет — сохранится на всю жизнь, от 7 до 14 лет — на полжизни, от 14 до 20 — примерно на 5 — 7 лет». Верующим родителям постоянно внушается, что «детство — период, когда самые великие истины запечатлеваются на долгое время». Конечно, далеко не все семьи верующих соответствуют баптистскому или адвентистскому идеалу «домашней церкви», хранят религиозные традиции, удерживают своих детей от тесных контактов с «миром», но некоторая ид часть строго придерживается письменных и устных инструкций о создании «домашней церкви». Как отмечают исследователи, подавляющее большинство верующих семей — многодетные. Часто работающие матери не обращаются к услугам детских учреждений. В нарушение законодательства о культах в религиозных общинах создаются детские группы, в которых организована «служба сестер». «Сестры» оказывают помощь многодетным матерям и одновременно обучают детей религии.
Ребенок целиком зависит от взрослых. Поэтому, как отмечает М. Ф. Калашников, «совершенно естественным со стороны дошкольников, а отчасти и младших школьников, является отсутствие сопротивления религиозному воздействию родителей, особенно в тех случаях, когда оно ведется с раннего возраста, целенаправленно и систематически». [ Калишников М. Ф. Влияние некоторых возрастных психологических особенностей на возникновение элементов религиозности у детей.— Атеистическое воспитание молодежи, с. 71] Ребенку младшего дошкольного возраста родители кажутся всесильными и всезнающими, поэтому каждое их слово, в том числе и рассказы верующих родителей о боге и святых, воспринимается ребенком как непреложная истина.
Пользуясь различными методами религиозного воспитания—примером, внушением, поощрением, наказанием, упражнением (чтение Библии, переписывание религиозных текстов и т. д.) и др., религиозные проповедники и верующие родители вырабатывают у детей определенную, довольно устойчивую систему взглядов и чувств.
Если возникновение так называемой «первичной религиозности» связано с подражанием, когда чувства преобладают над разумом, то второй этап воспитания религиозных чувств и переживаний характеризуется формированием относительно сложных и устойчивых религиозных установок. Уже с 5—6 лет религиозные переживания представляются детям некой, самоценностью, которую следует охранять.
У детей 6—7-летнего возраста верующие родители под руководством своих религиозных наставников (речь идет прежде всего о сектантах) воспитывают потребность в религиозном коллективе.
Потому-то такое большое значение придают идеологи религии величине семей верующих. Многодетные семьи рекламируются, их фотографии рассылаются по общинам, Эти семьи поддерживаются денежными ссудами, в общем, находятся под постоянным наблюдением и опекой религиозных активистов.
Как известно, перевоспитывать труднее, чем воспитывать. Детские впечатления, навыки, приобретенные в детском возрасте, очень сильны, они помнятся, как правило, всю жизнь. «Надо предохранять ребенка от внушения ему истин, противоречащих науке»,— писала Н. К. Крупская еще в 1918 г. в статье «О советской школе». Религиозное воспитание постепенно может выработать у ребенка отрицательное отношение к нормам общественной жизни и ко всей идеологической системе общества.
Л. Сердобольская, изучавшая в Ленинграде семьи баптистов, приходит к выводу, что воспроизводство религии в баптистской среде происходит отнюдь не стихийно. Оно регулируется проповедниками. Организуемые сектантами в нарушение существующего законодательства о культах кружки рукоделия, хоры, оркестры и т. д. не столько развивают у детей и подростков способности и удовлетворяют их эстетические потребности, сколько воспитывают у молодежи потребность в общении с единоверцами и неприязнь к неверующим, ибо религия всегда разъединяла людей по принципу «мы» и «вы».
В подростковый период (от 11 до 15 лет), как отмечают психологи, у детей особенно интенсивно развиваются познавательные процессы. Учебная, трудовая и игровая деятельность питает познавательные потребности и одновременно формирует их. В этот период формируются убеждения и мировоззрение. Социалистическое общество стремится воспитать а подрастающем поколении высокую идейность, социальную активность, верность революционным традициям, уважение к духовным ценностям нашего общества.
