ТЕМА 12. Ценообразование
1. Цена: сущность, функции, виды.
2. Методы ценообразования.
3. Государственное регулирование ценообразования
=1=
Цена это важнейшая экономическая категория, в которой пересекаются практически все основные отношения в обществе: производство и реализация товаров, формирование их стоимости, создание, распределение и использование денежных средств.
Цена – это денежное выражение стоимости изделия. Цена состоит из отдельных элементов, которые представляют собой отдельные части стоимости. К ним относятся себестоимость, прибыль, акцизный и другие виды налогов, сбытовые и торговые скидки (наценки). Конкретный набор названных элементов и их величина зависят от вида продукции (услуг) и цен.
Цена выступает важнейшим экономическим рычагом, с помощью которого государство может воздействовать на развитие экономики в целом, отдельного производства и его структуры, конкуренции товаропроизводителя и конкурентоспособность товара, НТП.
Цены выполняют ряд функций:
Учётная – отражая в цене изделия стоимость сырья, материалов, труда и т.д., имеется возможность определить сколько стоит обществу производство продукции.
Стимулирующая – цена может заинтересовать предприятие в выпуске продукции, либо, наоборот, подталкивают к снятию ее с производства.
Регулирующая – выражается в том, что на основе уровня цен регулируется спрос по отдельным видам товаров.
Распределительная – заключается в перераспределении части валового дохода между предприятием, бюджетом, внебюджетными фондами.
В условиях рыночной экономики в зависимости от объектов обслуживания различают:
- отпускную цену предприятия;
- оптовую цену сбытовых организаций;
- розничные цены.
Отпускная цена предприятия применяется для определения объема реализованной продукции, прибыли и других показателей, при анализе экономической деятельности, планировании и составлении отчетности. Отпускная цена предприятия включает полную себестоимость продукции, налоги и отчисления, увеличивающие эту цену, и прибыль предприятия. К налогам и отчисления, увеличивающим цену, относятся: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизный и отчисления в республиканские целевые фонды (РЦФ). Акцизный налог установлен только на определенный круг товаров, не являющихся первой необходимостью (алкогольные напитки, табачные изделия, изделия из меха, драгоценных металлов и др.).
Оптовая цена состоит из отпускной цены предприятия и сбытовых наценок (надбавок), используемых оптовыми организациями на покрытие собственных издержек и образование прибыли.
Розничная цена включает оптовую цену и торговую наценку, которая используется торговыми организациями на покрытие собственных издержек и образование прибыли. Уровень торговых наценок устанавливается в зависимости от вида продаваемой продукции. По розничным ценам торгующие организации реализуют товары населению.
Схема состава цены представлена на рисунке.
Издержки | Прибыль | Налоги | Оптовая надбавка | Торговая надбавка | ||
Отпускная цена предприятия | Издержки сбытовых организаций | Прибыль сбытовых организаций | Издержки торговых организаций | Прибыль торговых организаций | ||
Оптовая цена сбытовых организаций | ||||||
Розничная цена | ||||||
=2=
Существует три основных метода ценообразования:
Метод с ориентацией на издержки (затратный метод).
Это один из наиболее распространенных методов. Суть затратного метода состоит в том, что к рассчитанной величине себестоимости продукции добавляется желаемый для предприятия размер прибыли и косвенные налоги и неналоговые платежи в соответствии с действующим законодательством.
Цена = себестоимость +прибыль + косвенные налоги.
Затратный метод популярен как в отечественной, так и зарубежной практике.
Преимущества данного метода:
- производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе;
- этот метод прост в расчете.
Основным недостатком затратного метода является невозможность учесть в цене потребительские свойства товара и изменение рыночной конъюнктуры.
Обычно затратный метод применяется при обосновании цен на новую продукцию, продукцию, выпускаемую по разовым и индивидуальным заказам, на потребительские товары и услуги, на продукцию предприятий монополистов (уровень рентабельности установлен в соответствии с законодательством), а также при формировании цен на товары иностранного производства.
Пример расчёта отпускной цены предприятия (прямой счет)
№ | Статьи издержек | Ед. изм. | Исходные данные для расчёта | Расчёт | Сумма издержек для включения в цену |
Полная себестоимость | тыс.руб. | 57800,00 | |||
Прибыль | % | 57800*20/100 | 11560,00 | ||
РЦФ (республиканские целевые фонды) | % | (57800+11560)*3/(100-3) | 2145,15 | ||
Отпускная цена предприятия без НДС | тыс.руб. | 57800+11560+2145,15 | 71505,15 | ||
НДС | % | 71505,15*18/100 | 12870,92 | ||
Отпускная цена предприятия | 71505,15+12870,92 | 84376,07 |
Пример расчёта суммы прибыли по изделию на основе
действующей на рынке цены на него (обратный счет)
№ | Статьи издержек | Ед. изм. | Исходные данные для расчёта | Расчёт | Сумма издержек, прибыли |
Отпускная цена на продукцию, действующую на рынке | тыс.руб. | 84376,07 | |||
НДС | % | 84376,07*18/118 | 12870,92 | ||
РЦФ | % | (84376,07-12870,92)*3/100 | 2145,15 | ||
Прибыль | тыс.руб. | 84376,07-12870,92-2145,15—57800(полная с/с) | 11560,00 |