СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10




СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ И КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ

1. Творчество – обязанность человека перед самим собой

2. Доверьтесь собственному опыту

3. Творчество начинается с гармонизации взаимоотношений с

окружающим

4. Характеристики творчески работающего коллектива

5. Верный способ достижения творческих успехов

6. Осторожно: темное творчество

Основные понятия: творчество, технологические и психологические составляющие творчества, практикум, темное творчество.

ВОПРОСЫДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Законспектируйте с. 165-167 книги Вайнцвайг П. «Десять заповедей творческой личности» (Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990) и подберите для себя музыку, которая бы помогла бы Вам почувствовать вдохновение и стремление к добрым делам.

2. Прочтите текст под названием “Как была построена речь, получившая премию” из книги Д.Карнеги “Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично” (Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989) и попробуйте написать фрагмент своей речи, аналогичной данной. Город (село) выберите по своему усмотрению.

3. Найдите какую-нибудь книгу, автором которой является В.Ф.Шаталов, и выпишите пример, свидетельствующий о его творческом подходе к педагогической деятельности.

4. Древние учителя на Востоке практиковали упражнения, рассчитанные на развитие мышления учеников, их умения говорить. Одним из таких упражнений являлось такое: учитель называет одно слово, например, “стрела”. Задача ученика – сразу же начинать говорить на эту тему до тех пор, пока не остановит учитель. Ученик мог говорить пять минут, полчаса и т.д. Попрактикуйтесь самостоятельно и покажите свое мастерство в этом виде ораторского искусства.

5. Охарактеризуйте четыре фазы творческого процесса. Как вы понимаете сущность творческого озарения?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.

Ахияров К.Ш. Педагогическое творчество В. А. Сухомлинского и современная школа. – Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2002. – 188 с.

Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя. – М.: "Знание”, 1974. – 64 с.

Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – 192 с.

Волкова Т.Н. 1000. Творческие игры, задания и тесты для раз-вития памяти и внимания у детей 6-12 лет. – Донецк: ООО «БАО», 2005. – 240 с.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987. – 286 с.

Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Прогресс, 1989. – 712 с.

Одаренные дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография. – Уфа: Гилем, 2004. – 258 с.

Шакуров Р.Х. Творческий рост педагога. – М.: Знание, 1985. – 80 с.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. – С.60-74.

 

ФОРМЫВЗАИМОДЕЙТВИЯ СУБЪЕКТОВ В ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССАХ

 

1. О силе воздействия учителя на учеников

2. Организационные формы педагогического процесса и их влияние на взаимодействие между учителем и учащимися

3. Авторитарный вариант взаимодействия между педагогом и

воспитанниками

4. Особенности взаимодействия между участниками педагогического процесса в условиях урока

5. Причины искаженных взаимоотношений между педагогами и

детьми

6. Система авторитарного воспитания И. Ф. Гербарта: за и против

7. Право учителя быть самим собой

8. Формы и технологии взаимодействия с субъектами образовательного

процесса.

Основные понятия: субъект образовательного процесса, экскурсия, урок, труд; официальный и дружеский, жесткий и авторитарный варианты взаимодействия; «пробная» экскурсия, кондуит.

ВОПРОСЫДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Законспектируйте статью Москвиной Н.Б. (Риск личностно-профессиональных деформаций учителя // Педагогика. – 2005. – №8. – С. 61-67) и приведите пример из вашей практики или жизненного опыта в подтверждение одного из положений статьи.

2. С.Т.Шацкий, вспоминая годы учебы в гимназии, признается, что страх преследовал учащихся на каждом уроке. Прочтите с.36-44 его книги (Шацкий С. Т. Работа для будущего. – М.: Просвещение, 1989) и подумайте, как бы вы "помогли" учителям гимназии более гуманными методами решить возникшие проблемы. Ответ оформляйте письменно. Учителей из текста выберите сами, но не более трех.

