1. Установить вал ведущей конической шестерни с регулировочными прокладками в картер редуктора и закрепить болтами.
2. Нанести краску на рабочие поверхности 3-4 зубьев ведомой конической шестерни.
3. Поворачивать вал ведущей конической шестерни в одну и другую сторону, притормаживая рукой ведомую шестерню.
4. Определить по образовавшимся пятнам контакта характер зацепления шестерни.
ТУ: сравнить положение пятна контакта с образом на плакате и осуществить регулировку зацепления.
5. Перемещение вала ведущей конической шестерни осуществляется изменением толщины набора регулировочных прокладок, установленных между фланцами картера вала ведущей шестерни и картером редуктора.
ТУ: набор, выпускаемых заводом регулировочных прокладок, состоит из 5 штук размером: 1,0; 0,5; 0,2; 0,1; 0,05 мм.
6. Перемещение ведомой конической шестерни осуществляется перестановкой прокладок из-под одной крышки картера редуктора под фланец другой крышки.
ТУ: перестановка осуществляется без изменения их общей толщины, чтобы не нарушить регулировку подшипников вала цилиндрической шестерни.
7. Установить приспособление для замера бокового зазора в зацеплении зубьев конических шестерен на редуктор.
8. Упереть ножку индикатора приспособления на зуб ведомой шестерни.
9. Перемещать ведомую шестерню вдоль оси, удерживая от проворачивания ведущей шестерни, определить боковой зазор в зацеплении.
ТУ: боковой зазор в зацеплении зубьев конических шестерен должен быть в пределах 0,15-0,4 мм для новых шестерен, не более 0,5 мм для шестерен бывших в эксплуатации.
10. Зацепить динамометр за ушко фланца ведущего вала и определить момент для проворачивания ведущего вала.
ТУ: момент должен быть в пределах 0,21-0,70 кг·м.
11. Зацепить окончательные болты крепления картера вала ведущей конической шестерни.
ТУ: момент затяжки 6-8 кг·м.
Рисунок 4 – Проверка бокового зазора в зацеплении зубьев конических шестерен с помощью индикатора
Таблица 1 – Пятно контакта
Примечание: пятно контакта получают путем вращения ведущей шестерни в обе стороны при подтормаживании рукой зубчатого колеса (ведомой шестерни).
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 18
ПРОВЕРКА И РЕГУЛИРОВКА ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ АВТОМОБИЛЯ ЗИЛ-431410
ЦЕЛЬ РАБОТЫ: изучить и освоить порядок регулировки ведущей шестерни главной передачи, подшипников промежуточного вала, дифференциала, зацепления ведущей и ведомой шестерни.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ: проверка и регулировка зацепления шестерен главной передачи, зазора в подшипниках промежуточного вала.
ОБОРУДОВАНИЕ РАБОЧЕГО МЕСТА:
1. Пост по проверке и регулировке главной передачи ЗИЛ-431410.
2. Специальное приспособление для замера люфтов.
3. Динамометр.
4. Краска.
5. Кисточка.
6. Набор ключей.
МЕСТО РАБОТЫ: Лаборатория технического обслуживания.
ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ
1. Не разбирайте главную передачу на отдельные детали.
2. Производите работу в строгом соответствии с описанием в лабораторной работе.
3. Инструмент и детали укладывайте на подставке в строгом порядке. НЕБРЕЖНОСТЬ ПРИ УКЛАДКЕ ПРИВОДИТ К ТРАВМЕ.
4. Не раскачивайте редуктор на стенде.
5. Сделайте запись о том, что Вы получили инструктаж по данной практической работе.
Приведите перерасчет показаний усилия динамометра в крутящий момент. Результаты проверки запишите в таблицу 2.
Таблица 2 – Результаты измерений
Показатели состояния главной передачи | Замер до регулировки | Замер после регулировки | ТУ |
Крутящий момент, необходимый для поворота вала ведущей шестерни | |||
Крутящий момент, необходимый для поворота вала ведомой шестерни | |||
Боковой зазор в зацеплении ведущей и ведомой шестерни | |||
Крутящий момент, необходимый для проворачивания ведущей и ведомой шестерни в сборе |
ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________________________________
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Как определить необходимость в регулировке затяжки подшипников ведущего вала главной передачи?
2. Чем регулируют затяжки подшипников ведущего вала главной передачи?
3. Технология проверки и регулировки затяжки подшипников промежуточного вала.
4. Как определить характер зацепления ведущей и ведомой конических шестерен главной передачи?
5. Как определить боковой зазор в зацеплении ведущей и ведомой конических шестерен главной передачи?
6. Технология регулировки зацепления ведущей и ведомой конических шестерен главной передачи.