№п/п
|
№ урока в теме
|
Наименование раздела, тем уроков
|
Количество часов на изучение теми
| Дата проведения
|
Примечание
|
|
По факту
| По плану
|
|
|
| РАЗДЕЛ I. Развитие географических знаний о Земле (5 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Введение
Что изучает география.
Значение географических знаний и умений. Основные печатные и электронные источники географической информации, их значение.
Географические исследования.
Особенности организации собственных географических наблюдений.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Представление о Земле в древности
Представления о мире в древности (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Эпоха Великих географических открытий(открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий. Практическая работа № 1 « Работа с картой «Имена на карте».
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Географические открытия XVII–XIX вв.(исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Практическая работа № 2 « Описание и нанесение на
контурную карту географических объектов изученных маршрутов путешественников».
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5. Географические исследования в ХХ веке(открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки. Географические знания в современном мире.Современные географические методы исследования
Земли
|
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ II. Земля во Вселенной. Движения Земли и их следствия (2 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Земля – часть Солнечной системы
Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца.
|
|
|
|
|
|
|
| Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь – как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое
вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Практическая работа № 3 « Определение зенитального положения Солнца в разные периоды года».
|
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ III. Изображение земной поверхности (10 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Изображение земной поверхности
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки.
Масштаб. Стороны горизонта. Азимут.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Ориентирование на местности
Определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе
|
|
|
|
|
|
|
| План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты.
Практическая работа № 4 « Определение положения объектов относительно друг друга».
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Географическая карта – особый источник информации
Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте.
Практическая работа № 5 «Определение направлений и расстояний по глобусу и карте».
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Градусная сеть: параллели и меридианыГеографические координаты: географическая широта
|
|
|
|
|
|
|
| Географические координаты: географическая долгота.
|
|
|
|
|
|
|
| Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
|
|
|
|
|
|
| Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
|
|
|
|
|
|
| Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
|
|
|
|
|
|
| Практическая работа № 6«Определение координат географических объектов по карте».
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ IV. Природа Земли (15 ч.)
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Литосфера(4ч.)
Литосфера – «каменная» оболочка Земли. Внутреннее строение Земли. Земная кора.
|
|
|
|
|
|
|
| Разнообразие горных пород и минералов на Земле. Полезные ископаемые и их значение в жизни современного общества.
|
|
|
|
|
|
|
| Движения земной коры и их проявления на земной поверхности: землетрясения, вулканы, гейзеры.
|
|
|
|
|
|
|
| Рельеф дна океанов. Рифтовые области, срединные океанические хребты, шельф, материковый склон. Методы изучения глубин Мирового океана. Исследователи подводных глубин и их открытия.
Практическая работа №7 « Работа с
картографическими источниками: нанесение элементов рельефа».
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Атмосфера(5ч.)
Строение воздушной оболочки Земли. Температура воздуха. Нагревание воздуха. Суточный и годовой ход температур и его графическое отображение. Среднесуточная, среднемесячная, среднегодовая температура. Практическая работа № 8 « Определение средних температур, амплитуды и построение графиков».
|
|
|
|
|
|
|
| Вода в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Атмосферное давление. Практическая работа № 9 « Решение задач на определение высоты местности по разности атмосферного давления, расчет температуры воздуха в зависимости от высоты местности».
|
|
|
|
|
|
|
| Ветер. Постоянные и переменные ветра. Графическое отображение направления ветра. Роза ветров.
|
|
|
|
|
|
|
| Понятие погоды. Наблюдения и прогноз погоды. Метеостанция/метеоприборы (проведение наблюдений и измерений, фиксация результатов наблюдений, обработка результатов наблюдений).
|
|
|
|
|
|
|
| Понятие климата. Погода и климат. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от абсолютной высоты местности. Климаты Земли. Влияние климата на здоровье людей. Человек и атмосфера.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 3. Гидросфера(4ч.)
Строение гидросферы. Особенности Мирового круговорота воды. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Шкала глубин, определение глубин океанов и морей. Острова в океане. Свойства вод Мирового океана: температура и соленость.
|
|
|
|
|
|
|
| Воды суши.
Реки на географической карте и в природе: строение речной системы, характер, питание и режим рек. Пороги и водопады. Работа рек. Реки мира.
|
|
|
|
|
|
|
| Озера, их разнообразие по площади, происхождению. Озера Земли.
Болота, особенности их образования и распространение. Искусственные водоемы: ставки, водохранилища, каналы.
|
|
|
|
|
|
|
| Ледники. Особенности образования и распространения ледников.
Многолетняя мерзлота и подземное оледенение. Образование и распространение многолетней мерзлоты. Подземные воды, условия их образования и залегание в земной коре. Термальные и минеральные воды.
Значение вод суши для природы и человека. Охрана вод Мирового океана и суши.
Практическая работа №10 « Работа с картографическими источниками: нанесение объектов гидрографии».
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 4. Биосфера(1ч)
Биосфера – живая оболочка Земли. Особенности жизни в океане. Жизнь на поверхности суши: особенности распространения растений и животных в лесных и безлесных пространствах. Воздействие организмов на земные оболочки. Воздействие человека на природу.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 5. Географическая оболочка как среда жизни.Понятие о географической оболочке. Взаимодействие оболочек Земли. Строение географической оболочки. Понятие о природном комплексе.
Глобальные, региональные и локальные природные комплексы. Природные комплексы своей местности. Закономерности географической оболочки:
географическая зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли.
|
|
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ V. Человечество на Земле (2 ч.)
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 1. Население Земли
Численность населения Земли. Расовый состав. Нации и народы планеты. Страны на карте мира.
Расселение населения на Земле. Наиболее заселенные территории земного шара.
|
|
|
|
|
|
|
| Тема 2. Государства мира
Самые большие по площади и численности населения государства мира. Россия, Китай, Индия, США.
|
|
|
|
|
|
| | | | | | | | | | |