3. Из статьи Я. Корчака "Неприязнь" (Корчак Я. Воспитание личности. – М.: Просвещение, 1992) выпишите подряд любые понравившиеся три абзаца. Объясните устно, почему захотелось запечатлеть именно эти строчки?

4. Отыщите книгу Плутарха "Избранные жизнеописания" и прочтите текст, посвященный Ликургу. Какие направления спартанского воспитания следовало бы восстановить в наше время? Как бы отнеслись учителя, родители к вашей инициативе, если бы вы попытались внедрить элементы спартанского воспитания в практику современной школы? Задание выполните письменно лаконичным языком.

5. Не секрет, что ухудшению взаимоотношений между участниками педагогического процесса вносят свою «лепту» и сами воспитанники. Какие изъяны семейного воспитания больше всего мешают установлению доверительных и искренних отношений между учителями и учениками?

6. Некоторые учителя считают, что домашние задания служат основной причиной ухудшения отношений между учителями и детьми, между учителями и родителями. Высказывается мнение, что домашние задания следует отменить вообще. Как вы относитесь к этой точке зрения?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ахмадуллина Х.М., Ахмадуллин У.З. Медико-социальные и педагогические проблемы формирования здоровья детей школьного возраста. – Уфа: Восточный университет, 2004. – 92 с.

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практ. руководство для отчаявшихся родителей: Пер. с англ. – М.: Просвещение, 1991. – 224 с.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: "Школа-Пресс", 1995. – 448 с.

Корчак Я. Воспитание личности. – М.: Просвещение, 1992. – 287 с.

Личностно-ориентированное обучение: Хрестоматия: Для студентов гуманит. факультетов высших учебных заведений / Сост. Е.О.Иванова, И.М.Осмоловская. – М.: СГУ, 2005. – 263.с.

Мухамедьянов С.А. Мудрость воспитания. – Уфа: «Школа Гармония», 2001. – 80 с.

Сафин В.Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования: Монография. – Уфа: Гилем, 2004. – 258 с.

Сорока-Росинский В.Н. Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1991. – 240 с.

Фельдштейн Д. Феномен Детства и его место в развитии современного общества // Воспитание школьников.– 2005.– № 4.– С. 2-8.

Шацкий С. Т. Работа для будущего. –М.: Просвещение, 1989. – 223 с.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. – С.75-91.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

ПОЗИЦИЯ ПЕДАГОГА В ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ

 

1. Инновации системного характера и место педагога в этих процессах

2. Позиция педагога в инновациях медиативного типа

3. Роль учителя в новшествах локального характера

4. Этапы осуществления нововведений

 

Основные понятия: инноватика; системное, медиативное и локальное новшества; вальдорфская педагогика, блочная модель организации учебного процесса, апробация и институализация нововведений.

 

 

ВОПРОСЫДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

 

 

1. Прочтите с. 79-91 книги Асадуллина Р.М. «В лабиринтах педагогики» (Казань: «Дом печати», 1997) или в любой другой книге ро Вальдорфской педагогике и дайте письменный ответ на следующие вопросы:

а) Как решается проблема целей в вальдорфской школе?

б) Что является ведущим принципом воспитания в этой системе?

в) Какова главная цель свободной школы?

г) Как решается проблема целостности в вальдорфской педагогике?

д) В чем особенности образовательно-воспитательной стратегии Р.Штейнера?

е) Охарактеризуйте первый этап развития ребенка в периодизации Р.Штейнера.

2. В 2006 году мэр Москвы Ю.М.Лужков предложил сократить продолжительность летних каникул для школьников. Какие положительные и отрицательные стороны этого новшества вы можете предсказать, если эта мысль будет осуществлена на практике?

3. Приведите принципы деятельности адаптивной школы Е.А.Ямбурга.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – 3-е изд. – Казань: Центр инновационных технологий, 2006. – 608 с.