Подростки уже не принимают на веру все сказанное взрослыми. Опираясь на накопленный ими некоторый багаж знаний и небольшой жизненный опыт, они стремятся составить собственное представление о том, что их окружает, выработать свой взгляд на мир. В этом возрасте чувства уже могут и должны контролироваться разумом. Подростки начинают ставить под сомнение философские, моральные и другие воззрения взрослых, в том числе и религиозные, Именно поэтому, считают многие исследователи, «подростковый возраст является самым подходящим для формирования у молодежи научно-материалистического мировоззрения». [ Керснаускас Ю. П. Некоторые вопросы организации и проведения кпнкретных атеистических исследований в средней школе.— Атеистическое воспитание молодежи, с. 127.]
Как известно, небольшая часть нашей молодежи все-таки придерживается религиозных взглядов. И хотя, как правило, процент молодежи в религиозных общинах невысок, это активные члены общины, выполняющие различные поручения по организации кружков, занятиям с детьми, миссионерской деятельности среди молодежи и др.
Совершенно обоснованно многие ученые: философы, социологи, этнографы, историки, а также писатели обращают внимание на необходимость более пристального изучения подростков. «Ведь это значит бережно прикоснуться к формирующейся личности — сложной, противоречивой, в которой часто уживаются целенаправленность и равнодушие, взрослое тяготение к философским вопросам и известная инфантильность в понимании гражданственности». [ Барто Агния. Этот внепоэтический возраст.-—Комсомольская правда, 1977, 24 июня.]
Исследователи отмечают увеличение количества проповедей, адресованных молодежи, а также обращают внимание на изменение содержания и формы религиозной пропаганды. Вовлекая молодежь в секту, сектанты используют разнообразные методы: беседы, приглашения участвовать в хоре или оркестре, помощь деньгами или делом.
Бывшая пятидесятница Г. Барановская рассказывает о другом способе «обращения в веру». Сначала сектантам удалось втянуть в общину старшую сестру Люду. Случилось это так. На занятиях кружка художественной самодеятельности кто-то посмеялся над ее голосом, и она прибежала домой в слезах. А дома оказалась тетка — сестра матери, пятидесятница, Она начала успокаивать Люду: «А ты, доченька, плюнь на всех этих своих друзей. Если хочешь петь, приходи к нам на собрание». «Что вы, тетя Тоня,— вспыхнула Люся.— Я ведь комсомолка...» А тетя словно не слышала ее слов и ласково продолжала: «У нас не смеются над людьми и не неволят. Приходи, послушай. Не понравится — уйдешь, никто слова не скажет. А поют как, куда вашим...». [Возвращение к жизни. Владивосток, 1965, с. 63.] Люда стала петь в хоре пятидесятников. А через несколько месяцев положила на стол секретарю комсомольский билет и заявила, что никогда не отречется от Христа. То же произошло и с младшей сестрой. Повлияли разговоры родственников об «интересных» собраниях сектантов, восхищение старшей сестры.
Родители девочек не верили в бога и были против их вступления в секту. Почти каждый день в доме происходили по этому поводу скандалы.
А в молитвенном собрании девушек хвалили. Проповедник успокаивал: «Это сатана с богом борется. Идет разделение людей на земле и в каждой семье. Мужайтесь в этой борьбе. Это только первое ваше испытание на пути к истине».
По его совету сестры ушли к родственникам-сектантам. А собрание молилось, чтобы их родители пришли к богу. Девушки не могли понять, почему их родители не хотят райской жизни, не страшатся адских мук. В конце концов девочки решили «принять на себя грех» и вернуться к родителям, но верить в бога не перестали. Мать больше их не ругала и не упрекала, хотя дочери по-прежнему продолжали ходить в собрание. Она решила отвлечь их от секты другим путем. Отпустила младшую на каникулы к родственникам в Краснодарский край. В дороге девочка столкнулась с фактом нечестности сектантов. Это настолько ее потрясло, что, приехав на место, она не пошла в их молитвенный дом. Осталась в Краснодарском крае учиться и в новом коллективе совсем отошла от секты. А потом к ней приехала и старшая сестра.
Так как же возникла вера в бога у этих девушек? Многие верующие сказали бы, что это «потребность души». Тем более что выросли девочки в нерелигиозной семье.
Однако любой непредубежденный человек увидит за этим «сверхъестественным» обращением в веру активную деятельность как религиозных проповедников, так и рядовых членов общин. В наше время люди вообще довольно редко «приходят к богу» сами. Как правило, их находят опытные миссионеры и религиозные активисты и «приводят к богу» — в молитвенный дом, в церковь.
Молодежь склонна к романтике. И эта склонность также используется сектантами. Молодым хочется совершать героические поступки, попасть в герои, и на этих чувствах спекулируют опытные религиозные проповедники, которые направляют юношеские порывы, вдохновляя молодежь «пострадать за Христа». В журнале «Вестник спасения» за 1968 № 3 сторонники Совета церквей ЕХБ требуют от своей паствы не считаться с родными и близкими, их интересами, когда возникнет необходимость «пострадать за Христа». «Если вам дано проходить через... страдание,— пишет журнал,— вспомните, что это дар божий, это случай, когда вы можете стать героем».
Доказывая, что истинным христианином может быть лишь верующий, который испытывает гонения, притеснения, сторонники СЦ ЕХБ активно проповедуют «святость страданий», провоцируя столкновения верующих с неверующими, с представителями власти и т. д.
Кстати, молодежь из незарегистрированных общин Совета церквей ЕХБ подчас признается, что «если бы религиозные группы пошли на регистрацию и получили законные права, то было бы неинтересно, никто бы не тревожил и все шло как обычно».
Религиозные организации никогда не выпускали из своего поля зрения молодежь. Особое внимание уделяют они ей и наши дни, когда религия и церковь переживают глубокий кризис. В сентябре 1970 г. в Риме папа Павел VI, обращаясь к участникам VII Международного томистского конгресса, сказал: «...является чрезвычайно важным, более того — первой необходимостью, чтобы философы и теологи интересовались «семи проявлениями современной жизни, выслушивали поднимающиеся требования, особенно молодежи, понимали даже иногда неясные устремления, зарождающиеся в самой глубине сердца...»
От того, каким будет подрастающее поколение, в значительной степени зависит будущее общества. Это относится и к нашему обществу — обществу, строящему коммунизм. Нравственный идеал коммунизма, его моральные ценности противоположны идеалам и ценностям религиозным. Поэтому вполне естественно беспокойство, которое проявляет наша общественность по поводу даже того небольшого количества верующих, которое имеется сейчас среди молодежи.
Для общества небезразлично, какую систему ценностей принимает личность, какую жизненную и общественную позицию она занимает. Ведь «включенная в систему социальных ценностей данного общества, личность не только подвергается оценке, но и сама оценивает...
Сущность личности выражает ее сознательное отношение к обществу и другим людям, общественное применение ее способностей и дарований» (подчеркнуто мною.— И. М.). [ Слободянюк С. С. Личность как ценность. М., 1971, с. 49.]
Желательно, чтобы процесс формирования личности коммунистического общества, ее потребностей, интересов, мировоззрения был целостным, ведущим к воспитанию гармоничного человека и в психологическом смысле.
Как говорит восточная поговорка: «Если хочешь обеспечить себя на один год — посей рис, на десять лет — сажай дерево, на сто лет — готовь человека».
ПОЛ, ВОЗРАСТ, РЕЛИГИЯ
Среди верующих самый большой процент (по возрасту) составляют люди пожилые и старые, а по полу — женщины. Это объясняется рядом социально-психологических причин.
На основе проведенных исследований можно сказать, что па женщин, на их настроение больше, чем на мужчин, влияют микроклимат рабочего коллектива, условия труда, атмосфера семейной жизни. Некоторые исследователи справедливо отмечают, что и на религиозность женщин, по-видимому, влияют особенности женской психологии, выражающиеся в большей эмоциональности, склонности к подражанию, внушению и самовнушению.
Но для понимания того, почему среди женщин религиозность выше, чем среди мужчин, не это является главным.
На протяжении многих веков уделом женщины были семья, воспитание детей, забота о муже, домашняя работа. Неразвитые общественные отношения, господство религиозной идеологии ставили женщину как в семье, так и в обществе в положение существа «второго сорта». Наиболее пожилые наши современники еще помнят деспотичные порядки в русских патриархальных семьях, которые сохранялись кое-где и в начале нашего века. И уж, конечно, почти каждый знаком по литературе с «Домостроем», в котором, кроме многих других «полезных» советов, рекомендовалось как бить жену, чтобы не нанести ей увечья.
Религия оправдывала и закрепляла униженное, подчиненное, неравноправное положение женщины, освещая его своим авторитетом. «Господственное положение,— писал митрополит Макарий,— не завоевано мужчиной, но дано ему самой природой». [См.: Наука и религия, 1963, № 3, с. 66.] «...Жены, повинуйтесь своим мужьям»,—-сказано в Библии (1-е Петра, 3; 1). «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» (1-е Тимофею, 2: 11 —12), — поучает эта «священная» книга. «Священная» книга мусульман Коран также утверждает господствующее положение мужчин, ссылаясь на болю божью: «Мужья стоят над женами за то, что аллах дал одним преимущество перед другими...» [Коран. 4:38.] В некоторых странах, где господствует мусульманская религия, до сих пор в отношении женщины сохраняются жестокие обычаи.
Конечно, все потребности, свойственные личности, всегда были присущи женщине, но в условиях классового и экономического неравенства они не могли получить адекватного удовлетворения.
Основоположники марксизма рассматривали вопрос эмансипации женщин как часть общего вопроса социалистической революции. Поэтому именно в Советском Союзе, где произошла Великая Октябрьская социалистическая революция, воплотившая в жизнь идеи марксизма-ленинизма, женщина получила равные права с мужчиной во всех областях жизни.
Коммунистическая партия и Советское правительство придают большое значение активному участию женщин в коммунистическом строительстве. В. И. Ленин говорил, что «без привлечения женщин к самостоятельному участию не только в политической жизни вообще, но и к постоянной, поголовной общественной службе нечего и говорить не только о социализме, но и о полной и прочной демократии». [ Ленин В. И. Поли. собр. соч., г. 31, с. 165.]
В Советском Союзе 92,5% всех трудоспособных женщин выполняет общественно полезную работу или учится. Среди специалистов в области здравоохранения, народного образования, культуры, науки и искусства женщины составляют абсолютное большинство.
Как видно из приведенных данных, в Советском Союзе решены или успешно решаются многие социальные вопросы, связанные с эмансипацией женщин, с их равноправием. Завоевания социализма обеспечили женщине право на труд и равную с мужчинами оплату по труду, право на образование, отдых, а также равноправное участие женщин в управлении страной.
Советский Союз и другие социалистические страны служат для народов всего мира примером наиболее полного и успешного решения «женского вопроса».
Многолетний опыт международного женского, движения показал, что наибольшие успехи в борьбе за эмансипацию достигаются тогда, когда в нее включаются все прогрессивные силы общества.
С каждым годом женщины, которые составляют большинство населения многих стран, все активнее включаются в общественную жизнь, все решительнее заявляют о своих правах.
XXVII сессия Генеральной Ассамблеи ООН провозгласила 1975 год Международным годом женщин, обратив тем самым особое внимание на проблемы равноправия женщин.
«...Полное и всестороннее развитие страны, благосостояние всего мира и дело установления всеобщего мира требуют максимального участия женщин наравне с мужчинами во всех областях»,— говорится в «Декларации о ликвидации дискриминации женщин».
Социальный и научный прогресс в целом, успехи в эмансипации женщин в частности привели к резкому снижению религиозности в женской среде. В нашей стране подавляющее большинство женщин — атеисты. Отмечается снижение уровня религиозности среди женщин (особенно молодых) и во многих других странах.
В книге «Вера без мессы» Пьер Вилэн показывает, что в настоящее время девушки в большем количестве, чем юноши, отходят от церкви. Об этом свидетельствуют и результаты обследования, опубликованные в журнале «Ля ви католик», где указывается, что в период с 1958 по 1969 г. количество прихожанок в возрасте от 18 до 24 лет уменьшилось с 43 до 32%, а прихожан в том же возрасте — с 25 до 17%. [См.: Блинова Е, П. Религия и женщина. М., 1976, с. 39.]
Оказавшись перед реальной опасностью потерять влияние и в женской среде, некоторые церкви начали пересматривать свое отношение к женщине. В проповедях давно уже не делается упор на то, что женщина является «сосудом дьявола». Православные и протестантские богословы подыскивают приемлемую для современной женщины трактовку религиозного требования: «Жена да убоится своего мужа!» Баптисты всячески подчеркивают роль матери в религиозном воспитании детей. Муллы стараются не подчеркивать данное мужчине Кораном право на многоженство. Ватикан вынужден признать существование «женского вопроса» и считаться с референдумом 1974 г., когда в Италии большинство верующих женщин, несмотря на отрицательное отношение католической иерархии к семейным реформам, проголосовали за разрешение развода. Англикане стали посвящать женщин в священнический сан, а зарубежные баптисты — выдвигать их на руководящие церковные посты. В 1977 г. на ежегодной Ассамблее Союза баптистов Великобритании впервые за всю историю баптистского движения вице-президентом была избрана женщина — миссис Александер. Правда, пока это начинание встречает довольно сильную оппозицию со стороны священнослужителей-мужчин. Однако, думается, им придется смириться с этой тенденцией.
Хотя факт снижения уровня религиозности среди женщин под воздействием социального и научно-технического прогресса неоспорим, тем не менее, как было сказано, подавляющее большинство верующих всех конфессий и в паши дни — женщины. В Советском Союзе они составляют около 70—80 % членов религиозных общин.
По-разному мотивируют верующие свою религиозность. Баптисты, адвентисты и представители других сект, как правило, говорят: «Не сам я к богу пришел, бог меня нашел». Однако почему «бог находит» в основном женщин? Каких женщин «находит бог»?
Исследования показывают, что подавляющее большинство верующих женщин пожилые, пенсионного возраста. По семейному положению преобладают одинокие, вдовы, по социальному— как правило, занятые неквалифицированным трудом: санитарки, уборщицы, разнорабочие или вообще не работающие на предприятиях, в учреждениях. Бросается в глаза узость их трудовых и социальных связей.
Будучи в нашей стране равноправной с мужчиной, женщина в силу ряда социальных причин не имеет пока равных с мужчинами возможностей в использовании свободного от работы времени. Она больше занята домашним хозяйством и детьми и соответственно меньше занимается самообразованием, меньше общается с друзьями, меньше занимается активной общественной работой. Но у нее, так же как и у мужчин, есть настоятельная потребность в познании, потребность эмоционального контакта, эстетические потребности, потребность самоутверждения и самовыражения. Реальная же возможность для удовлетворения этих потребностей гораздо уже, чем у мужчин.
Неудовлетворение подобных потребностей нарушает внутреннее (душевное) равновесие, вызывая, в свою очередь, обычно и нарушение внешнего равновесия, что становится заметно окружающим.
Религиозные миссионеры ищут и нередко находят эмоциональный контакт с «выбитыми из колеи» людьми. Каждому человеку, и особенно женщине с ее повышенной эмоциональностью, приятно быть предметом заинтересованности, общаться с человеком, чьи чувства «созвучны» ее собственным. [Подробно о потребности в эмоциональном контакте см. в кн.: К, Обуховский. Психология влечений человека, М., 1972.]
Женщина, чьи социальные связи оборваны или чрезвычайно узки, чьи потребности ограниченны или не удовлетворены,— вот та фигура, которая привлекает в первую очередь сектантских миссионеров, работающих среди женщин.
В религиозных общинах (особенно бап
| Поделиться: |
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных