В соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96 («Гигиенические требования к видео дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы») «…площадь на одно рабочее место с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных учреждениях должна быть не менее 6,0 кв.м…», а «…высота помещения с ВДТ и ПЭВМ (от пола до потолка) не менее 4,0 м…».
Будем считать, что на одно рабочее место отводится участок помещения длиной 3м и шириной 2м. (рис.1). Площадь будет составлять 3м × 2м = 6м2. Это не нарушает требований СанПиН 2.2.2.542-96.
Рис.1. Схема одного рабочего места
Руководствуясь всем вышеперечисленным, а также тем, что компьютерный класс рассчитан на 10 рабочих мест, определим следующие минимально допустимые параметры рассматриваемого помещения:
длина помещения 10 м.;
ширина помещения 6 м.;
– высота 4 м.;
– число окон - 3;
– количество рабочих мест - 10;
– окраска интерьера: белый потолок, бледно-зеленые стены, пол металлический, обтянутый линолеумом зеленого цвета.
Учитывая требования к организации и оборудованию рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ, которые устанавливают СанПиН 2.2.2.542-96, а именно:
Þ «Рабочие места с ВДТ и ПЭВМ по отношению к световым проемам должны располагаться так, чтобы естественный свет падал сбоку, преимущественно слева»;
Þ «Схемы размещения рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ должны учитывать расстояния между рабочими столами с видеомониторами (в направлении тыла поверхности одного видеомонитора и экрана другого видеомонитора), которое должно быть не менее 2.0 м., а расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов - не менее 1,2 м»;
целесообразно разместить рабочие места в компьютерном классе так, как показано на рис.2.
Для расчета искусственного освещения в рассматриваемом помещении определим следующие допущения:
Þ в компьютерном классе производится зрительная работа высокой точности (наименьший размер объекта различения 0,3 - 0,5мм), разряд зрительной работы - III, подразряд - в;
Þ компьютерный класс представляет собой учебное помещение, т.е. является помещением общественных и жилых зданий с нормальными условиями среды;
Þ окраска интерьера: белый потолок, бледно-зеленые стены,
пол металлический, обтянутый линолеумом зеленого цвета;
Þ расположение светопропускающего материала в помещении - вертикальное;
Þ вид светопропускающего материала - двойное листовое оконное стекло;
Þ вид переплета для окон - двойные раздельные деревянные переплеты;
расстояние между рассматриваемым и противостоящим зданием равно P = 100м, высота расположения карниза противостоящего здания над подоконником рассматриваемого окна Нзд = 25м;
Рис.2. Схема расположения рабочих мест в компьютерном классе
Расчет искусственного освещения
В помещении, где находятся рабочие места операторов, используется смешанное освещение, т.е. сочетание естественного и искусственного освещения.
В качестве естественного - боковое освещение через окна.
Искусственное освещение используется при недостаточном естественном освещении. В данном помещении используется общее искусственное освещение.
Расчет его осуществляется по методу светового потока с учетом потока, отраженного от стен и потолка.
Как было отмечено выше, основной задачей расчета искусственного освещения является определение числа светильников или мощности ламп для обеспечения нормированного значения освещенности.
СанПиН 2.2.2.542-96 устанавливает следующие требования к освещению помещений и рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ:
Þ «Искусственное освещение в помещениях эксплуатации ВДТ и ПЭВМ должно осуществляться системой общего равномерного освещения»;
Þ «В качестве источников света при искусственном освещении должны применяться преимущественно люминесцентные лампы типа ЛБ»;
Þ «Для освещения помещений с ВДТ и ПЭВМ … допускается применять светильники серии ЛПО»;
Учитывая вышеперечисленные требования, произведем расчет общего искусственного освещения.
Для организации общего искусственного освещения в компьютерном классе выберем люминесцентные лампы типа ЛБ65, в качестве светильников - ЛПО 01-2х65.
Нормами СНиП 23-05-95 установлена необходимая освещенность рабочего места Ен = 300лк.
Общий световой поток определим в соответствии с формулой:
.
Значения коэффициентов для расчета общего светового потока, в соответствии с принятыми выше допущениями, выбираем по таблицам СНиП 23-05-95:
Þ Ен = 300лк;
Þ S = 10×6 = 60 [м2];
Þ z = 1.1;
Þ k = 1.5;
Þ η =0.42;
Коэффициент использования светового потока η выбирают по следующим данным:
коэффициент отражения побеленного потолка ρп=70%;
коэффициент отражения от стен, окрашенных в светлую краску ρс=50%;
коэффициент отражения от пола, покрытого линолеумом темного цвета ρp=10%;
– индекс помещения i (формула 12)
Общий световой поток:
Фобщ = 300*60*1,5*1,1 = 70714 [лм].
0,42
Световой поток одной лампы ЛБ65 составляет не менее Фл = 4650лм.
Число N ламп, необходимых для организации общего освещения определяем по формуле:
N = Фобщ = 70714 = 16.
Фл 4650
Т.к. в качестве светильников были выбраны ЛПО 01-2х65, то для того, чтобы обеспечить световой поток Фобщ =70714 [лм], надо использовать 8 светильников по 2 лампы ЛБ65 в каждом.
Поскольку мощность одной лампы ЛБ65 Wл = 65 [Вт], то мощность всей осветительной системы:
общ = Wл · N = 65 · 16 = 1040 [Вт].
Согласно СанПиН 2.2.2.542-96 «…общее освещение следует выполнять в виде сплошных или прерывистых линий светильников, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении ВДТ и ПЭВМ». А, учитывая, что основным параметром для развешивания светильников является отношение высоты подвески (Нр) к расстоянию между светильниками или рядами (L), при котором создается равномерное освещение (отношение Нр/L принимаются в пределах 1.4÷2), оптимальным будет размещение 8 светильников в 2 ряда (рис.3).
Рис.3. Схема размещения светильников в компьютерном классе
Особенности освещения рабочих мест
При работе в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ имеется целый ряд особенностей, которые необходимо учитывать.
Кроме тщательного ограничения отражения это связывается, прежде всего, с правильным выбором уровня освещенности и проблем уменьшения скачков яркости при смене поля зрения. Источники света, такие как светильники и окна, которые дают отражение от поверхности экрана, значительно ухудшают точность знаков.
Наиболее важным является соотношение яркостей при нормальных условиях работы, т.е. освещенность на рабочем месте около 300 лк, и средняя плотность заполнения видеоэкрана.
Отражение, как на экране, так и на рабочем столе и клавиатуре влечет за собой помехи физиологического характера, которые могут выразиться в значительном напряжении, особенно при продолжительной работе. Отражение, включая отражения от вторичных источников света, должно быть сведено к минимуму.
Для защиты от избыточной яркости окон могут быть применены занавеси, шторы и экраны.
Использование дополнительного освещения рабочего стола, например, для освещения документов с нечетким шрифтом, увеличивает соотношение яркостей между документацией и экраном и является нежелательным без соответствующей регулировки яркости экрана.
Для обеспечения нормируемых значений освещенности в помещениях использования ВДТ и ПЭВМ следует проводить чистку стекол оконных рам и светильников не реже двух раз в год и проводить своевременную замену перегоревших ламп.
Заключение
В результате выполнения данного курсового проекта с применением расчета искусственного освещения для компьютерного класса на 10 рабочих мест можно сделать вывод о том, что для нормальной работы пользователя рабочего места в компьютерном классе необходимо соблюдение следующих требований:
) Общее искусственное освещение помещения должно обеспечивать общий световой поток Фобщ = 70714[лм], для чего необходимо наличие 8 светильников типа ЛПО 01 с 2-мя лампами типа ЛБ65.
) Кроме того, рекомендуется использовать ряд специальных мер по защите пользователя от вредных факторов экрана дисплея, например, использование занавесей на окнах, штор и защитных экранов.
Список используемой литературы
1) «Естественное и искусственное освещение». СНиП 23-05-95;
) «Гигиенические требования к видео дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы». СанПиН 2.2.2.542-96
) «Безопасность жизнедеятельности». Под ред. С.В. Белова. 1999