Асадуллин Р.М. В лабиринтах педагогики. - Казань: «Дом печати», 1997. - 144 с.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: "Школа-Пресс", 1995. – 448 с.

Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – М.: Выш. шк., 2002. – 95 с.

Педагогический энциклопедический словарь. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. – 528 с.

Управление школой: теоретические основы и методы. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.

Эксперимент по совершенствованию структуры и содержания общего образования. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002. – 221 с.

Шаталов В.Ф. Эксперимент продолжается. – М.: Педагогика, 1989. – 336 с.

Ямбург Е.А. Школа для всех: Адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация). – М.: Новая школа, 1996. – 352 с.

Янгирова В.М. Теория воспитания. – Уфа: Творчество, 2003. – 160 с.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. – С.49-59.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 4

ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

1. Личностно-ориентированное обучение и идеальный выпускник

школы

2. Понятие об информационно-технологическом сопровождении

педагогического процесса

3. О выработке собственной технологии образования

4. "Методика полного усвоения" и "Технология педагогических

мастерских"

5. Перспективы развития информационных технологий и задачи

учительства

6. О некоторых направлениях развития образовательных технологий

Основные понятия: информационно-технологическое сопровождение, личностно-ориентированное обучение, интегративные характеристики идеального выпускника.

ВОПРОСЫДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Законспектируйте с.52-63 брошюры Кларина М.В. (Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989) и выделите ключевые слова, характеризующие суть технологии полного усвоения.

2. Дайте характеристику технологии образования, которой вы сами придерживались во время прохождения педагогической практики.

3. Опишите информационно-технологическое сопровождение какого-либо внеклассного коллективного творческого дела. Это может быть однодневный поход, оказание шефской помощи детскому садику и т. д.

4. Из каких основных компонентов складывается понятие «информационно-технологическое сопровождение» педагогического процесса?

5. Прочтите отрывки из трудов двух педагогов, творивших примерно в одно и то же время, и определите, чьи идеи созвучны вашему внутреннему миру. Постарайтесь найти такую пару, чтобы один из педагогов был "жестким", другой – "мягким". Например, Иоганн Гербарт и Иоганн Генрих Песталоцци, Н.А.Добролюбов и К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко и В.А.Сухомлинский и др. Ответ обоснуйте.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Вершловский С.Г. Портрет выпускника петербургской школы (опыт социально-педагогического исследования) // Вопросы образования. – 2004. – № 4. – С. 244-257.

Днепров Э.Д. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования // Вопросы образования. – 2004. – № 3. – С.77-117.

Калина И.И. О мерах, направленных на внедрение современных образовательных технологий // Вопросы образования. – 2005. – № 3. – С.5-32.

Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – М.: Выш. шк., 2002. – 95 с.

Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. – М.: Знание, 1989. – 80 с.

Левитес Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий образования. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 320 с.

Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.

Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. А.А.Гарипова, М.И.Гарипов, О.Ю.Шаврина. – Уфа: Восточный университет, 2005. – 80 с.

Селевко Г. Социально-педагогическое обследование в школе // Воспитание школьников. – 2005. – № 10. – С.37-44.

Управление качеством образования: практикоориентированная монография и методическое пособие / Под ред. М. М. Поташника. – М.: Педагогическое общество России, 2000. – 448 с.

Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные понятия, исследования и применение). – СПб.: Питер Пресс, 1997. – 608 с.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. – С.111-127.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

1. Сущность и содержание понятия «проектирование»

2. Педагогический проект «Преодоление низкой успеваемости

младших школьников».

3. Критерии, этапы и уровни педагогического проектирования.

4. Практические задания, ориентированные на развитие общеучебных умений.

Основные понятия: проектирование, педагогическое проектирование, планирование, прогнозирование, конструирование, моделирование

ВОПРОСЫДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Чем отличаются понятие «проектирование» от понятий «планирование», «прогнозирование», «конструирование», «моделирование».

