Газета «Первое сентября»
№ 115
Ноября 1995 г.
С. ПОЛЯКОВ,
доктор педагогических наук, профессор психологии
Педагогика Братьев Стругацких.
Науку движут дилетанты. Профессионалы науке тоже нужны. Но они строят и хозяйничают в здании, возведенном по эскизам дилетантов. Для педагогики это так. Кто развивал педагогическую науку? Ритор Квинтилиан, социолог Дьюи, врач Корчак, философ Руссо, писатель Толстой, психотерапевт Роджерс...
Цель этой статьи - продолжить ряд достойных людей именами замечательных писателей Аркадия и Бориса Стругацких.
* *
Профессии делятся на современные и на все времена. Где вы, извозчики, бондари, скорняки?
Но учители, врачи, агрономы - профессии непреходящие!..
Каждому времени свои герои - мореплаватели в шестнадцатом веке, инженеры - в девятнадцатом, физики - в двадцатом, звездолетчики - в двадцать втором.
Но время держится на плечах не героев, а хранителей. Про героев мечтаем, пишем сочинения в третьем и пятом классах. Про хранителей, держателей мира узнаем, точнее, осознаем - вдруг, сразу, на дороге от детства к юности.
Четверка обитателей, восемнадцатой комнаты Аньюдинской школы-интерната вдруг как-то сразу открыла, что в Мировом Совете Земли большинство не космолетчики и даже не таинственные глубоководники, а врачи и учителя ("Полдень XXII века").
Так впервые у Стругацких появляется и пронизывает весь их беспокойный мир: "Полдень XXII века", "Далекая радуга" и "Стажеры", Трудно быть богом" и "Хищные вещи века", "Гадкие лебеди" и "Обитаемый остров", "Малыш" и "Парень из преисподней", "Жук в муравейнике" и "Волны гасят ветер", "Отягощенные злом" и "Град обреченный". Это только те произведения, в которых тема учительства, наставничества идет прямым текстом.
И пусть говорят сами Стругацкие.
«Педагогика - это наука о превращении маленького животного в большого Человека. Путь - воспитание. Воспитание, а не обучение. Обучить всегда легче, чем воспитать. Но "нельзя ожидать сколько-нибудь серьезного изменения человека, пока господствуют формы воспитания и образований, выработанные еще троглодитами. Новый человек может быть сформирован только новой педагогикой».
Революция духа - основная задача человечества на ближайшую эпоху. Она требует действий целых правительств, крупнейших психологов, педагогов, талантливых администраторов. И, только будущие педагоги и воспитатели снимут последнее проклятие в последней войне, самой бескровной и самой тяжелой для ее солдат.
Идеология: не совершай необратимых поступков.
Идеал. В основе любой педагогики - идеал человека. Без разноцветных огонечков-маяков идеала все бессмысленно - педагогические цели, средства, путь. Идеал человека противоречив по своей сути - не может быть гармонического сложения предельно развитых качеств. Уточним эту мысль. Идеал противоречив, если человек, образ человека у авторов идеала непрост, неоднозначен. Для Стругацких это так.
Идеальный человек Стругацких - хозяин своей натуры, свободен, духовно и свободен физически. Он сам определяет свое бытие, свои ценности и свои пути. Он разный. Но тут же для всех его воплощений, для всех идеальных героев даются как бы и общие рамки: "Они должны быть умные/честные, добрые, чтобы любили работу и работали на благо людей". И снова повторяется - доброта, честность, благородство, душевная щедрость. И опять - "чтобы любили труд и знание". Но мысли уточняются, меняются, отменяются. И вот уже не доброта ценность, а милосердие. Доброта -пассивна, милосердие - активно. И вот уже не знание само по себе идеал, а компетентность, понимание своего дела.
И труд как ценность становится тоже непростой вещью: он расслаивается на труд - необходимость, труд – социальный энтузиазм и труд – творчество.
Но и это на поверхности. В глубине: же ценность человечности, которая выше всех ценностей, в том числе, тех, что являются ее следствием.
