В основу построения и функционирования системы государственных органов Франции положен принцип разделения властей.
Современная Франция принадлежит к числу республик со смешанными формами правления. Ее зачастую называют полупрезидентской, полупарламентской или страной с рационализированным парламентаризмом. Для Пятой республики характерно заметное усиление роли исполнительной власти и ослабление роли Парламента. Носителями исполнительной власти выступают Президент Республики и Правительство. При этом зачастую практическое функционирование зависит от того, совпадают ли президентское и парламентское большинство.
Президент Республики
Президенту республики принадлежит центральное место в системе государственных органов Пятой республики. Согласно ст.5 Конституции он следит за соблюдением Конституции, обеспечивает нормальное функционирование государственных институтов, принимает меры по обеспечению национальной независимости и территориальной целостности, обеспечивает соблюдение международных соглашений и договоров. Президент Республики – верховный главнокомандующий вооруженными силами страны, он производит назначение на высшие военные и гражданские должности. Он представляет страну в международных отношениях.
К числу полномочий Президента относятся:
- назначение Премьер-министра
- решение о досрочном роспуске Национального собрания
- обладает правом законодательной инициативы.
Президент Республики избирается путем всеобщего, прямого, равного и тайного голосования сроком на 7 лет. Ограничений для переизбраний не установлено.
В случае досрочной вакансии поста Президента его обязанности временно исполняет Председатель Сената, а если он тоже не в состоянии выполнить эти обязанности, они исполняются Правительством. Исполняющий обязанности Президента ограничивается в своих правах. Он, в частности, не может проводить референдум, не имеет права распустить Национальное собрание.
В ст.34 Конституции сказано, что всё, что лежит вне сферы, регулируемой законом, регулируется актами исполнительной власти. В результате акты, подписываемые Президентом, нельзя рассматривать как обычные подзаконные акты, принимаемые на основе и во исполнение закона. Президентские ордонансы и декреты – это самостоятельные нормативно-правовые акты, которые играют в регулировании отдельных сфер общественных отношений ту же роль, что и закон.
Правительство
Правительство – коллегиальный орган, осуществляющий совместно с Президентом исполнительную власть. Правительство обладает во Франции весьма своеобразной структурой. Оно может выступать в форме Совета министров, объединяющего всех его членов под председательством Президента Республики, или как совокупность членов Правительства под руководством Премьер-министра.
Премьер-министр и по его представлению члены Правительства назначаются Президентом.
Правительство несет коллективную ответственность перед Национальным собранием. Однако вопрос о доверии Правительству ставит только оно само. По инициативе депутатов Национального собрания может быть поставлена на голосование резолюция порицания Правительству.
В распоряжении Правительства находятся административный аппарат и вооруженные силы. Правительство обладает широкой регламентарной властью, и принимаемые им декреты образуют весьма важный источник французского права. Все акты подписываются Премьер-министром и обычно контрасигнуются министрами, ответственными за их исполнение. Правительство может просить Парламент о делегировании ему законодательных полномочий в определенной сфере и на определенный срок в целях выполнения правительственных программ.
Парламент
Парламент – высшее представительское учреждение Французской Республики. Он состоит из двух палат: Национального собрания и Сената.
Национальное собрание Франции состоит из депутатов, избираемых на основе всеобщего и прямого голосования. Срок полномочий Национального собрания – 5 лет. Состав его обновляется полностью.
Верхняя палата – Сенат. Члены этой палаты избираются сроком на 9 лет, обновление происходит по третям каждые три года. Сенаторы избираются путем косвенных выборов, особыми коллегиями выборщиков.
Члены Парламента обладают депутатским иммунитетом. В зависимости от партийной принадлежности образуются партийные группы (фракции). Заседания палат открытые.
Каждая палата создает 6 постоянных комиссий. Помимо этого для изучения отдельных вопросов могут образовываться временные специальные комиссии, а также комиссии по контролю и расследованию.
Согласно Конституции законодательный акт считается принятым Парламентом, если он одобрен в идентичной редакции обеими палатами.
Парламент обладает законодательными полномочиями, утверждает государственный бюджет, осуществляет контроль за деятельностью исполнительной власти, решает вопросы войны и мира. Только на основе парламентского закона осуществляется ратификация наиболее важных международных договоров, может быть объявлено состояние войны.
Судебная власть
Судебная система возглавляется Кассационным судом, высшим судебным органом общей юрисдикции, и Государственным Советом, высшим органом административной юстиции.