2. Проанализируйте какой-нибудь проект на основе представлений У.Х. Килпатрика ‑ основоположника метода проектов.

3. Разработайте проект конкурентоспособного специалиста по избранной Вами специальности. Рекомендуем использовать Госстандарт по вашей специальности.

4. На основе материала статьи Мильруд Р.П., Максимова И.Р. «Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам» (Иностранные языки в школе – 2000. ‑ № 5.‑ С. 9-15) составьте проект коммуникативно-ориентированного обучения учащихся иностранному языку.

6. Составьте творческий проект для младших школьников, опираясь на статьи: 6. Левитес Д. Г. Теория и практика конструирования собственных технологий образования. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин ‑ та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. – 320 с.

– С. 55-59); Конышева Н.М. «Проектная деятельность школьников» (Начальная школа – 2006. ‑ №1. – С. 17-27).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Акбашева Р.Ш. Проектное поле современной системы образования: лекции-беседы. – Уфа: Вагант, 2006. – 128 с.

Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. – Екатеринбург: Деловая кн., 1996. – 339 с.

Болотов В.А., Исаев Е.И., Слободчиков В.И., Шайденко Н.А. Проектирование профессионального педагогического образования // Педагогика. — 1997. — № 4. – C. 25-30.

Бухаркина М.Е. Метод проектов в обучении английскому языку // Иностранный язык в школе. – 2005. ‑ № 3. ‑ С. 24-28.

Громыко Ю.В. Проектное сознание: руководство по программированию и проектированию в образовании для систем стратегического управления. — М.: Просвещение, 1997. – 157 с.

Гузеев В.И. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения // Директор школы. — 1995. ‑ № 6. – С. 15-19.

Заир-Бек Е. С. Основы педагогического проектирования. — СПб.: Речь, 1995. – 263 с.

Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование. – М.: Академия, 2005. – 213 с.

Круглова О. С. Технология проектного обучения // Завуч. ‑ 1999. ‑ № 6. – С. 12-15.

Масюкова Н.А. Проектирование в образовании. — Минск: Высшая школа, 1999. – 175с.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. – С.128-161.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 6

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОЗРАСТОСООБРАЗНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

1. О потенциальных возможностях уроков

2. Искусство быть здоровым

3. Три совета начинающему педагогу

4. «Лента времени» и ее использование при проектировании

уроков

5. Нетрадиционные способы запоминания учебного материала

6. Последовательность освоения новых технологий

7. Правило, обеспечивающее успех образовательного процесса

8. Проектирование профессионального самообразования.

Основные понятия: индивидуальный стиль обучения, «лента времени», дендриты, синапсы, «подсознательный разум», «запоминание всем телом».

ВОПРОСЫДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. При изучении темы «Раздельное и дефисное написание частиц» (VII класс) учащиеся должны запомнить три правила:

а) Частицы бы, ли, же пишутся раздельно: создал бы;

б) Частица -то ко всем словам на письме присоединяется с помощью дефиса: решил-то быстро;

в) Частица –ка с глаголами пишется через дефис: принеси-ка.

Придумайте способ, который позволил бы учащимся легко и надолго запомнить эти правила.

2. Составьте конспект объемом не более одного тетрадного листа по одной из технологий, приведенных на схеме 1.

3. Древнегреческий мыслитель Пифагор был известен не только как философ, но и как выдающийся педагог. В его школе применялись особые методы, направленные на развитие терпеливости и выдержки учащихся. Составьте тезисы, описывающие суть этих методов.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям // Советская Россия, 23 октября 2004 г.

Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя. – М.: "Знание”, 1974. – 64 с.

Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1990. – 192 с.

Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. – М.: "Школа-Пресс", 1995. – 448 с.

Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ. /Гордон Драйден, Джаннет Вос. – М.: ООО "ПАРВИНЭ", 2003. – 672 с.

