Под доходами предприятия признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, полученная в результате хозяйственной деятельности. Денежные доходы предприятий формируются за счет следующих источников:
-доходов от текущей деятельности организации;
-доходов от инвестиционной деятельности;
-доходов от финансовой деятельности.
Доходами по текущей деятельности являются выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг.
В доходы по текущей деятельности, включаются:
-доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием запасов (за исключением продукции, товаров) и денежных средств;
-суммы излишков запасов, денежных средств, выявленных в результате инвентаризации;
-стоимость запасов, денежных средств, выполненных работ, оказанных услуг, полученных и переданных безвозмездно;
-доходы от уступки права требования;
-неустойки, штрафы, пени, полученные или признанные к получению;
-прибыль прошлых лет по текущей деятельности, выявленная в отчетном периоде;
В состав доходов по инвестиционной деятельности, включаются:
-доходы, связанные с реализацией и прочим выбытием инвестиционных активов, реализацией (погашением) финансовых вложений;
-суммы излишков инвестиционных активов, выявленных в результате инвентаризации;
-доходы, связанные с участием в уставных фондах других организаций;
-доходы по договорам о совместной деятельности;
-доходы, связанные с государственной поддержкой, направленной на приобретение инвестиционных активов;
-стоимость инвестиционных активов, полученных или переданных безвозмездно;
-доходы, связанные с предоставлением во временное пользование (временное владение и пользование) инвестиционной недвижимости;
-прибыль прошлых лет по инвестиционной деятельности, выявленная в отчетном периоде;
-прочие доходы по инвестиционной деятельности.
В состав доходов по финансовой деятельности, включаются:
-доходы, связанные с выпуском, размещением, обращением и погашением долговых ценных бумаг собственного выпуска);
-положительные курсовые разницы, возникающие от пересчета активов и обязательств, выраженных в иностранной валюте;
-прибыль прошлых лет по финансовой деятельности, выявленная в отчетном периоде;
-прочие доходы по финансовой деятельности.
Соотношение между перечисленными видами денежных доходов предприятий может быть разным в разные периоды деятельности, но основным из них обычно остается выручка от реализации продукции, работ и услуг.
36.Методы планирования и прогнозирования выручки от реализации продукции, работ и услуг.
Планирование и прогнозирование поступлений выручки реализации основывается на учете двух факторов:
- емкости освоенного рынка продаж выпускаемой продукции и возможностей его расширения;
- производственных мощностей предприятия, позволяющих выпускать такой объем продукции, который востребован рынком
Для определения выручки от реализации продукции необходимо знать объем реализованной продукции в действительных ценах без НДС, акцизов, торговых и сбытовых скидок и экспортных тарифов для экспортируемой продукции.
Существует два метода определения плановой выручки: прямого счета и расчетный.
Метод прямого счета основан на гарантированном спросе. Предполагается, что весь объем произведенной продукции приходится на предварительно оформленный пакет заказов. Это наиболее достоверный метод планирования выручки, когда план выпуска и объем реализованной продукции заранее увязаны с потребительским спросом, известны необходимые ассортимент и структура выпуска, установлены соответствующие цены. Тогда выручку от реализации можно определить по следующей формуле:
В = Р * Ц,
где Р – объем сопоставимой реализованной продукции,
Ц – цена единицы реализованной продукции.
Основой расчетного метода является объем реализованной продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Планирование выручки от реализации продукции осуществляется по аналогии с планированием затрат на производство и реализацию продукции:
В = Он + ТП – Ок;
где Он – нереализованные остатки готовой продукции на начало планируемого периода;
ТП – товарная продукция, предназначенная к выпуску в планируемом периоде;
Ок – остатки нереализованной продукции на конец планируемого периода.