В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
Финансовая стратегия - это долговременный курс финансовой политики государства, определенный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, поставленных экономической и социальной стратегией развития страны. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, направления их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений в соответствии долговременными целями социально-экономического развития Республики Беларусь.
Финансовая тактика - это комплекс мероприятий, направленных на решение задач конкретного этапа развития государства на основе разработанной финансовой стратегии, связанных с оперативным изменением форм и методов организации финансовых отношений, перегруппировкой финансовых ресурсов исходя из потребностей страны.
Стратегия и тактика неразрывно связаны между собой. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, определяя наиболее острые проблемы развития экономики и социальной сферы, предлагает оперативные способы изменения финансовых отношений, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решить задачи, намечаемые финансовой стратегией.
Финансовая стратегия в РБ как элемент финансовой политики государства регламентирована следующими основными документами:
Программой социально-экономического развития РБ на 2011-2015 годы;
Стратегией развития банковского сектора экономики РБ на 2011-2015 годы;
Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций в РБ на период до 2015 года.
Национальной программой привлечения инвестиций в экономику РБ на период до 2010 года;
Инвестиционным кодексом РБ.
Основные направления финансовой стратегии РБ следующие:
- обеспечение устойчивого экономического роста, позволяющего повысить реальные доходы населения;
- создание эффективной налоговой системы, отвечающей требованиям экономического роста;
- снижение налоговой нагрузки;
- повышение эффективности государственных расходов и сокращение дефицита государственного бюджета;
- концентрация бюджетных средств с целью реализации государственных программ;
- оптимизация и совершенствование управления государственным долгом;
- привлечение иностранных инвестиций в реальный сектор экономики страны.
11.Финансовое планирование, его содержание, принципы, задачи
Финансовое планирование - это подсистема финансового механизма и важнейшая составная часть экономического и социального планирования. Содержание финансового планирования представляется как заранее определенная возможность маневрирования экономическими процессами образования, распределения и перераспределения денежных доходов и накоплений и на этой основе формирование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Задача финансового планирования - достижение пропорциональности и сбалансированности развития хозяйственных субъектов, систем на основе оптимального соответствия мобилизуемых и используемых финансовых ресурсов материально-вещественным элементам воспроизводства.
Цель финансового планирования - определение источников формирования финансовых ресурсов и их общей величины; установление оптимальных пропорций распределения средств между централизованными и децентрализованными фондами, отраслями народного хозяйства и административно-территориальными подразделениями; определение конкретного направления использования ресурсов и создание необходимых резервов.
Финансовое планирование является важнейшей функцией управления экономикой и ее звеньями. Оно осуществляется органами государственной власти и управления, а также всеми предприятиями, объединениями, организациями, учреждениями и их вышестоящими органами.
В основе финансового планирования лежат важнейшие принципы народнохозяйственного планирования: сочетание централизованного и децентрализованного подходов, единство, непрерывность.
Первый принцип означает органическое сочетание двух начал: централизованного финансового планирования с максимальным развитием творческой местной инициативы при составлении финансовых планов. Централизованное финансовое планирование позволяет государству проводить единую финансовую политику, целенаправленно руководить распределением и перераспределением финансовых ресурсов в масштабе государства.
Децентрализм в финансовом планировании способствует развитию творческой активности производственных коллективов и местных органов власти в составлении реальных планов и их выполнении, в изыскании резервов роста производства и повышения его результативности.
Принцип единства находит выражение в тесной взаимосвязи и взаимозависимости финансового планирования с экономическим и социальным планированием.
Принцип непрерывности планирования предполагает тесную увязку перспективных и годовых (текущих) финансовых планов, что достигается продлением срока действия перспективных планов и уточнением их задач в годовых планах. Непрерывность финансового планирования позволяет ликвидировать разрыв между текущими и перспективными планами, лучше ориентировать хозяйственные организации, определяя реальные перспективы их развития.
12.Система финансовых планов и прогнозов
Основным продуктом финансового планирования являются финансовые планы.