Левитес Д.Г. Теория и практика конструирования собственных технологий образования. – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО "МОДЭК", 2003. – 320 с.

Педагогические мастерские: Франция – Россия. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.

Педагогические технологии: Учебное пособие /Авт.-сост. А.А.Гарипова, М.И.Гарипов, О.Ю.Шаврина. – Уфа: Восточный университет, 2005. – 80 с.

Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т. Т.1,2. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с; 816 с.

Сериков В.В. Субъективная реальность педагога // Педагогика. – 2005. – № 10. – С. 53-62.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. – С.162-180.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

ТЕХНОЛОГИИ И ОЦЕНКА ВЫБОРА РЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ

1. Задачный подход в системе образования

2. Инновационные подходы к решению педагогических задач

3. Самостоятельное составление педагогических задач и выбор

их решения

4. Практические примеры решения педагогических задач.

5.Профессиональная задача. Виды и типы профессиональных

задач. Алгоритмы решения профессиональной задачи. Оценка решения

задачи.

Основные понятия: задача, педагогическая задача, профессиональная задача, развитие человека, тактическая и стратегическая задачи, индивидуальность, личность, деятельность, педагогическая деятельность, рефлексия.

ВОПРОСЫДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Приведите примеры тактических и стратегических задач,

имеющих отношение к педагогической деятельности.

2. Чем отличается технократический подход решения задачи от

гармонично-центрированного?

3. Сопоставьте распорядок дня, который можно было бы рекомендовать выпускнику начальной школы. Опишите, по какому индивидуальному распорядку дня живёте вы сами?

4. Сделайте анализ содержательной части и предлагаемой методики решения следующей педагогической задачи.

Педагогическая задача №3 Учительница Мария Петровна обращается к Саше Сергееву, часто опаздывающему на занятия.

Сергеев, ты вечно опаздываешь, — с раздражением говорит учительница.

Любопытно. Вы все замечаете, — язвит подросток.

Что-то ты сегодня опять очень разговорчивый. Проверим, как ты выполнил домашнее задание. К сегодняшнему дню надо было выучить одно из стихотворений Маяковского. Слушаем тебя. Может быть, ты нас чем-то порадуешь?

— Я не выучил, — признается Саша.

Почему? — спрашивает Мария Петровна.

Не выучил и все, — вторит подросток.

Ветер у тебя в голове гуляет, Сергеев. Безответственный ты человек. На таких, как ты, ни в чем нельзя положиться, заключает учительница.

— Почему это на меня ни в чем нельзя положиться? ‑ возмущается Саша.

Потому, что человек проявляется в том, как он относится к своим обязанностям. А ты безответственно относишься к своим учебным обязанностям.

Подумаешь, одно стихотворение не выучил. Может быть, я Маяковского вообще не люблю….И вообще, чего Вы ко мне привязались со своим Маяковским? Вы сами-то, кроме Маяковского, что-нибудь знаете? – расходится ученик.

‑ Как ты себя ведешь, Сергеев! Выйди из класса! — кричит педагог.

‑ Ну и выйду...

Конфликт налицо. Что же делать дальше?

 

Варианты решения задачи

 

Предположим, что свидетелем этой ситуации был классный руководитель Виктор Иванович — опытный педагог в годах ‑ большой авторитет для Сергеева Саши.

Классный руководитель (КР) принял решение провести диалог с Сашей (С).

КР.: Саша, произошел конфликт. Мы с тобой должны понять его причины и попытаться разрешить его. А что значит разрешить конфликт? Это значит понять, как должны были вести себя участники конфликта, чтобы он не возник, а уж если возник — чтобы он закончился мирным путем.

С.: Мне трудно это сделать.

КР.: Не пугайся. Я помогу. Ничего сверхсложного здесь нет. Кстати, как ты, Саша, полагаешь, чем может закончиться этот конфликт?