Цели. Цели педагогов, если они не сиюминутны, - всегда конкретизация идеала. Но есть сквозные цели. Они - дорожка, тропа, рельсы, воздушный коридор от того, что есть, - к звездам, к манящим огням совершенного. «Не построив путь, дорогу, нечего мечтать о движении. По Стругацким, этот путь - творчество, пробуждение таланта. Развитие фантазии, воображения, юмора, способности воспринимать мир как сложный, в противоречиях, способности получать удовольствие от рассмотрения связей и закономерностей - вот путь и ориентиры воспитания.
И еще раз предназначение человека - творчество. Но этот путь, эта цель - для нормальной жизни и ситуаций, для более-менее сносного общества.
В периоды социальных катастроф есть вещи посерьёзнее творчества. Это необходимость поддержки: душевной и физической поддержки.
Движущие силы. Разум и совесть движут человеком. Но что первично?
Совесть задает идеалы. Она - в глубине, она – сила. Разум - средство. Разум ищет пути, дороги к идеалу. Функция совести - указать азимут. Функций разума - искать» находить по азимуту тропу.
Но путь всегда не один, как перед витязем у придорожного камня, - "направо пойдешь... налево пойдешь". Витязь - модель человека в ситуации неопределенности, в ситуации самоопределения, в жизни, где цели неясны, средства непонятны и надо их самому определить. Скачки в развитии только так и случаются: через выбор.
Но педагог не наблюдатель - он строитель. Он может и должен облегчить путь ученика и поиск пути. Каковы же его педагогические средства? И вот здесь начинается самое интересное у Стругацких.
Пути. Средство парадоксально - понимание. Понимание и контакт. "Главное не знать, а понимать! Понимание - это оружие учителя".
Понимание, познание ведут к сравнению. Но Стругацкие говорят "нет" сравнению. "Люди бесконечны — они не сравнимы друг с другом".
Понимание - фундамент, Но над фундаментом растет здание. Педагогическое здание состоит из кирпичей действий. Действия увлечь, отвлечь, привязать к себе. В действии должна быть доброта (классика педагогики). Нет, говорят Стругацкие. В действии должно быть милосердие; Милосердие
- это этическая позиция учителя. Где есть милосердие - там воспитание. Где его нет - там дрессировка.
Отношения. Понимание, контакт, милосердие — не только действие, но и отношение. Педагогические отношения у Стругацких построены на трех заповедях. Первая - этическое, равенство любого носителя разума (мысль, отсылающая к иным мирам, Привязана еще больше к нашему миру, где любой - это другой человек, а значит, и ребенок). Перепишем формулу; этическое равенство учителя и воспитанника.
Вторая заповедь - стремись не совершать необратимых поступков.
И третья - есть границы вмешательства в личность, есть тайны личности. Это основа, фундамент. Но есть ключевые, замковые камни и в самой постройке. И первый из них - идеал компромисса. У философа и психолога Владимира Лефевра есть сравнительное исследование об этических установках российского и американского человека в ситуации конфронтации. Оказывается, мы, россияне, склонны к обострению конфликта, к противостоянию. Американцы же чаще настроены на компромисс, договоренность.
Идеал педагогики для Стругацких однозначен – не противостояние, а согласие.
Учитель. Какие они разные, учителя Стругацких: учителя по должности – Тенин из «Полдня ХХII века», Носов из "Отягощенных злом", Федосеев из «Жука в муравейнике"; и учителя по судьбе и позиции – Жилин, Юрковский, Быков из «Стажёров», Максим из "Обитаемого острова», Гепард из «Парня из преисподней"".
Но ко всем -
Воспитатель, воспитай себя.
Не ври самому себе.
Понимай.
Чувствуй себя учителем.
Но учитель не естъ манна небесная, данная обществу. Мир его должен создать, находить в человеке талант учителя, самый важный из талантов. Ибо и теория воспитания начнёт развиваться только после появления мощного слоя учителей. Это из публицистики (1987 год). Вскоре в "Отягощенных злом" появятся педагогические лицеи, художественный образ поиска и обучения учителей.
А потом… не менее одной десятой, а то и одной седьмой всего человечества будут учителями. И он, этот учитель будет авторитетнее нынешних, потому что пришёл в педагогику, прожив значительную и интересную жизнь.