Финансовый план – особая форма плана, показатели которой всегда отражаются в денежном выражении и обосновывают движение финансовых ресурсов на определенный период. Тем самым финансовые планы обеспечивают нормальную деятельность субъектов хозяйствования, их непрерывное функционирование.
Централизованные финансовые планы – обосновывают движение общегосударственных финансовых ресурсов, фиксируют перераспределительные процессы, осуществляемые финансовыми системами государства. По форме они всегда являются сводными планами. Централизованные финансовые планы отличаются своим содержанием, объектом и сферой движения ресурсов, методами планирования и назначением. Централизованные финансовые планы содержат следующие существенные признаки:
- объект – общегосударственные ресурсы, формируемые и распределяемые на макроуровне;
-охват – сфера финансовой деятельности государства, соответственно и его финансовые взаимоотношения с участниками воспроизводственного процесса и образующиеся при этом стоимостные пропорции;
- основная цель – обоснование финансовой политики государства на конкретный период, базирующееся на определении его финансовых возможностей удовлетворения общегосударственных потребностей.
Важнейшим центральным финансовым планом является Госбюлжет. Необходимость его разработки вызвана потребностью определения источников и объема денежных ресурсов государства и их рационального распределения для удовлетворения общегосударственных потребностей.
Кроме бюджета, составляются и другие централизованные финансовые планы в виде финансового обеспечения общегосударственных программ, а также бюджетов централизованных фондов. Их финансовые планы представляют собой стоимостные балансы, определяющие все поступления на текущий год и расходы. Финансовый план соответствующих фондов состоит из 2-х частей: доходы и расходы.
Централизованные финансовые планы различаются не только по звеньям финансовой системы, но и по уровню движения финансовых ресурсов: общегосударственные или отдельных регионов (местные).
Количество децентрализованных финансовых планов значительно больше и разнообразней по форме и содержанию, чем централизованные. Это финансовые планы многочисленных, разнообразных по своей деятельности, типу организации, методам управления и финансирования предприятий, организаций, учреждений, ведомств. Общность децентрализованных финансовых планов заключается в их способности обосновать индивидуальный кругооборот денежных средств конкретного субъекта хозяйствования, Отсюда следует их особое назначение – определенность доходов и расходов данного объекта, финансовые результаты его деятельности соответствующие отношения, опосредующие движение финансовых ресурсов.
13.Методы финансового планирования
Существуют следующие методы планирования финансовых показателей:
1. нормативный;
2. расчетно-аналитический;
3. балансовый;
4. оптимизации плановых решений;
5. экономико-математического моделирования.
Основным, то есть наиболее распространенным, методом расчета плановых финансовых показателей является нормативный метод. Содержание нормативного метода заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-экономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.
Норма – это установленная мера, какая-то средняя величина.
Норматив – означает технический, экономический и т.п. показатель норм, в соответствии с которыми выполняется какая-то программа. К финансовым нормам и технико-экономическим нормативам относятся ставки налогов, норма амортизационных отчислений, норматив отчислений в ремонтный фонд, норматив товарных запасов, норматив потребности в оборотных средствах, тарифные ставки, должностные оклады.
Содержание расчетно-аналитическогометода планирования финансовых показателей состоит в том, что базовый индекс принимаются изменения этого индекса в плановом периоде, а затем рассчитывается плановая величина его показателя. В основе этого метода лежит использование экспертной оценки.
Содержание балансового метода планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них.
Балансовая увязка по денежным доходам имеет вид:
Он+П=Р+Ок,
где Он,к -остатки средств в денежной форме на начало, конец отчетного периода.,
П – поступление денег в фонд,
Р – расход средств из фонда.
Содержание метода оптимизации плановых решений состоит в разработке нескольких вариантов планового показателя, из которых выбирается наиболее оптимальный вариант.
Содержание ЭММ в планировании финансовых показателей заключается в том, что этот метод позволяет найти количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, влияющими на величину этого показателя.