С.: Известно чем. Вызовут родителей, отведут к директору. Заставят извиняться. Если упрусь, то могу вылететь из школы. А если извинюсь, то обойдется до следующего раза….

Не выучил стихотворение, с кем не бывает. А она сразу заявляет, что я безответственный человек, что на меня нельзя положиться. Обидно.

КР.: Да, ты прав, обидно. Это ошибка учительницы…. Представь себе, если бы ты встал и сказал: извините, пожалуйста, я не смог выучить стихотворение по такой-то причине. Реакция учительницы была бы другой?

С.: Возможно.

КР.: Но этого сделано не было. В свою очередь, как мы установили, оценка учительницы была дана не на том уровне, на котором бы следовало. Был нанесен удар по твоему самолюбию и ты переходишь в наступление, то есть наносишь ответный удар. Теперь защищается Мария Петровна. Что она делает?

С.: Да очень просто: выгоняет меня из класса.

КР.: Как ты думаешь, достигает ли она этим своей цели?

С.: Конечно, достигает.

КР.: Не уверен. Учительница просто использует мощный резерв — свою власть и, так сказать, удаляет «соперника с поля боя». Удар нанесен сильный, но конфликт не разрешен. Он просто будет продолжен в другом месте и в другое время с привлечением новых действующих лиц. И трудно сказать, сколько витков он может еще иметь.

С.: А с какого пустяка все началось.

КР.: Гипотетически можно предположить такой оптимальный ответ учительницы……

Учительница: Так, значит, тебе не нравится Маяковский?

С.: Не нравится.

Учительница: А кто же из поэтов тебе нравится?

С.: Мандельштам.

Учительница: Ну что же, в таком случае почитай нам стихи твоего любимого поэта Мандельштама; мы с удовольствием послушаем. А Маяковского все-таки постарайся выучить. Это программный материал.

 

Анализ решения задачи (провести самостоятельно)

 

Вышеприведённая задача в сокращённом виде заимствована из пособия ‑ Спирина Л.Ф. «Теория и технология решения педагогических задач». (М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. – 174с.). Как вы думаете, мог бы состояться такой разговор между классным руководителем и учеником в реальных условиях?

2. Составить две педагогические задачи, решаемых с точки зрения технократического (традиционного) и гармонично-центрированного подхода, используя следующую литературу:

Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. – 174 с.

Кондрашова Л.В. Сборник педагогических задач. М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. Минск: Высшая школа, 1978. – 224 с.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Ильясов И.И. Система эвристических приемов решения задач: Учебное пособие. – М.: Учебно-метод. коллектор «Психология», 2001. – 154 c.

Кондрашова Л.М. Сборник педагогических задач. ‑ М: Просвещение, 1987. – 144 с.

Куриленко Т.М. Задачи и упражнения по педагогике. ‑ Минск: Высшая школа, 1978. – 224 с.

Орлова Е.Н. Учебно-педагогические задачи межпредметного характера в подготовке учителя. ‑ Тула: ТГПИ им. Л.Н.Толстого, 1983. – 157 с.

Пономарев Я.А. О понятии «психологический механизм решения творческих задач» // Психология творения. ‑ М.—Воронеж, 1999. ‑ С. 286-304.

Прангишвили КВ., Абрамова Н.А., Спиридонов В.Ф., Коврига СВ., Разбегин В.П. Поиск подходов к решению проблем. ‑ М.: Просвещение, 1999. – 212 с.

Ришар Ж.-Ф. Моделирование решения задач // Иностранная психология. – М., 1995. ‑Т. 3. ‑ № 5. ‑ С. 32-41.

Спиридонов В.Ф. Психология мышления: Решение задач и проблем. Учебное пособие. – М.: Генезис, 2006. – 319 с.

Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач. ‑ М.: Изд-во «Российское педагогическое агентство», 1997. – 174 с.

