Изучение религиоведения, как учебной дисциплины предметной подготовки предусматривается Государстве6нным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации. Она способствует уяснению места антропологии в культурологическом знании. Позволяет студентом уяснить многообразие и специфику предмета и методов религиоведения. Содержание курса «религиоведения» тесно связано с курсами «Культурология», «История и теория религий», «Этнология», и др.
2.8. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ. Указывается форма промежуточной аттестации и перечень примерных вопросов и/или заданий, примеры оценочных средств для контроля успеваемости по дисциплине. – См. выше
Для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации по итогам освоения курса и контроля СРС используется тестирование и учет работы студентов в ходе работы на семинарском занятии; для контроля успеваемости по дисциплине – экзамен.
Поскольку речь идет об оценивании результатов обучения в условиях компетентностного подхода в обучении, это накладывает свой отпечаток при применении компетентностного подхода. Во-первых, компетентностный подход стыкуется с триадой «знания-умения-навыки», что облегчает процесс оценивания. Во-вторых, если оценка уровня развития базовых компетенций осуществима на «входе» и «выходе», то специальные компетенции ввиду их узкоспециального характера – «в процессе» и «на выходе ». То и другое предопределяет способы оценки - оценочные срезы, рейтинговые баллы, тесты, а для развития компетенций студентов использовать методы смыслового диалога, учебной дискуссии, проблемного обучения, задачный метод и другие, достаточно распространенные методы. Накопительно возможна балльная оценка компетенций на основе оценивания текущей оценки, зачетов, в том числе промежуточных, итогового госэкзмена, курсовой и ВКР, оценку итоговой педпрактики. (В спецдисциплинах особо значимыми единицами содержания профессиональной подготовки становится за дача, задание с атрибутами обоснованнное предписание по выполнению действия, цель, искомое неизвестное и известные условия задачи).
Предлагается использовать следующую шкалу оценивания компетентности:
Характеристика ранга | Оценка по пятибалльной шкале | |
Повышенный уровень (компетенция развита на творческом уровне) – студент продемонстрирвал полные, глубокие и осознанные знания не только программного материала, но и дополнительной информации. Работа выше среднего уровня. Ошибки не имели принципиального характера.. | ||
Достаточный уровень (компетенция достаточно развита) – студент продемонстрировал полные, глубокие и осознанные знания, компетенция сформирована на уровне обобщенного умения. Но рабата среднего уровня с некоторым числом стандартных ошибок | ||
Недостаточный уровень (компетенция недостаточно развита – студент продемонстрировал неполное, поверхностные и слабо осознанные знания, компетенция сформирована лишь частично, на уровне отдельного умения. Решение задачи вызвало затруднения) | ||
Слабая работа, требуется значительная ее доработка |
Если на занятии приводится тестирование по итогам семинара, можно применить балльную систему оценивая (один балл за каждый правильный ответ).
Технологическая карта оценивания компетенций по отдельной теме курса (фрагмент) примет вид – см. таблицу.
Тема | Уровень | Компетентность | Объект оценивания | Средства оценивания | срок оценивания |
Первобытные формы верований и культ ов | Знаньевый: | Понятие религия, элементы религии, теории возникновения религии, функции религии, виды религиозных организаций | - Тест, работа на семинарском занятии, на лекции | КИМ, | В ходе семинара, по окончании курса |
Деятельностный | Уметь объяснить, почему особенности первобытного мышления способствовали возникновению религиозных воззрений Разбираться в содержании и видах религиозных ритуалов Понимать различия между видами первобытных религиозных воззрений Объяснять причины сохранения пережитков первобытных форм верований в современной культуре | - Тест, - составление словаря, - подбор статстического материала, наглядности | КИМ, семинарское занятие, выполнение курсовой работы, ВКР | В процессе проведения семинарских занятий | |
Рефлексивный | - готовность к дальнейшему изучению темы в целях преподавания, самостоятельно вести поиск и отбор материала по заявленной теме. | Производственная практика | Производственная практика |