Тихомиров O.K. К анализу факторов, создающих трудность решения задач человеком // Психологические исследования. ‑ М., 1970. ‑ Вып. 2. ‑ С. 75-82.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. – С.181-211.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

ВОЗРАСТОСООБРАЗНЫЕ ПОДХОДЫК ОЦЕНКЕ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Оценка как фактор, влияющий на взаимоотношения между

участниками педагогического процесса

2. Оценка успехов учащихся в иезуитских школах

3. Содержание понятия "достижение"

4. Оценка и отметка. Их роль в жизни ребенка

5. Эталон для оценки. Особенности оценки в зависимости от

возраста учащихся

6. Оценка знаний в системе работы В. Ф. Шаталова

7. Портфолио как способ оценки учебных достижений учащихся

8. Возможные ошибки при оценке достижений школьников

9. Технология педагогической поддержки детей разного возраста.

Диагностические методики изучения детей. Технологии оценки их

достижений.

Основные понятия: иезуитское воспитание, достижение, оценка и отметка, внешняя оценка, внутренняя оценка, эталон, бихевиоризм, портфолио.

ВОПРОСЫДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Законспектируйте с.28-32 книги Амонашвили Ш.А. «Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование», обратив особое внимание на характеристику статуса "отличников", "троечников" и "двоечников" в классе.

2. Вспомните события своих школьных лет и скажите, к какой группе учащихся («отличники», «ударники» или «троечники») принадлежали вы сами. Сравните свой школьный статус со статусом ваших одноклассников, имеющих другой статус. Составьте письменный ответ объемом не более двух страниц.

3. Какая взаимосвязь существует между оценкой и отметкой? Какую роль играет отметка в жизни ребенка?

4. Известно, что технология оценки начинается с формирования эталона. Как соотносят результаты своего труда с эталоном а) младшие школьники; б) учащиеся подросткового возраста и в) старшеклассники?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Амонашвили Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников: Экспериментально-педагогическое исследование. – М.: Педагогика, 1984. – 296 с.

Бабияж М. Сельская школа в Польше // Педагогика. – 2006. – № 1. – С. 106-107..

Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. – 352 с.

Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ. /Гордон Драйден, Джаннет Вос. – М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. – 672 с.

Мартишина Н. В. Ценностный компонент творческого потенциала личности педагога // Педагогика. – 2006. – № 3. – С. 48-57.

Одаренные дети: Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1991. – 376 с.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. – С.212-228.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА

1. Состояние здоровья современных школьников

2. Правильное питание – основа здоровья

3. Физическая культура и здоровье ребенка

4. Психические расстройства детей и приемы их терапии.

5. Отрицательное влияние школы на самочувствие воспитанников

6. Слагаемые здоровьесберегающей технологии образования

Основные понятия: «Дом радости», закаливание, телесное здоровье, психическое здоровье, лечение хоровым пением, письмо левой рукой, «учитель-террорист».

ВОПРОСЫДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Законспектируйте с 155-167 книги Драйден Г. «Революция в обучении» (Пер. с англ. /М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003), сократив объем текста примерно в четыре-пять раз. Ваши конспекты будут проверены в индивидуальном порядке.

2. Выпишите пять размышлений и четыре клятвы из с.30-31 книги Гримака Л.П. «Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности». (М.: Политиздат, 1987) и попробуйте дать собственную интерпретацию двум из девяти выписанных вами пунктов.

3. Каждый из нас вырос в определенной этнической среде. Попробуйте проанализировать традиции питания в этой среде с точки зрения соответствия нормам правильного питания. Древняя мудрость гласит: «Человек есть то, что ест». На что акцентирует внимание это изречение?

4. Как вы знаете, у врачей существует свод правил, называемый клятвой Гиппократа. Какие пункты вы внесли бы в клятву для учителя (назовем её условно клятвой Сороки-Росинского), если бы такая была сформулирована для педагогических работников?

5. Мастером своего дела считают такого учителя, которому удается воздействовать ученика не только в стенах школы, но из её пределами. Какими качествами должен обладать учитель, чтобы достичь такого уровня мастерства?

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Базарный В.Ф. Повернись, Россия, сердцем к детям // Советская Россия, 23 октября 2004 г.

Гримак Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1987. – 286 с.

Долин А.А., Попов Г.В. Кэмпо-традиция воинских искусств. – 3-е изд. – М.: Наука, 1991. – 429 с.

Драйден Г. Революция в обучении: Пер. с англ. /Гордон Драйден, Джаннет Вос. – М.: ООО «ПАРВИНЭ», 2003. – 672 с.

Зайцева Н.В. П.Ф.Лесгафт о взаимосвязи умственного и физического воспитания // Педагогика. – 2006. – № 1. – С. 94-96.

Личность и личностный рост: восточные теории личности. – М., 1994. – 128 с.

Мухамедьянов С.А. Мудрость воспитания. – Уфа: "Школа Гармония", 2001. – 80 с.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. – 229-246.

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10

ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Самоопределение как фактор профессионального развития педагога.

2. Роль ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении педагога.

3. Реализация целевых установок в профессионально-личностном становлении педагога.

Основные понятия: самоопределение личности, профессиональное самоопределение, профессиональная деятельность, профессионально важные качества, профессионально значимые качества, личностные качества, компетентность, компетенция, ключевые компетенции, ценностные ориентации, общечеловеческие ценности.

ВОПРОСЫДЛЯ САМООБРАЗОВАНИЯ И САМОПРОВЕРКИ

1. Охарактеризуйте различия в понятиях «самоопределение личности» и «профессиональное самоопределение».

2. Какие профессионально-значимые качества педагога должны

лежать в основе при работе студента по определению собственной образовательной траектории?

3. Не мешает ли профессионально-личностному самоопределению студента рамки государственного образовательного стандарта?

4. Рассмотрите особенности самоопределения по направлениям

«бакалавр педагогики» и «бакалавр филологического образования» в зависимости с их профессиональной деятельностью.

5. Приведите отличительные особенности понятий «профессионализм», «компетентность», «компетенция».

6. Рассмотрев квалификационные характеристики и требования,

предъявляемые к бакалаврам педагогики, бакалаврам филологического образования, проанализируйте возможность успешного осуществления профессиональной деятельности в соответствии с Госстандартом.

7. Предложите Ваши дополнения к требованиям, предъявляемым

к выпускникам «бакалавр педагогики», «бакалавр филологического образования» и т.д.

8. Подготовьте сообщение «Языковое поликультурное образование», использовав материал П.В.Сысоева, изложенный в журнале «Иностранный язык в школе» (№ 4, С. 2-14, 2006г.).

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Буякас Т.М. Проблема и психотехника самоопределения личности // Вопросы психологии. – 2002. ‑ №2. ‑ С. 28-39.

Гаязов А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. – М.: Наука, 2003. – 256 с.

Дьюи Дж. Демократия и образование: Пер. с анл.. – М.: Педагогика-Пресс, 2000. – 384с.

Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – 2-е изд., перераб. – М.: Изд. Моск. психолого-социального института; Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 2003. – 480 с.

Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя. М.: Аcademia, 2004. – 207 с.

Климов Е.А. Психология профессионала. М.: Воронеж: Изд. НПО «МОДЭК», 1996. – 284 с.

Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. ‑ М.: Мысль, 1984. ‑ 252 с.

Сафин В.Ф. Самоопределение личности. – Уфа: Гилем, 2004. – 258 с.

Франкл В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

Хуторской А.В. Эвристическое обучение: Теория, методология, практика. ‑ М.: Мысль, 1998. – 312 c.

Мухамедъянов С.А., Калимуллин Р.Х. Практическая педагогика. Уфа: Изд. дом «Чурагул». 2007. – С.92-110.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: